233

08 февраля 2019 в 16:37

И вновь о северном завозе…

Во все времена завоз грузов был важнейшим вопросом жизнедеятельности Крайнего Севера. Потому «круглый стол», на котором рассматривался вопрос завоза в арктические и северные улусы республики, организованный постоянным комитетом Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, был весьма актуальным.

Система неэффективна
Открывая «круглый стол», председатель профильного комитета Павел Петров отметил, что 20 декабря 2018 года вопросы обеспечения поставок продукции в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов были рассмотрены на парламентских слушаниях в Совете Федерации ФС РФ.
В раздаточных материалах к «круглому столу» были приложены и рекомендации парламентских слушаний. В частности, там отмечается: «В настоящее время пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставок грузов в удаленные районы Крайнего Севера. Кроме того, ситуацию осложняет отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза. В этих условиях в проведение северного завоза вовлекается огромное количество участников, имеющих различные экономические интересы, что приводит к удорожанию поставок продукции в северные районы и увеличивает риски их срыва».
Рекомендации парламентских слушаний направлены в адрес Правительства РФ, Минтранспорта, Минэкономразвития РФ и органов исполнительной власти мсубъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера. Так, Правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопросы о необходимости разработки проекта федерального закона о досрочном завозе продукции в районы Крайнего Севера, предусматривающего, в том числе, определение понятия «северный завоз», критерии отнесения территорий к районам с ограниченными сроками завоза грузов, обязанности и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов МСУ за осуществление северного завоза, виды и формы господдержки и т.д., а также рекомендовано рассмотреть вопрос по определению органа, отвечающего на федеральном уровне за проведение северного завоза.
Как обстоят дела?
Информацию по этому вопросу озвучил председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Дмитрий Лепчиков. Как известно, завоз грузов в арктические и северные улусы осуществляется в летний период — водным транспортом, в зимний – автотранспортом.
По словам Дмитрия Лепчикова, в период навигации 2018 года, в целом, по республике завезено 1 млн. 254 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов, что составляет 106,4 % от плана, из них для нужд арктических районов доставлено 381 тыс. тонн (план 376 тыс. тонн).
Сейчас большое внимание уделяется перевозкам грузов по зимникам автомобильным транспортом.
— В этом году осень была аномально теплой, малоснежной. Устойчивые морозы начались только в январе. Но с учетом малоснежья промерзание льда произошло равномерно по всей территории республики. С учетом того, что в прошлый зимник в Эвено-Бытантайский улус не был доставлен весь объем газоконденсатного топлива для котельных п. Батагай, было принято решение о раннем открытии автозимника по сухопутному пути из п. Батагай до п. Батагай-Алыта. КП «Дороги Арктики» проведено наращивание льда на переправе через Яну и 14 декабря 2018 года ГУП «ЖКХ РС (Я)» начал перевозки из Батагая, — сообщил председатель Госкомитета.
На данный момент по всем направлениям идет наращивание количества автомашин, и интенсивность грузоперевозок увеличивается.
По словам Дмитрия Лепчикова, нынешний плановый объем перевозок грузов автотранспортом по республике составляет 637,6 тыс. тонн. По состоянию на 30 января 2019 года, фактически доставлено до пунктов назначения 217 тыс. тонн или 34 % от плана. Из общего объема в арктические и северные районы при плане 210 тыс. тонн, объем топливно-энергетических ресурсов составляет 178 тыс. тонн, из них пока доставлено 36,6 тыс. тонн (20 %).
Также председатель Госкомитета остановился на показателях по обеспеченности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов социально-значимыми продовольственными товарами, в том числе, и мукой для хлебопечения. Так, плановый объем перевозок этих товаров автотранспортом в нынешний зимний период составляет 7 659 тонн, из них в арктические и северные районы – 5 576 тонн.

Усилить работу с центром
Председатель постоянного комитета по строительству, ЖХК и энергетике Яков Ефимов поинтересовался стоимостью транспортных расходов по доставке жизнеобеспечивающих грузов. «Стоимость завоза жизнеобеспечивающих грузов по основным предприятиям, заказчикам в 2018 году составляет порядка 35 млрд. руб., в том числе, в северные и арктические районы – порядка 11 млрд. руб. Транспортные расходы обычно составляют 60-65 % от суммы», — ответил председатель Госкомитета. А представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» добавил: «Доставка топливно-энергетических ресурсов по затратам составляет 12 млрд. 73 млн. руб., из них на автозимник расходуется 5 млрд. 208 млн. руб., на навигацию – 6 млрд. 865 млн. руб.».
В ходе обсуждения вопроса Яков Ефимов также спросил, если транспортные расходы составляют 60-65 %, почему не рассматривается вопрос о добыче угля на месте, в северных районах республики, ведь запасы угля там достаточные? На что зам. генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» Жан Бурцев ответил, что они рассматривают вариант замещения.
— В этом году мы взяли пробную партию угля в Сангарах, это на Сангары, Жиганск, Олекминск. В этом году будем замещать полностью. Это приблизительно 60 тыс. тонн. Это нам даст экономию, по оценкам, 50-60 млн. руб. Также в следующую навигацию рассматриваем куларский уголь. С инвестором переговоры провели. Если добывать там будем, то ориентировочно это даст нам 265 млн. руб. экономии. Есть также угольный разрез на Индигирке, мы его тоже будем изучать, — сообщил он.
Председатель постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Елена Голомарева подняла вопрос низкого качества социально-значимых продовольственных товаров, которые завозятся в арктические и северные улусы, а также вопрос обеспечения безопасности людей на автозимниках.
Парламентарий Владимир Членов поинтересовался, сколько получает республика из федерального бюджета на завоз грузов на Крайний Север? Дмитрий Лепчиков ответил: «В соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами, предприятия-участники северного завоза в Республике Саха (Якутия) и транспортные предприятия, обеспечивающие этот завоз, на сегодняшний день с федерального бюджета средств не получают».
Владимир Членов, обратив внимание и на этот факт, и на прошедшие в Совете Федерации парламентские слушания, предложил правительству республики усилить работу по северному завозу с федеральным центром. Кроме этого, народный депутат отметил, что сегодня в Ил Тумэне разрабатывается закон о потребкооперации, а потребкооперация может стать важным звеном в обеспечении северного завоза. Также парламентарий предложил освободить от налогов всех тех, кто обеспечивает жизнедеятельность населения в арктических улусах.
А по мнению народного депутата РС (Я) Андрея Николаева, сегодня необходимо продумать вопросы грузоперевозок северного завоза, используя Северный морской путь, который обойдется намного дешевле.
Подытоживая «круглый стол», заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев отметил, что «северный завоз – это не только вопрос обеспечения тех, кто сегодня там проживает, а это государственная задача безопасности». Виктор Губарев, который непосредственно принимал участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации, выступил с докладом по проблемным вопросам северного завоза, особо подчеркнул, что все предложения Якутии вошли в конечный документ. По мнению вице-спикера, сегодня необходим координирующий орган по работе с федеральным центром, а также республика должна участвовать в каждой программе, во всех практических шагах, которые сегодня рассматриваются на федеральном уровне по северному завозу.

Поделиться