171

12 августа 2019 в 14:18

«Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы»» (параллельное с муниципальными контрольно-счетными органами Амгинского, Вилюйского и Сунтарского районов).

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З № 837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)», пунктом 2.32 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2017 год, предложением Главы Республики Саха (Якутия) (письмо 02 декабря 2017 года № 1472-А1) Счетной палатой Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы»» (параллельное с муниципальными контрольно-счетными органами Амгинского, Вилюйского и Сунтарского районов). Контрольное мероприятие проведено на объектах: Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика РС(Я)», МО «Город Ленск» Ленского района РС(Я); МР «Олекминский район» РС(Я); МО «Город Олекминск» Олекминского района РС(Я); МО «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского района РС(Я); ГО «Жатай» РС(Я); МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса (района) РС(Я); МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) РС(Я). Проверяемый период деятельности: 2016-2017 годы (при необходимости более ранние периоды). По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
  1. За последние пять лет, период реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в республике расселены 28 883 жителей из 11 340 аварийных жилых помещений общей площадью 473 773,74 м2.
За указанный период темп роста общей площади аварийных домов в 32 раза превысил темп роста общей площади жилых помещений. Наибольшая площадь аварийного жилищного фонда за 2016 год отмечается в Нерюнгринском районе (15,7% от общей площади аварийного жилищного фонда республики), Алданском районе (15,3%) и Ленском районе (11,3%). В Булунском районе отсутствует аварийный жилищный фонд. В программе участвуют только 43 муниципальных образования (9,6% от общего количества МО), в том числе пять северных районов, арктические районы в программе не участвуют. При этом по данным статистики аварийный фонд в многоквартирных домах по состоянию на 01.01.2012 в арктических и северных районах составлял 49,4 тыс. м2, из которых признаны аварийными в установленном порядке только 44%.
  1. В соответствии с Республиканской адресной программой за период ее действия подлежало переселению 29,7 тыс. человек из 11,7 тыс. жилых помещений общей площадью 490,84 тыс. м2.
По данным муниципальных образований, представивших информацию в Счетную палату, реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда фактически не завершена, не переселено 892 человека из 384 жилых помещений общей площадью 17 551,6 м2 (МО «Город Ленск», МО «Город Нерюнгри», МО «Поселок Серебряный Бор», МР «Томпонский район», МО «Поселок Чульман»). Кроме того, по результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой МР «Вилюйский район», установлено не завершение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в МР «Вилюйский район», фактически не переселен 241 человек из 104 жилых помещений общей площадью 3 660,7м2. При этом Минстрой РС(Я) и ГКУ СГЗ не обладают достоверной информацией о ходе реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в Счетную палату представлены завышенные данные по реализации мероприятий Республиканской адресной программы, а именно, по количеству жителей, подлежащих расселению, на 120 человек, по количеству расселяемых помещений на 42, по расселяемой площади на 2 020,45 м2). Проверкой установлено, что в нарушение ст. 22 Федерального закона № 185-ФЗ, раздела 4 Республиканской адресной программы, Договора от 18.06.2008 года № 27-3С Минстроем РС(Я) предоставлялись на утверждение Главе РС(Я) и в Фонд не в полной мере достоверные отчетные данные, сформированные ГКУ СГЗ, на основании недостоверных данных, предоставляемых муниципальными образованиями. Кроме того, в связи с несогласованностью действий Минстроя РС(Я) (ГКУ СГЗ) и муниципальных образований в Республиканскую адресную программу не включены 79 аварийных жилых домов по МО «Город Олекминск» Олекминского района и 7 аварийных жилых домов МО «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
  1. На реализацию мероприятий подпрограммы Переселение Законами о госбюджете на 2016-2017 годы предусмотрено финансирование в размере 16 124 682,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда 5 519 933,9 тыс. рублей, госбюджета РС(Я) 10 604 748,9 тыс. рублей.
Фактическое финансирование мероприятий за указанный период составило 14 152 355,9 тыс. рублей (5 616 347,3 тыс. рублей (100% по сводной бюджетной росписи) за счет средств Фонда, 8 536 008,5 тыс. рублей (92% от сводной бюджетной росписи) за счет госбюджета РС(Я)).
  1. Проверкой соблюдения Минстроем РС(Я) (ГКУ СГЗ) условий предоставления субсидий муниципальным образованиям на реализацию Республиканской адресной программы нарушений не установлено.
При этом на уровне МО «Поселок Сангар» установлено нарушение условий предоставления и расходования межбюджетных трансфертов, выразившееся в утверждении администрацией муниципального образования предельной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений у лиц являющимися застройщиками этих жилых помещений (на первичном рынке) в каменном варианте на территории г. Якутска в размере 69 862 рублей, что выше предельной стоимости, установленной приказами Минстроя РС(Я), на 5 832,0 рублей по г. Якутску (64 030,0 рублей) и на 3 420,0 рублей по п. Сангар (66 442,0 рублей). Также в ходе проверки выявлено нарушение ст. 179 БК РФ, раздела 3 «Механизм реализации программы» Республиканской адресной программы в части превышения приобретенной площади (по социальному жилью) на 735,5 м2 на сумму 41 553,1 тыс. рублей, за счет средств Фонда 13 201,7 тыс. рублей, госбюджета РС(Я) 15 581,6 тыс. рублей, местного бюджета 12 769,8 тыс. рублей (МО «Город Олекминск», МО «Сунтарский наслег», МО «Поселок Усть-Мая», МО «Город Ленск», ГО «Жатай»). Кроме того, по этапу 2015 года по 11 муниципальным образованиям из 35 установлено (расчетно) превышение общей приобретенной площади на 4,3 тыс. м2 в сумме 246 252,4 тыс. рублей (коэффициент превышения от 1,21 по МО «Поселок Усть-Нера» до 1,67 по МО «Амгинский наслег»). По этапу 2016 года по 19 из 33 муниципальных образований установлено (расчетно) превышение фактически приобретенных общих площадей жилых помещений на 5,8 тыс. м2 в сумме 349 105,2 тыс. рублей (коэффициент превышения от 1,16 по МО «Жиганский национальный эвенкийский наслег» до 1,31 по МО «Город Ленск» и МР «Томпонский район»). При этом Минстрой РС(Я) и ГКУ СГЗ не обладают информацией о соблюдении муниципальными образованиями основных требований, предъявляемых к приобретаемым (строящимся) жилым помещениям, что привело к неэкономному использованию бюджетных средств муниципальными образованиями.
  1. Следует отметить, что средняя стоимость 1 м2 в республике, утвержденная приказами Минстроя РС(Я), выше средней стоимости, утверждаемой приказами Минстроя РФ, но ниже средней стоимости, сложившейся на территории республики по статистическим данным.
При этом в ходе проверки установлены факты приобретения большего объема площадей и количества жилых помещений при определенном объеме бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Республиканской адресной программы в муниципальных образованиях, что свидетельствует о завышении приказами Минстроя РС(Я) предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений. Необходимо отметить, что на уровне республики отдельными приказами Минстроя РС(Я) утверждается средняя стоимость строительства (приобретения) 1 м2 общей площади жилого помещения в разрезе муниципальных образований по разным направлениям расходования средств госбюджета РС(Я) (для расчета субсидий по реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расчета объема субвенций на предоставление жилья детям-сиротам, расчета социальной выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям). При этом утвержденная стоимость по отдельным приказам министерства на 2016 год не совпадает. Так, предельная стоимость 1 м2 общей площади жилья по виду конструкций объектов жилищного строительства «каменное» по Олекминскому району (г. Олекминск) и Сунтарскому улусу (п. Сунтар), утвержденная приказом министерства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, выше стоимости 1 м2, утвержденной приказами для расчета объема субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и расчета социальной выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям, на 4 169,0 рублей и на 1 106,0 рублей соответственно.
  1. В целях усиления контроля качества предоставляемых жилых помещений, Минстроем РС(Я) созданы Региональная комиссия по вопросам качества жилых помещений, предоставляемых гражданам при реализации Региональных адресных программ РС(Я) и Рабочая комиссия по обеспечению контроля качества, муниципальными образованиями утверждены межведомственные комиссии по приемке законченных строительством объектов (по проверенным муниципальным образованиям имеются положительные заключения указанных межведомственных комиссий).
Вместе с тем, в ГО «Жатай» и МО «Сунтарский наслег» при приемке объектов в составе межведомственных комиссий отсутствовали представители органов государственного строительного и жилищного надзора, государственного пожарного надзора, государственного санитарного надзора, а в МО «Поселок Сангар» не проведена государственная экспертиза проектно-сметной документации приобретенных объектов и их приемка произведена при отсутствии положительного заключения межведомственной комиссии.
  1. Общий объем проверенных средств Счетной палатой составил 2 287 911,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств Фонда - 810 546,6 тыс. рублей, госбюджета РС(Я) - 1 180 554,4 тыс. рублей, местных бюджетов - 296 810,3 тыс. рублей.
Общий объем выявленных Счетной палатой нарушений, недостатков и рисков в размере 733 859,9 тыс. рублей (1809 фактов), или 32,1% от общего объема проверенных средств, в том числе: нарушения в размере 411 238,3 тыс. рублей (1251 факт), или 17,9% от общего объема проверенных средств (нецелевое использование бюджетных средств 44 546,8 тыс. рублей (25 фактов)); недостатки в размере 319 037,1 тыс. рублей (556 фактов), или 13,9% от общего объема проверенных средств (неэффективное использование бюджетных средств 319 037,1 тыс. рублей (541 факт)); риски нецелевого использования бюджетных средств в размере 3 173,4 тыс. рублей (2 факта), или 0,1% от общего объема проверенных средств.
  1. Общий объем проверенных средств муниципальными контрольно0-счетными органами составил 1 434 348,1 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – 465 606,8 тыс. рублей, госбюджета РС(Я) – 539 905,3 тыс. рублей, местных бюджетов – 428 836,0 тыс. рублей.
Общий объем выявленных нарушений и недостатков в размере 258 939,2 тыс. рублей, или 18% от общего объема проверенных средств, в том числе: нарушений - 3 918,4 тыс. рублей (нарушения Федерального закона 44-ФЗ); недостатков - 255 020,8 тыс. рублей (неэффективное использование бюджетных средств).
  1. Минстрой РС(Я) и ГКУ СГЗ не осуществляли контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, что привело к нецелевому и неэффективному использованию средств муниципальными образованиями:
- нецелевое использование в размере 44 546,8 тыс. рублей (25 фактов), в том числе за счет средств Фонда – 6 915,6 тыс. рублей, госбюджета РС(Я) – 36 083,6 тыс. рублей, местных бюджетов – 1 547,6 тыс. рублей, выразившееся в переселении граждан из аварийных домов не включенных в перечень многоквартирных домов Республиканской адресной программы (МО «Город Олекминск», МО «Поселок Усть-Мая»), а также в оплате невыполненных работ (МО «Поселок Усть-Мая», МО «Поселок Сангар»); - неэффективное использование бюджетных средств в размере 319 037,1 тыс. рублей (541 факт), в том числе: средства Фонда - 93 570,6 тыс. рублей,  госбюджета РС(Я) - 153 067,6 тыс. рублей, местного бюджета - 72 398,9 тыс. рублей, выразившееся в приобретении жилых помещений с превышением планируемой площади (МО «Город Олекминск, МО «Город Ленск», МО «Поселок Усть-Мая», МО «Сунтарский наслег», МО «Поселок Сангар»); в приобретении 30 квартир, которые на момент проведения контрольного мероприятия пустуют по причинам неизвестности местонахождения граждан, подлежащих переселению, и оформления наследства (МО «Город Ленск, МО «город Олекминск»); в авансовой оплате невыполненных работ при наличии гарантийного письма (МО «Сунтарский наслег»). Проверкой установлено приобретение МО «Город Олекминск» излишних 2-х жилых помещений в связи с чем существует риск нецелевого использования бюджетных средств в размере 3 173,4 тыс. рублей (1 126,6 тыс. рублей - средства Фонда, 1 980,2 тыс. рублей - средства госбюджета РС(Я), 66,6 тыс. рублей -средства местного бюджета).
  1. В нарушение Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в МО «Поселок Сангар» в жилом доме не установлен пандус, предусмотрены только лестничные подъемы, при этом в доме проживает гражданин А. с ограниченными возможностями. Также в нарушение условий Соглашения в МО «Город Олекминск» маломобильному гражданину С. предоставлена квартира на 5-м этаже, вместо 1 (2) этажа..
С учетом выявленных нарушений, отсутствием экономности и эффективности использования бюджетных средств, не завершением реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при завершении действия программы с 01 января 2018 года, недостижение основных индикаторов (показателей) реализации подпрограммы Переселение, расходование бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по мнению Счетной палаты, не достаточно результативно.   Коллегией Счетной палаты РС (Я) (постановление от 28 апреля 2018 года №10-1) рассмотрен и принят отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены:
  1. Представления для устранения выявленных нарушений и недостатков объектам проверки.
  2. Информационные письма: Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я), Главе РС(Я), Правительству РС(Я), Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ (в соответствии с заключенным Соглашением), Министерству финансов РС(Я) с указанием нарушений, влекущих административную ответственность, для принятия мер реагирования, Государственному комитету РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок и Представительным (Контрольно-счетным) органам муниципальных образований для использования в работе (обзор выявленных нарушений и недостатков).
  3. Обращение в Следственное управление Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств муниципальными образованиями, имеющим признаки уголовного преступления.
  4. Уведомление в адрес Министерства финансов РС(Я) для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения.

Поделиться