46

12 августа 2019 в 14:58

Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов, в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате РС (Я)» от 10 ноября 2011 976-З № 837-IV, пунктами 2.29 и 2.1 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2018 и 2019 годы соответственно, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) (постановление от 21 ноября 2018 ГС № 58-VI) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов, в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)». Контрольное мероприятие проведено на объектах: Министерство строительства РС (Я), Администрация МР «Мегино-Кангаласский улус» РС(Я), Администрация МО «Село Майя» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Харанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Ходоринский наслег» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «поселок Нижний Бестях» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Нерюктяйинский наслег» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Хаптагайский наслег» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Рассолодинский наслег» МегиноКангаласского улуса РС(Я), Администрация МО «Намский улус» РС(Я), Администрация МО «Хомустахский 2-й наслег» Намского улуса РС(Я), Администрация МО «Ленский наслег» Намского улуса РС(Я), Администрация МО «Хатын-Арынский наслег» Намского улуса РС(Я), Администрация МО 2 «Хамагаттинский наслег» Намского улуса РС(Я), Администрация МО «Нерюнгринский район» РС(Я), Администрация МО ГП «поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района РС(Я), Окружная администрация ГО «Город Якутск» РС(Я). Проверяемый период деятельности: 2016 год - текущий период 2019 года (при необходимости более ранние периоды). По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
  1. Во исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации, начиная с 2012 года, в республике реализуются мероприятия по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков, выданных многодетным семьям. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2016 г. №1464 Правительству Республики Саха (Якутия) поручено обеспечить совместно с органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в течение 3 лет необходимой инфраструктурой земельные участки, предоставленные до 10 ноября 2016 года многодетным семьям. Кроме того, разработана нормативноправовая база, регламентирующая предоставление субсидии на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов. При этом Счетной палатой отмечены некоторые недостатки принятых актов, в частности, несоответствие задач, мероприятий, индикаторов (показателей) госпрограмм «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденной Главой Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 №977 (далее ГП-68) и «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы», утвержденной Указом Главы РС(Я) от 25.10.2017 года №2165 (далее ГП-20) стратегическим документам; отсутствие взаимоувязки по целям, задачам, показателям (индикаторам) и финансовому обеспечению реализации мероприятий госпрограмм; несоответствие условий предоставления (расходования) субсидии в Положении №10, Порядках №331, №99, регламентирующих предоставление субсидии на развитие и освоение территорий в целях жилищного строительства, требованиям, установленным в Правилах №102, 407; наличие условия предоставления субсидии «при предоставлении земельных участков в зоне жилой застройки не менее 40% среди многодетных семей», которое нарушает права иных граждан, получивших земельные участки под ИЖС, при фактическом отсутствии в муниципальном образовании многодетных семей (многодетных семей, желающих получить земельные участки под ИЖС).
  2. За 7 лет реализации мероприятий, направленных на развитие и освоение территорий, по данным Минимущества РС(Я) и Минстроя РС(Я) по состоянию на 01.01.2019 года предоставлено многодетным семьям 8 708 земельных участков в 35 муниципальных образованиях за исключением Булунского района, из них 3 70,4% или 6130 земельных участков выделено под ИЖС многодетным семьям в 33 муниципальных образованиях за исключением Анабарского, Булунского и Таттинского районов, обеспечено необходимой инфраструктурой 17% вышеуказанных земельных участков (из них обеспечено электрификацией 4 176 земельных участков, или 68% от предоставленных, дорожным сообщением 2 582 (42%), газом 346 (6 %), летним водопроводом 163 (3 %)). Проверкой установлено, что Минстрой РС(Я) не обладает информацией по общему количеству предоставленных земельных участков с учетом всех категорий получателей (информация предоставлена только по многодетным семьям).
  3. Всего за проверяемый период 2016-2018 годы на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов Законами о госбюджете и в рамках госпрограмм (ГП-68, ГП-20) предусмотрено государственных средств в сумме 489 787 тыс. рублей (исполнение 476 911 тыс. рублей), в том числе: за 2016 год – 288 429 тыс. рублей (исполнение 281 758 тыс. рублей, или 97 % от плана СБР); за 2017 год -137 312 тыс. рублей (131 107 тыс. рублей (95,5%)); за 2018 году - 64 046, 3 тыс. рублей (100%), в том числе 44 407 тыс. рублей - на оплату кредиторской задолженности по соглашениям 2017 года (12 МО); 19 639 тыс. рублей - на электрификацию квартала «Баттах» микрорайона «Юбилейный» с.Октемцы» Хангаласского улуса (в целях устранения последствий паводка).
По предварительной оценке в 2019 году ожидается предоставление заявок муниципальными образованиями на общую сумму 513,7 млн. рублей, в том числе 55,4 млн. рублей на погашение кредиторской задолженности муниципальных образований перед ПАО «Якутскэнерго», что в 7 раз меньше сложившейся кредиторской задолженности перед обществом по состоянию на 01.03.2019г. (385,9 млн. рублей). Необходимо отметить, что недофинансирование средств субсидии из госбюджета на развитие и освоение территорий в целях индивидуального жилищного строительства приводит к излишним расходам местных бюджетов, связанных с судебными расходами в результате несвоевременной оплаты за выполненные работы по заключенным контрактам. Так, отсутствие своевременного финансирования из госбюджета муниципальных образований в 2016 - 2017 годах привело к излишним расходам средств местного бюджета в сумме 2 216 тыс. рублей (неустойка, пени и госпошлина за несвоевременное выполнение обязательств по контрактам, заключенным с ПАО «Якутскэнерго»).
  1. Общий объем проверенных Счетной палатой средств составил 565 169 тыс. рублей (489 787 тыс. рублей за счет средств госбюджета, 75 382 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов). Из них на объектах МО проверено средств 4 303 478 тыс. рублей (228 096 тыс. рублей за счет средств госбюджета, 75 382 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов), или 53,8% от объема выделенных средств.
Всего в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проведено 20 визуальных осмотров объектов, которые подтвердили целевое расходование муниципальными образованиями средств, выделенных на электрификацию, дорожную сеть и газификацию земельных участков. При этом общий объем нарушений, недостатков и рисков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составил 393 566 тыс. рублей (385 829 тыс. рублей за счет средств госбюджета, 7 737 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов) (529 фактов), или 69,6% от общего объема проверенных средств. Общий объем нарушений 388 927тыс. рублей (383 731 тыс. рублей за счет средств госбюджета, 5 196 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов) (522 фактов), из них 71% или 276 848 тыс. рублей (129 факта) - нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных субсидий, в том числе: в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, раздела 5 подпрограммы «ИЖС», раздела 8 подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства», Приложения №13 ГП-68, Положения №10, Порядка №331 и заключенных Соглашений Минстроем РС(Я): - произведен отбор муниципальных образований на получение субсидии из госбюджета при отсутствии обязательных документов к заявке, подтверждающих критерии отбора (80 фактов); - не соблюден порядок расчета при распределении субсидии в размере 24 663 тыс. рублей (4 факта) (неправомерно увеличены объемы субсидии двум МО (ГО «Жатай» на 20 400 тыс. рублей, Намский район на 4 263 тыс. рублей) и неправомерно уменьшены объемы субсидии двум МО (Мегино-Кангаласский район на 8 569,4 тыс. рублей, Нерюнгринский район на 16 139,1 тыс. рублей); - нарушены условия предоставления субсидии в результате излишнего их перечисления в адрес МО в размере 13 926 тыс. рублей (12 фактов) при отсутствии подтверждающих документов (актов ф. КС-2, КС-3, графиков перечисления в соответствии с заключенными контрактами (договорами, соглашениями)), что подтверждается фактом возврата указанных средств по окончании отчетного года и пояснениями Минстроя РС(Я) (2016г. – Усть - Алданский, Среднеколымский, Верхоянский, Оленекский районы; 2017г. - Сунтарский, Оленекский, Мегино-Кангаласский, Алданский, Нюрбинский, Нерюнгринский районы и ГО «Жатай»). в нарушение статей 139, 179 Бюджетного кодекса РФ, приложения № 12,13 ГП-68, Правил №102, Порядка №331, Положения №10 муниципальными 5 образованиями нарушены условия расходования субсидии (238 258 тыс. рублей (33 факта)) в части: не обеспечения софинансирования за счет местного бюджета тремя МО (32 566 тыс. рублей ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринский район, 23 500 тыс. рублей МР «Намский улус», 1 000 тыс. рублей МО «Мельжехсинский наслег» Мегино - Кангаласский район); не соблюдения процента софинансирования из бюджета муниципального образования (62 149 тыс. рублей (12 фактов) МО «Мегино-Кангаласский улус»); расходования субсидии при отсутствии: положительного заключения государственной экспертизы проектно - сметной документации (ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района); несоблюдения условия в части предоставления земельных участков не менее 40% многодетным семьям (16 759 тыс. рублей (3 факта) - МО «Хомустахский наслег», МО «Хатын-Арынский наслег», МО «Хамагаттинский наслег» Намского района; 8 409 тыс. рублей (4 факта) - МО «Харанский наслег», МО «Хаптагайский наслег» Мегино-Кангаласского района); критериев отбора (ГО «Город Якутск» 27 758 тыс. рублей (3 факта)); при отсутствии утвержденных муниципальных программ (66 117 тыс. рублей (7 фактов) Мегино-Кангаласский район). При этом отсутствовал контроль за соблюдением порядка и условий предоставления (расходования) субсидии на развитие и освоение территорий в целях индивидуального жилищного строительства, как главным распорядителем бюджетных средств, так и муниципальными образованиями. В нарушение порядка реализации государственных программ, а именно, в нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, раздела 5 подпрограммы «ИЖС» ГП-68, Положения №10, условий соглашения МР «Мегино-Кангаласский улус» не обеспечен возврат в доход госбюджета остатка неиспользованной субсидии в размере 1 202 тыс. рублей. В нарушение статей 169, 219 Бюджетного кодекса РФ принято бюджетное обязательство в отсутствие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в размере 37 169 тыс. рублей (2 факта), из них 27 182 тыс. рублей ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района, 9 987,5 тыс. рублей МО «Хомустахский 2-й наслег» Намского района. Установлены нарушения законодательства о закупках в размере 33 657 тыс. рублей (71 факт), из них нарушения условий реализации контрактов на сумму 33 657 тыс. рублей (64 факта), выразившиеся в нарушении сроков оплаты, предусмотренных контрактами (МО «Ходоринский наслег», МО «Хаптагайский наслег», МО «Рассолодинский наслег», МО «п. Нижний Бестях», МО «Нерюктяйинский наслег» Мегино-Кангаласского района, МО «Хомустахский наслег», МО «Хамагаттинский наслег» Намского района). Нарушения норм бухгалтерского учета в размере 40 050 тыс. рублей (2 факта) в части: не отражения в регистрах бухгалтерского учета, принятых в 2017 году объемов капитальных вложений на сумму 40 050 тыс. рублей (ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района); неправомерной оплаты ПАО «Якутскэнерго» в отсутствие первичных документов, при этом предоставленных после оплаты (МО «Хомустахский 2-й наслег» Намский район). Нарушения Градостроительного кодекса (2 факта), в части не проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации (ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринский район, МР «Мегино-Кангаласский улус»). Общий объем недостатков и рисков 4 639 тыс. рублей (7 фактов), в том числе: В нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, установлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 2584 тыс. рублей (2 факта), в том числе: 2 539 тыс. рублей Минстроем РС(Я) в 2018 году перечислено в адрес МО «Намский улус» на погашение кредиторской задолженности перед ПАО «Якутскэнерго», которая фактически отсутствовала (указанная сумма была возвращена обществом в бюджет МО «Намский улус»); 45 тыс. рублей улус по МО «п. Нижний Бестях» Мегино-Кангаласского района оплата за невыполненные объемы работ при наличии гарантийного письма подрядчика (ООО «Газтепломонтаж»). Проверкой установлены риски нецелевого использования бюджетных средств в размере 2 055 тыс. рублей (4 факта), в виде неправомерного направления МР «Мегино-Кангаласский улус» неиспользованной субсидии иным поселениям (наслегам) при отсутствии ведомственного акта Минстроя РС(Я), регламентирующего использование субсидии. 5. Оценка результативности использования средств госбюджета, направленных на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов, показала, что в рамках госпрограмм (ГП-68, ГП-20) установлено три индикатора (показателя) подпрограмм «Количество семей, построивших жилье», «Ввод жилья», «Дополнительный ввод жилья», при этом отсутствуют мероприятия и индикаторы (показатели) по обеспечению инженерной и коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях строительства жилья. В связи с чем, ни главным распорядителем бюджетных средств, ни муниципальными образованиями не проведена оценка эффективности использования субсидии, направленной на указанные мероприятия. 7 Взаимодействие между исполнительными органами государственной власти республики и муниципальными образованиями при реализации мероприятий по развитию и освоению территорий в целях жилищного строительства урегулировано недостаточно. Единые подходы к учету земельных участков, представленных под ИЖС, в том числе многодетным семьям, их обеспеченности необходимой инфраструктурой, а также количества введенного жилья отсутствуют, что приводит к недостоверности указанных сведений. Так, по данным Министерств по состоянию на 01.01.2019г. 24 МО предоставлено 4 979 земельных участков под ИЖС многодетным семьям, что на 3 304 ед. меньше данных, предоставленных МО (8283 ед.). Из 24 МО только по 1 МО (Нижнеколымский район (1 ед.)) сведения соответствуют данным Министерств. По данным 24 МО обеспечено электрификацией 3 369 земельных участков, выданных многодетным семьям, что на 84 меньше данных Минстроя РС(Я) (3453); обеспечено дорожным сообщением 815 земельных участков, что на 1063 меньше данных Минстроя РС(Я) (1878); обеспечено газом 218 земельных участков, что на 101 меньше данных Минстроя РС(Я) (319); обеспечено водопроводом 249 земельных участков, что на 92 больше данных Минстроя РС(Я) (157). По сведениям 19 МО по состоянию на 01.01.2019г. введено 1 998 индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных под ИЖС, или 12% от плана (17052), в том числе многодетными семьями введено 354 индивидуальных жилых домов (16 МО), или 4% от плана (8283) (по данным министерств указанная информация отсутствует). В результате отсутствия в муниципальных образованиях должного учета сведений по вводу жилья из 24 МО с нулевыми показателями сведения предоставили 5 МО (ГО «город Якутск», Намский, Нерюнгринский, Усть-Майский и Усть-Янский районы). При этом согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта, что затрудняет осуществление учета введенного индивидуального жилья. Кроме того, Счетная палата отмечает об отсутствии официальной статистики по количеству предоставленных земельных участков под ИЖС (в том числе многодетным семьям), их обеспеченности необходимой инфраструктурой и вводу индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных 8 под ИЖС. 6. Согласно информации Минстроя РС(Я) по состоянию на 01 января 2019 года потребность в средствах госбюджета для обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям составила 7 133 млн. рублей (19 МО), в том числе электрификация 1 189 млн. рублей (19 МО), обустройство автомобильных дорог 3 201 млн. рублей (18 МО), теплоснабжение 762 млн. рублей (14 МО), газоснабжение 1 594 млн. рублей (8 МО), летний водопровод 387 млн. рублей (9 МО). Наибольшая потребность в финансовом обеспечении приходится на Мегино-Кангаласский район (2 300 млн. рублей), Хангаласский район (1 694 млн. рублей), Сунтарский район (972 млн. рублей). Счетная палата отмечает, что указанная потребность муниципальными образованиями расчетно не подтверждена, в связи с чем, в ходе проверки не представилось возможным подтвердить ее достоверность и достаточность. При общей потребности финансирования более 7 млрд. рублей и ежегодном финансовом обеспечении в среднем 500 млн. рублей потребуется 13 лет на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой в целях индивидуального жилищного строительства. С учетом указанной потребности финансирования и низкой обеспеченностью необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, в том числе многодетным семьям, существует риск не достижения целей Указа №1464 в срок до 10.11.2019 года и ГП-20 до 2022 года. Коллегией Счетной палаты РС (Я) (постановление от 05 апреля 2019 года №6-1) рассмотрен и одобрен отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены: 1. Представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес: Министерства строительства РС (Я); Администраций муниципальных образований: МР «Мегино-Кангаласский улус» РС(Я), МО «поселок Нижний Бестях» Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), МО «Намский улус» РС(Я), МО «Ленский наслег» Намского улуса РС(Я), МО ГП «поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района РС(Я). 2. Информационные письма в адрес: Правительства РС(Я) (с предложениями по совершенствованию нормативной правовой базы). Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) (с предложением проведения сверки с муниципальными образованиями). 9 Представительным, Контрольно-счетным органам и Главам муниципальных образований РС(Я) (для использования в работе в целях предупреждения выявленных нарушений (недостатков)). Настоящее письмо направляется в соответствии с указанным решением Коллегии Счетной палаты РС (Я).

Поделиться