131

12 сентября 2019 в 09:00

О результатах контрольного мероприятия

Счетной палатой Республики Саха (Якутия) завершено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на содержание Центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных учреждений в рамках реализации государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы» и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы»», проведенное во исполнение поручения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.11.2018 №58-VI Счетной палатой Республики Саха (Якутия).

В рамках контрольного мероприятия проведены проверки в следующих учреждениях:
— Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее – Минтруд РС(Я));
— ГКУ РС(Я) «Республиканский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» (далее – РДДИУОД);
— ГКУ РС(Я) «Нерюнгринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Тускул» (далее – Нерюнгринский СРЦН);
— ГКУ РС(Я) «Верхневилюйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Верхневилюйский СРЦН);
— ГКУ РС(Я) «Сунтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Кэскил» (далее – Сунтарский СРЦН);
— ГКУ РС(Я) «Хангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Хангаласский СРЦН).
Центры социальной помощи семье и детям в количестве 12 единиц реорганизованы в отделения социальной помощи семье и детям Управлений социальной защиты населения и труда, распоряжением Правительства РС(Я) от 19.08.2016 №936-р.
Проверяемый период деятельности: 2016-2018 годы, текущий период 2019 года.
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Система социального обслуживания населения Республики включает 87 государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития РС(Я), финансирование которых предусмотрено одним мероприятием подпрограммы «Развитие социального обслуживания населения» (в 2016 году в рамках подпрограммы «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан») государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы» (до 2018 года) и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» (с 2018 года), что соответствует целям и задачам подпрограмм. Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств государственного бюджета РС(Я) ежегодно увеличивается, так в 2019 году по сравнению с 2016 годом финансирование увеличено на 42,6%. Предусмотренный объем средств на содержание социальных учреждений составляет от 20,7% до 24,8% в общем объеме ресурсного обеспечения Госпрограммы.
Указанным мероприятием предусмотрены бюджетные ассигнования на содержание всех социальных учреждений, подведомственных Минтруду РС(Я), независимо от типа и обслуживаемой категории лиц.
Планирование расходов охваченных проверкой учреждений осуществляется Минтрудом РС(Я) согласно требованиям бюджетного законодательства, которое осуществляется на основании нормативных расходов и доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом в нарушение п. 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений к сметам не приложены соответствующие обоснования (расчеты).
Сводной бюджетной росписью на содержание всех учреждений социального обслуживания выделены бюджетные ассигнования из государственного бюджета РС(Я) в 2016-2019 годах на сумму 15 641 581,3 тыс. рублей, в том числе в 2016 году – 3 207 875,3 тыс. рублей, в 2017 году – 3 374 253,1 тыс. рублей, в 2018 году – 4 432 826,9 тыс. рублей, в 2019 году – 4 626 626 тыс. рублей, включающее финансирование социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних предусмотрено 2 261 959,9 тыс. рублей или 14,5%, РДДИУОД – 830 297 тыс. рублей или 5,3% от общего объема финансирования учреждение за 2016-2019 годы.
Бюджетные ассигнования проверенных учреждений за 2016-2018 годы предусмотрены на расходы на оплату труда и соответствующие начисления на оплату труда – 80,6%, оплату услуг — 12,6%, пособия населению – 0,2%, прочие расходы – 0,8%, расходы на увеличение стоимости основных средств – 0,3%, расходы на приобретение материальных запасов – 5,9%.
По проверенным учреждениям доведенные средства в 2016 и 2018 годах освоены в полном объеме. В 2017 году отмечается уровень освоения – 94,9%, что связано с неполным доведением предельных объемов финансирования при утвержденных лимитах. Аналогичная ситуация сложилась в целом по всем казенным учреждениям.
Установлено, что дебиторская и кредиторская задолженности образуются текущего характера, без образования значительных сумм просроченной задолженности. Образование значительной кредиторской задолженности, в том числе просроченной, отмечается только по итогам 2017 года в основном по оплате коммунальных услуг, которая образована в результате неполного доведения главным распорядителем бюджетных средств предельных объемов финансирования расходов.
Доведенные средства используются на предусмотренные цели за исключением отдельных нарушений:
1. Проверка соответствия деятельности проверенных учреждений учредительным документам показала, что РДДИУОД в нарушение статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществляет деятельность по социальному обслуживанию лиц достигших 18 лет.
2. Проведенной проверкой расходов на оплату труда установлено:
Расчет фонда оплаты труда учреждений осуществляется в соответствии с Порядком формирования фонда оплаты труда, утвержденным постановление Правительства РС(Я) от 28.08.2017 №290 (с 2018 года), и Концепцией перехода на новые системы оплаты труда, утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 18.09.2008 №372 (до 2018 года). При этом установлено, что в 2016 году фонд оплаты труда РДДИУОД завышен на 384,6 тыс. рублей.
Оплата труда в проверенных учреждениях осуществлялась в соответствии с утвержденным штатным расписанием, которые разработаны согласно Положениям об оплате труда, утвержденными приказами Минтруда РС(Я) от 22.02.2019 №204-ОД, от 12.05.2017 №654-ОД, от 16.10.2013 №946-ОД.
Рабочие места в проверенных учреждениях в целом укомплектованы, так по проверенным социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних вакансии отсутствовали, вместе с тем в РДДИУОД отмечается ежегодное наличие вакансий по педагогическим работникам от 1,8 до 3 ед., по медицинским работникам от 5,1 до 8 ед., по работникам общеотраслевых профессий от 0,5 д 1 ед. исполнения обязанностей по которым осуществляется как внутренними так и внешними совместителями;
В целях реализации постановление Правительства РС(Я) от 02.10.2017 №320 «О мерах по реализации в 2017-2018 годах Указа Президента РС(Я) от 29.08.2012 №1616 «О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в РС(Я) на 2012-2017 год» Минтрудом РС(Я) изданы приказы об утверждении показателей средней заработной платы отдельных категорий работников на 2017-2019 годы.
При этом отмечается, что установленные значения средней заработной платы не достигаются исходя из расчетного фонда оплаты труда, в результате чего, для достижения учреждениями установленных показателей Минтрудом РС(Я) произведено дополнительное доведение бюджетных ассигнований на оплату труда, не учтенных при расчете фонда оплаты труда.
Таким образом, принятые меры по дополнительному финансированию оплаты труда до установленных показателей средней заработной платы несли не постоянный характер.
Также установлено, что при достижении установленных показателей уровня средней заработной платы учитывается увеличение оплаты труда за счет внутреннего совместительства, т.е. фактический уровень заработной платы без учета оплаты труда за выполнение дополнительной работы по внутреннему совместительству был ниже.
Также установлены отдельные нарушения и недостатки при оплате труда:
— РДДИУОД в 2018 году начислена и выплачена дополнительная оплата труда сверх установленных показателей средней заработной платы на общую сумму 329,2 тыс. рублей;
— допущено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 690,7 тыс. рублей, в том числе:
РДДИУОД в 2017 году в нарушении Положения об оплате труда начислена и выплачена завышенная заработная плата при установленном меньшем уровне на сумму 477,8 тыс. рублей.
Хангаласским СРЦН в нарушение части 1 статьи 287 Трудового кодекса РФ оплачен внешнему совместителю проезд к месту проведения отпуска на сумме 87,8 тыс. рублей;
Нерюнгринский СРЦН в 2018 году в нарушение пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса РФ произведено перечисления налога на доходы физических лиц на сумму 125,1 тыс. рублей до фактического получения налогоплательщиком дохода.
— отвлечены средств государственного бюджета РС(Я) на сумму 780,7 тыс. рублей на оплату пособия по временной нетрудоспособности и не получено страховое обеспечения за счет Фонда социального страхования Хангаласским СРЦН;
— начислена и оплачена заработная плата заместителю главного бухгалтера по уровню, не согласованному с Минтрудом РС(Я) на сумму 452,6 тыс. рублей.
3. Проверкой обеспечения основными средствами проверенных учреждений установлено:
Основные средства социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних имеют высокий уровень износа. Наибольший уровень износа основных средств установлен по Сунтарскому СРЦН – 95,9%, в том числе износ помещений составил 100%, также высокий уровень износа установлен по Нерюнгринскому СРЦН – 94,1%. В Хангаласском и Верхневилюйском СРЦН на уровне 69,1% и 66,8% соответственно. По РДДИУОД износ составил 28,2%.
Помещение Хангаласского СРЦН не соответствует п.4.17 СанПин 2.4.3259-15, согласно которому организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть оборудовано приемно-карантинным отделением с отдельным входом, с буфетом и санитарно-бытовыми помещениями и не менее 2 палатами.
В Хангаласском и Верхневилюйском СРЦН на балансе имеются неиспользуемые недвижимые имущества, по которым за проверяемый период уплачен налог на имущество на общую сумму 91,7 тыс. рублей, что является неэффективным использованиям бюджетных средств.
Нерюнгринским СРЦН в нарушение п.5.8.Устава учреждения, ст.6 Закона РС(Я) от 8.11.2012 1125-З№1135-IV «Об управлении государственной собственностью Республики Саха(Якутия)», п.4 ст.298 Гражданского Кодекса РФ без согласования с отраслевым Министерством и МИЗО РС(Я), на основе безвозмездного пользования передано государственное имущество с общей балансовой стоимостью 240,7 тыс. рублей коммерческой организации ООО «Азия».
4. По обеспечению продуктами питания, мягким инвентарем и медикаментами:
Обеспечение питанием воспитанников проверенных учреждений, осуществляется в соответствии с меню, утвержденным Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по РС(Я), предусматривающее ежедневное пятиразовое питание.
При этом в Хангаласском СРЦН за весь период проверки в нарушение требований 6.4,6.5 СанПин 2.4.5.2409-08 отсутствовало меню на питание несовершеннолетних, утвержденное Территориальным отделом Управления Роспотребнадзор по РС(Я) в Хангаласском районе.
Обеспечение социальных учреждений питанием, медикаментами и мягким инвентарем не соответствует нормам, установленным постановлением Правительства РС(Я) от 25.05.2006 №218 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета РС(Я)» (далее — Постановление №218).
Фактически установлены факты приобретения продуктов питания сверх установленных натуральных норм Постановлением №218, не предусмотренные при планировании бюджетной сметы, чем создаются риски нецелевого использования бюджетных средств.
Одновременно с тем, по отдельным продуктам питания закуплены в меньшем объеме от установленных нормативов, в результате чего учреждениями создаются риски неполного и некачественного выполнения полномочий по предоставлению социальных услуг.
Установлено, что в РДДИУОД бюджетные средства направлены на создание значительных запасов продуктов питания, в результате чего создаются риски неэффективного использования средств государственного бюджета РС(Я). В суммовом выражении образованные остатки на конец 2016 года составили 9% от суммы использованных продуктов в 2016 году, в 2017 году – 50%, в 2018 году – 24%.
Выборочной проверкой медикаментов и мягкого инвентаря установлено, что РДДИУОД произведена закупка медикаментов и мягкого инвентаря в объемах не сопоставимых с их использованием, в результате чего образованы неиспользуемые остатки. Таким образом, неэффективное расходование средств бюджета, направленное на приобретение медикаментов составило 150,9 тыс. рублей, мягкого инвентаря – 269,7 тыс. рублей.
При этом установлено, что единицы измерения нормативов медикаментов приведены в упаковках, штуках и флаконах без конкретного указания объема, дозировки, не учитывая их аналогов, в связи с чем усложнено планирование объемов закупаемых средств.
Отдельно отмечается, что в нормативы, утвержденные Постановлением РС(Я) №218, не вносились изменения с момента их утверждения, т.е. с 2006 года.
За проверяемый период целевые индикаторы касающиеся мероприятия «Содержание подведомственных социальных учреждений» пересматривались 3 раза, согласно государственным программам утвержденным Указами Президента РС(Я) от 12.10.2011 №976 и Указом Главы РС(Я) от 30.11.2017 №2235. При этом за весь период, финансирование учреждений осуществлялось одним мероприятием Госпрограмм.
Показатели в целом достигнуты, кроме показателя «Количество семей, находящихся в социально-опасном положении, поставленных на учете в органе социальной защиты населения» за 2017 год, исполнение 96,6% и показателя «Доля охвата досуговыми и культурно-массовыми мероприятиями пожилых людей, в том числе предоставление услуг Школами третьего возраста, в общей численности пожилых людей» исполнение 94,1%.
Следует отметить, что показатели госпрограмм, касающиеся охваченных проверками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних имели соответствующие целевые показатели в 2016-2017 годах. С 2018 года отдельные показатели, характеризующие работу социальных учреждений по видам не предусмотрены, в частности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детского дома-интерната для умственно отсталых детей, и центров социальной помощи семье и детям, а установлен 1 показатель «Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей».
При этом установлено, что достижение показателя «Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей», установленного с 2018 года, определяется Минтрудом РС(Я) на основании отчетов о выполнении государственных заданий, при этом государственные задания для социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних не доводятся, т.е. результаты деятельности указанных учреждений не учитываются при учете фактического достижения целевого показателя(индикатора). Таким образом, в нарушение пункта 25 Указа Главы РС(Я) от 14.08.2017 №2076 «О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), предлагаемых к реализации с 2018 года» в госпрограмме отсутствует взаимосвязь между предоставлением денежных средств и показателями.
В соответствии с информацией Минтруда РС(Я) всего в учреждениях, подведомственных Минтруду РС(Я), за проверяемый период обслужено 49 570 человек, в том числе в 2016 году – 16 477 человек, в 2017 — 16 177 человек, в 2018 — 16 916 человек.
Наибольшее количество людей обслужено отделениями на дому при УСЗН и ГБУ «КЦСОН г. Якутска» — 33,7%, реабилитационными центрами комплексной реабилитации инвалидов для детей и взрослых оказали социальные услуги 32,5% получателей. Психоневрологические интернаты для детей и взрослых обслуживают 6,5% получателей, дома интернаты для престарелых и инвалидов – 7,9%, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних обслужили 18,7% получателей социальных услуг.
По данным статистической отчетности численность несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях для несовершеннолетних за проверяемый период ежегодно снижается, за 2016 год 3548 детей, за 2017 год 2767 детей, за 2018 год 2712 детей. Численность несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию за последние 3 года сократилась на 23,6%.
Среднегодовая численность воспитанников РДДИУОД остается практически на одинаковом уровне и составила: в 2016 году – 164, в 2017 году – 161, в 2018 году — 163 воспитанника.
Проведенным анализом штатной численности работников в зависимости от количества обслуженных лиц, установлено, что при уменьшении числа обслуженных лиц в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних штатная численность работников остается на одном уровне. Численность работников РДДИУОД незначительно сокращена на 1 ед. при сохранении количества обслуженных лиц. При этом по всем учреждениям отмечается сокращения числа руководителей и увеличение числа специалистов.
Расходы учреждений на оплату труда значительно выросли в связи с увеличением уровня оплаты труда. Также отмечается снижение расходов на закупку материальных запасов, включающих закупку продуктов питания, медикаментов и мягкого инвентаря, по учреждениям в которых наблюдается снижение численности обслуженных лиц, и увеличение по Хангаласскому СРЦН где наблюдается увеличение численности обслуженных лиц.
Постановления Минтруда РФ от 29.03.2002 №25 утверждены рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с соответствии с которым в Республике Саха (Якутия) не обеспечено рекомендованное количество учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних в 6 муниципальных образованиях, в том числе муниципальные образования в которых данный тип учреждений отсутствует Аллаиховский, Анабарский, Верхнеколымский, Эвено-Бытантайский, ГО «Жатай» и в г. Якутске 7 учреждений, исходя из численности 1 учреждение на 10 тыс. детей.
Также в соответствии с Приказом Минтруда РФ №934н в Республике не обеспечено рекомендованное количество мест (на 353 места) в детских психоневрологических интернатах исходя из расчета в 20 мест на 10 тысяч детей.

Коллегией Счетной палаты Республики Саха (Якутия) (постановление от «23» августа 2019г. №17-1) рассмотрен и утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены
— информационные письма в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) (с приложением отчета), Правительства РС(Я) (с приложением отчета), Министерства финансов РС(Я), ГКУ РС(Я) «Сунтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Кэскил»;
— представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес: Министерства труда и социального развития РС(Я), ГКУ РС(Я) «Республиканский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», ГКУ РС(Я) «Нерюнгринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Тускул», ГКУ РС(Я) «Верхневилюйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГКУ РС(Я) «Хангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Заместитель председателя И.Д. БАСОВА

Поделиться