38

12 августа 2019 в 14:43

«Проверка законности и результативности использования средств Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)» (параллельно с МКСО).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате PC (Я)» от 10 ноября 2011 г. 976-3 № 837-IV, пунктом 2.10 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2018 год, предложением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (решение Коллегии Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2017 года) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)» (параллельно с МКСО). Контрольное мероприятие проведено на объектах: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство финансов Республики Саха (Якутия); Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)»; Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики»; Окружная администрация Городского округа «Город Якутск»»; Муниципальное казенное учреждение «Главстрой» ГО «Город Якутск»; Администрации муниципальных образований: «Усть-Алданский улус (район)»; «Суоттунский наслег» Усть- Алданского улуса (района); «Хангаласский улус». Объектом встречной проверки являлось ООО СТК «Стена». Проверяемый период деятельности: 2017 год, текущий период 2018 года (при необходимости более ранние периоды).   В 2013 и 2016 годах Счетной палатой были проведены аналогичные мероприятия. По итогам которых были установлены нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевое и неэффективное использование средств Дорожного фонда РС(Я), нарушения законодательства о закупках, градостроительного и бухгалтерского законодательства. Основные нарушения, выявленные при проведении предыдущих мероприятий, являются аналогичными установленным настоящей проверкой. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее: - В соответствии с пунктом 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ и в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в 2012 году создан Дорожный фонд РС(Я). -В течение 6 лет (2012-2017 годы) существования Дорожного фонда РС(Я) протяженность автомобильных дорог увеличилась на 334 км (в том числе автомобильных дорог местного значения на 79 км), капитальным ремонтом охвачено 664 км (в том числе местных автодорог 3 км), отремонтировано 1039 км местных автомобильных дорог населенных пунктов, реконструировано (проведен капитальный ремонт) 145 км улиц населенных пунктов, отремонтировано 456 м дворовых территорий. - Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, соответствующая нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, увеличилась с 29% (2012 год) до 29,9% (2017 год), что значительно меньше целевого показателя (50% до 2024 года), установленного Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года №204, и по автомобильным дорогам общего пользования местного значения увеличилась с 18,3% до 22,6% соответственно. По данному показателю республика на последнем месте среди субъектов Дальневосточного федерального округа. - Постановлением Правительства РС(Я) от 27.08.2009 № 352 утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правила их расчета. - Государственной программой РС(Я) «Развитие транспортного комплекса на 2018-2022 годы» поставлена задача поэтапного доведения уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них до 100% от норматива. Однако на сегодняшний день дефицит средств не позволяет достигнуть значений, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами. По данным ГКУ «Управление автомобильных дорог РС(Я)» и КП РС(Я) «Дороги Арктики» расчетный объем финансирования дорожных работ в 2017 году с учетом норматива составляет 24,2 млрд. рублей, по факту профинансировано 2,2 млрд. рублей, или 8,9%, в том числе по содержанию 45,9%, ремонту 2,8%, капитальному ремонту 0,4%: В результате систематического недофинансирования дорожного хозяйства ежегодный недоремонт региональной сети составляет в среднем 418 км. Республика не участвует в реализации приоритетного проект РФ «Безопасные качественные дороги», так как он реализуется в городских агломерациях с численностью населения более 500 тысяч человек. При этом по информации Министерства экономики РС(Я) проводится работа с федеральными министерствами по согласованию региональной составляющей национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (дополнительная потребность бюджетных средств на 2019 год заявлена в размере 3 887,2 млн. рублей, на 2020 год - 13 265,6млн. рублей, на 2021 год - 17 973,5 млн. рублей. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе: Управлением автодорог, Усть-Алданским улусом (районом) и Хангаласским улусом не проводилась оценка технического состояния автомобильных дорог с необходимой периодичностью, при этом причиной является дефицит бюджетных средств. Утвержденный в 2013 году перечень муниципальных автомобильных дорог ГО «Город Якутск» не содержит идентификационные номера указанных дорог (номера утверждены только по 29 дорогам из 463). Управлением земельно-имущественных отношений ГО «Город Якутск» сведения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения ГО «Город Якутск» не направлялись в Федеральное дорожное агентство для включения в Единый государственный реестр автомобильных дорог. Проверкой установлено, что капитальный ремонт и строительство объектов в основном осуществляется при наличии проектно-сметных документаций и положительных заключений ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» и ГУП «Региональный центр Республики Саха (Якутия) по ценообразованию в строительстве», разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выданы при наличии положительных заключений Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия). При этом в ходе проведения проверки выявлены нарушения статьи 53 Градостроительного кодекса РФ (11 фактов) в части не осуществления строительного контроля за ходом строительства и проведения капитального ремонта (МКУ «Главстрой» ГО «Город Якутск» (9 фактов), МР «Усть- Алданский улус (район)» (2 факта)). В нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78, пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, пункта 8.1 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 27.02.2017 № 68, пункта 4.1 Правил предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам, утвержденных Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) от 29.11.2016 № 13-289, заключенных Соглашений, Минтрансом PC (Я) не осуществлялся контроль за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидий. При этом проверкой выявлено:
  1. Нецелевое использование бюджетных средств муниципальным казенным учреждением «Главстрой» ГО «Город Якутск» в размере 4 364 527,08 рублей (3 928 074,37 рублей ДФ, 436 452,71 рублей МБ), в виде оплаты завышенных объемов работ и затрат;
  2. Исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления в части софинансирования в размере 150 тыс. рублей поселением (МО «Жемконский 1 наслег») разработки проектно-сметной документации автомобильной дороги муниципального района «Хангаласский улус», и наоборот, софинансирование за счет средств вышеуказанного муниципального района реконструкции автомобильной дороги поселения (МО «Качикатский наслег») в размере 3 103,1 тыс. рублей.
По данным Сводного годового доклада о реализации государственных программ за 2017 год показатели эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Дорожное хозяйство» Госпрограммы развитие транспортного комплекса за 2017 год достигнуты в полном объеме. Вместе с тем проверкой выявлено предоставление недостоверных данных объектами проверки в части завышения показателей оценки эффективности и занижения плановых значений показателей. Кроме того выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 98 850,5 тыс. рублей в результате нарушения обязательств подрядчиками при исполнении контрактов (нарушение графика производства работ, сроков работ, расторжения контрактов). При этом в нарушение законодательства о закупках Управлением автодорог не применялись меры ответственности по контрактам (не направлены требования о взыскании неустойки (пени, штрафа) за нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов (графиков работ). В тоже время были произведены расходы бюджета в виде оплаты неустойки (пени, штрафы), понесенных убытков, судебных расходов по судебным решениям в результате несвоевременной оплаты за выполненные работы по заключенным контрактам в связи с недофинансированием средств Дорожного фонда РС(Я). С учетом выявленных нарушений и недостатков Счетная палата РС(Я) сделала вывод, что использование средств Дорожного фонда РС(Я) в 2017 году и текущем периоде 2018 года недостаточно результативно. Коллегией Счетной палаты PC (Я) (постановление от 13 ноября 2018 года №28-1) рассмотрен и одобрен отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены:
  1. Представления для устранения выявленных нарушений и недостатков: Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)»; Окружной администрации Городского округа «Город Якутск»»; Муниципальному казенному учреждению «Главстрой» ГО «Город Якутск»; администрациям муниципальных образований: «Усть-Алданский улус (район)», «Хангаласский улус».
  2. Информационные письма: Государственному Собранию (Ил Тумэн) Прокуратуре РС(Я), Представительным (Контрольно-счетным) органам муниципальных образований для использования в работе (обзор выявленных нарушений и недостатков).
  3. Обращение в Следственное управление Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием, имеющим признаки уголовного преступления
  4. Уведомление в адрес Министерства финансов РС(Я) для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения.

Поделиться