109

12 августа 2019 в 14:48

Анализ результатов реализации Инвестиционной программы РС (Я)

В соответствии с пунктом 1.3.1 Плана работы Счетной палаты РС (Я) на 2018 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) (постановление от 22.11.2017 года ГС №1225-V) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ результатов реализации Инвестиционной программы РС (Я)». Исследуемый период: 2012 – 2017 годы и текущий период 2018 годы. По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
  1. В 2012-2017 годах и 9 месяцев 2018 года строительство (реконструкция), техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Республики Саха (Якутия) иных капитальных вложений осуществлялись в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год
  2. В целом при формировании Инвестиционной программы учитывались положения норм Порядка №306. Вместе с тем Счетной палатой выявлены отдельные нарушения Порядка №306 в части неправомерного включения объектов в Инвестиционную программу:
- 52 объекта на общую сумму 2 202,5 млн. рублей при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы, соответствующей экологической экспертизы (п.2.3); - 4 объекта на сумму 79,5 млн. рублей без включения в соответствующую Государственную программу (пп.2.5.2 п. 2.5 , пп.2.6.1 п.2.6); - отнесены затраты на проведение капитального ремонта (ремонта) на общую сумму 485,3 млн. рублей по 6 объектам (п.1.8). В Инвестиционной программе ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования по укрупненным мероприятиям. Например, в 2017 году включено 27 укрупненных мероприятий в размере 11 442 млн. рублей, или 64% от общего объема бюджетных ассигнований Инвестиционной программы (67% (7 668 млн. рублей) приходится на направление «Жилищное строительство»). Следует отметить, что в других субъектах укрупненные мероприятия в Инвестиционной программе либо не предусматриваются, либо предусматриваются в незначительных объемах (например, в Инвестиционной программе 2017 года г. Москва удельный вес укрупненных мероприятий составлял 9%; в Забайкальском, Камчатском, Алтайском краях, Московской, Амурской областях и др. в Инвестиционную программу включают инвестиционные проекты строительства, реконструкции, приобретения, технического перевооружения объектов капитального строительства (без иных капитальных вложений, т.е. без укрупненных мероприятий)).
  1. При формировании Инвестиционной программы Министерством экономики РС(Я) не проводились проверки эффективности инвестиционных проектов в связи с установленными ограничениями Порядком №306 по проведению указанных проверок (проверке подлежат объекты стоимостью более 500 млн. рублей) и отсутствием поручений Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) по оценке эффективности проектов меньшей стоимости. Вместе с тем проведенные Счетной палатой контрольные мероприятия показали, что планирование расходов по 9 объектам на сумму 657 млн. рублей осуществлялось без учёта перспектив их дальнейшего использования, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
При этом в Инвестиционном послании Главы Республики Саха (Якутия) на 2019 год поставлена тактическая задача – отказ от неэффективных проектов.
  1. В анализируемом периоде исполнение Инвестиционной программы составило 120 317 млн. рублей, или 82,3% от плана, в том числе: 77 869 млн. рублей (64,7%) (ГБ), 29 980 млн. рублей (24,9%) (ФБ), 12 468 млн. рублей (10,4%) (Безвозмездные поступления от негосударственных организаций). Уровень освоения бюджетных средств Инвестиционной программы в период 2012-2017 годы составлял от 77% до 90%.
  2. Основными результатами реализации Инвестиционной программы являются ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения для детей от 3 до 7 лет, снижение доли обучающихся во вторую смену с 19,9% до 11,9%, переселение из 11 340 аварийных жилых помещений 28 883 жителей, обеспечение жилыми помещениями 2 532 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем 830 отдельных категорий граждан, введение в эксплуатацию республиканского перинатального центра, больничных комплексов, крупных объектов электроэнергетики, газификация 16 населенных пунктов.
Всего за анализируемый период по данным государственных заказчиков в рамках Инвестиционной программы построено, реконструировано и приобретено 1 488 объектов, в том числе: по направлению «Жилищное строительство» 595 объектов (41%), «Прочие» (ОРДДД «Моя Якутия») 345 объектов (23%), «Социальная сфера» 243 объекта (16%), «Сельское хозяйство» 108 объектов (7%), Объекты за счет бюджетных инвестиции юридическим лицам (увеличение уставного капитала) 62 объекта (4%), «Инженерной инфраструктуры» 38 объектов (3%), «Топливно-энергетического комплекса» 33 объекта (2%), «Транспортного комплекса» 32 объекта (2%), «Безопасность» 17 объектов (1%), «Водного хозяйства» 15 объектов (1%).
  1. За период 2012-2017 годы не освоены бюджетные ассигнования Инвестиционной программы в объеме 21 439 млн. рублей, или 16% от плана. Наибольшие объемы неосвоенных бюджетных ассигнований приходятся на 2014 год (5 035 млн. рублей) и на 2015 год (6 479 млн. рублей).
Основными причинами неисполнения бюджетных средств за указанный период являются: неисполнение обязательств подрядными организациями по контрактам - 4 762 млн. рублей (23%), не доведение (позднее доведение) лимитов бюджетных ассигнований, в том числе в связи с поздним поступлением (не поступлением) средств федерального бюджета и некоммерческих организаций (ОАО «РИК», ОАО «РИК+») – 4 293 млн. рублей (20%), отсутствие средств на счете – 1 575 млн. рублей (7%), экономия от торгов – 1 540 млн. рублей (7%), отсутствие ПСД – 1 314 млн. рублей (6%), некачественное планирование – 1 257 млн. рублей (6%), позднее принятие (отсутствие) НПА о финансировании объекта – 953 млн. рублей (4%), позднее проведение конкурсных процедур заказчиками – 782 млн. рублей (4%), несостоявшиеся торги, приостановка по предписаниям ФАС – 566 млн. рублей (3%), увеличение лимитов в конце года – 475 млн. рублей (2%), корректировка ПСД – 460 млн. рублей (2%), судебные процедуры – 406 млн. рублей (2%), прочие (отсутствие взаимодействия между органами исполнительной власти республики и муниципальными образованиями, непредставление необходимых документов ОМСУ и др.) – 3 056 млн. рублей (14%).
  1. Общий объем проверенных Счетной палатой средств, направленных на реализацию мероприятий Инвестиционной программы, в анализируемом периоде составил 47 867,5 млн. рублей, или 32% от общей суммы выделенных бюджетных ассигнований. Объем выявленных нарушений составил 23 898,8 млн. рублей, или 50% от общего объема проверенных средств, в том числе: 13 237,9 млн. рублей нарушения порядка и условий предоставления субсидии (субвенции) (55%), 252,6 млн. рублей нецелевое использование бюджетных средств (1%), 3 407,5 млн. рублей неэффективное использование бюджетных средств (14%), 1 859,2 млн. рублей нарушения законодательства о бухгалтерском учете (8%), 3280,5 млн. рублей нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок (14%), 1 861,1 млн. рублей прочие нарушения и недостатки (8%). Наибольшие объемы нарушений выявлены по направлениям: «Жилищное строительство» 11 678 млн. рублей (48,8% от общего объема выявленных нарушений по всем направлениям), «Транспортный комплекс» 4 431 млн. рублей (18,5%), «Социальная сфера» 3 963,3 млн. рублей (16,6%), «Инженерная инфраструктура» 1 392,7 млн. рублей (5,8%).
  2. Общий объем незавершенного строительства по состоянию на 01 января 2018 года (ф.0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства») по 22 главным распорядителям бюджетных средств и 19 муниципальным образованиям, представившим отчетность в Счетную палату, составил 31 857,5 млн. рублей (1 029 объектов) со снижением объемов незавершенного строительства по отношению к началу 2017 года на 16 %, или на 6 075 млн. рублей (на 141 объект).
По состоянию на 1 января 2018 года у главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований в составе незавершенного строительства числятся затраты на проектные и изыскательские работы, невостребованные для дальнейшей реализации (строительство не начиналось) на общую сумму 1 339 млн. рублей по 276 объектам, в том числе с плановой датой окончания реализации инвестиционного проекта раннее 2018 года - 202 объекта на сумму 802 млн. рублей. В то же время в отдельных случаях существуют и объективные причины формирования больших объемов невостребованных проектов. Например, при наличии субсидирования строек из федерального бюджета, как правило, одним из требований к заявкам на получение средств является наличие готового проекта. В случаях, когда заявки не проходят конкурсный отбор либо вследствие нестабильности финансово-бюджетной ситуации невозможно обеспечить софинансирование, проекты оставляют «без движения» В сложившихся условиях формирования государственного бюджета многократно усиливаются риски утраты средств, вложенных в неиспользуемые проекты.
  1. По состоянию на 01.01.2018г. из введенных в эксплуатацию 191 объекта оформлено право собственности по 112 объектам, или 58% от общего количества объектов введенных в эксплуатацию. Кроме того, оформлено право собственности на 147 земельных участков, или 77%. При этом наибольшее количество объектов с оформленным правом собственности по Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) (81 объект, или 72%), наибольшее количество неоформленных объектов по Министерству сельского хозяйства РС(Я) (23 объекта, или 100%). По представленной информаций муниципальных образований (по состоянию на 01.01.2018г.) введено в эксплуатацию 230 объектов, при этом только по 51 объекту (22%) осуществлена регистрация права собственности.
Основной причиной несвоевременной регистрации права собственности как на уровне ГРБС, так и на уровне муниципальных образований является отсутствие правоустанавливающих и разрешительных документов.   Коллегией Счетной палаты РС (Я) (постановление от 14 декабря 2018 года №32-2) рассмотрен и принят отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия и направлены информационные письма в адрес Главы РС(Я), Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), Правительства РС(Я) (с предложениями о внесении изменений в нормативные правовые акты), Глав муниципальных образований и муниципальных контрольно-счетных органов РС(Я) (для использования в работе).

Поделиться