111

27 мая 2019 в 13:52

Быть духовно-нравственным центром общества

Школа на селе несет особую миссию
Школа во многом определяет социально-экономическую жизнь села и не может отставать от изменений в обществе и оставаться старой по качеству образования.  Какие же идеи концептуального характера могут быть положены в основу развития сельской школы? Как добиться повышения качества образования и улучшения условий? Как осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие сельских школ? Какие изменения в случае необходимости следует вносить в закон? По национальному проекту «Образование» особое внимание уделено благоустройству сельских школ: как решить эту проблему? Какие предложения следует учитывать при запуске проекта «Сельский учитель»? В селе Октемцы Хангаласского улуса 21 мая состоялся круглый стол по теме «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Республике Саха (Якутия)» с участием народных депутатов Якутии – членов постоянных комитетов Госсобрания Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций; по селу и аграрной политике; по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике.

Республиканские законы – щит для сельских школ
Мероприятие прошло под руководством председателя комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосии Габышевой. Участниками круглого стола стали представители 11 муниципальных образований и города Якутска – начальники управлений образования, директора школ, учителя.
Феодосия Габышева подчеркнула, что в нашей республике сформирована достаточно широкая база для защиты сельских школ и действуют уникальные республиканские законы :
– Закон «Об учителе», принятый в 1995 году, который определяет общественное положение, права и обязанности учителя. Сегодня этот закон актуализируется, произошло много изменений, которые нужно внести с учетом сегодняшних требований.
– Закон о «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах» (2014 г.), благодаря которому именно в нашей республике с учетом региональных особенностей в селах удалось сохранить школы со статусом малокомплектных школ (207 школ), агротехнологического профиля (101 школа), определены механизмы государственной поддержки.
– Закон «О кочевых школах РС(Я)» — тоже уникальный закон, призванный сохранить традиционный уклад жизни малочисленных народов, национальную культуру и язык. В свое время специально пригласили сюда федерального министра образования для того, чтобы он своими глазами увидел жизнь и условия кочевых народов. Он побывал в Оленекском улусе, убедился в правильности выбранной модели и дал зеленую дорогу, чтобы такие школы и дальше разбивались.
– «Закон об учебных программах и учебных изданиях для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)», благодаря которому мы получили отдельную строку для финансирования и издания своих учебников.
Также благодаря программе устойчивого развития села с 2003 по 2018 годы в республике построено 194 школ, в том числе в сельской местности 155 школ. Эта работа продолжается и по программе сокращения в школах второй смены.
«Вот такие меры нам помогли не только сохранить, но и подчеркнуть уникальность наших сельских школ. Сейчас тема развития Арктики очень актуализирована. В этом отношении мы хотим, чтобы на федеральном уровне была разработана и принята программа «Дети Арктики». О необходимости формирования Арктической модели здравоохранения и разработки федеральной целевой программы «Дети Арктики» председатель Госсобрания Ил Тумэн Петр Гоголев выступил на заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. И мы очень надеемся, что голос республики будет услышан.
Не говорить о 202-м постановлении я не могу, очень много вопросов было, очень много обращений граждан, взволнованных предстоящей оптимизацией бюджетных учреждений. Я вчера встречалась с Айсеном Николаевым, он владеет ситуацией. Вроде как, к консенсусу пришли по этому вопросу. Постановление будет пересмотрено, но с другой стороны как будет пересмотрено, что там должно быть — все зависит от того, как мы сами будем проводить систематизацию.
Мы сегодня собрали вас на базе Октемского лицея для того, чтобы показать какие модели школ можно развивать в сельской местности.
Для дальнейшей поддержки сельских школ нам надо анализировать ситуацию, правоприменительную практику законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие сельских школ. Во вторых, нам надо решить проблему благоустройства сельских школ. Как отметил В. Путин в своем Послании Федеральному собранию в феврале: «…порядка 200 тысяч ребят всё ещё ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации… За два года проблему нужно полностью решить, мы можем и должны это сделать». Значит, мы сегодня должны думать, чтобы через два года все наши школы были благоустроены. Задача очень сложная, — говорила председатель профильного комитета.

Заработает проект «Земский учитель»
Необходимо в проект «Современная школа» нацпроекта «Образование» включить мероприятия по капитальному ремонту. У нас на сегодня более 60% образовательных организаций находятся в ветхом состоянии.
Нужно провести анализ опыта реализации проекта «Земский доктор» для учета «плюсов» и «минусов» перед запуском проекта «Земский учитель». У нас программа по предоставлению жилья, субсидии учителям для отдаленных улусов неплохо работает. Но, тем не менее, отработав 3 года они уезжают, вакансия опять остается открытой, поэтому нам надо искать другие механизмы для закрепления земских учителей на более долгосрочную перспективу. Например, строительство специализированного жилья, льготы на приобретение жилья, социальные выплаты и т.д. Не просто отработать и уехать, а чтобы учитель был заинтересован в результате своего труда и настроен жить и работать на селе.
Ну и, конечно, нам сегодня надо продумать современную инновационную модель сети сельских школ. Нельзя сказать, что школы отстают в этом плане. И сейчас у нас много вариантов учреждений: лицеи, гимназии, агрошколы, языковые центры, базовые школы-интернаты, специальные (коррекционные школы-интернаты, кадетские школы, школы-сады, кочевые, частные школы, научно-образовательные школы и т.д. Нам надо думать о том, как нам сделать это разнообразие наиболее эффективной, чтобы на селе школа была всегда в центре внимания.

Затрат может быть больше, чем экономии
Председатель комитета Ил Тумэна по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Якова Ефимов обратил внимание на создание современной инфраструктуры образовательных организаций по реализации национального проекта по благоустройству сельских школ. Он также затронул проблему обеспечения жильем специалистов и закрепления их на селе на долгосрочную перспективу:
«Перед нами стоит задача по ликвидации в школах второй и третьей смены. Обеспечение детей ясли-садами от 0 до 3-х лет. Сегодня в нашей республике обеспеченность благоустройством составляет только 45% школ, у нас стоит задача 55% школ привести в соответствие с новыми требованиями. С детскими садами ситуация лучше — 65% благоустроены.
Молодые специалисты, к сожалению, на селе не задерживаются, основная причина – проблема обеспечения жильем. Стоит задача обеспечения жильем специалистов, участвующих в программе «Земский учитель». Для реализации поставленной государственной задачи по 202-му постановлению по реструктуризации потребуется пересмотр всех госпрограмм развития образования в РС(Я).
Сегодня все задаемся вопросом — какой эффект мы получим от реорганизации образовательных организаций? По мнению министерства образования, все делается для повышения качества образования. Если мы детей переводим в другую базовую школу, то возникает необходимость строительства интернатов, соответственно нужны будут столовые, прачечные, для специалистов понадобится жилье. Эксплуатационные затраты в бюджете муниципалитетов на это не предусмотрены. Сегодня из 71% сельских школ требуют капитального ремонта 57% школ, ни одна агрошкола не имеет типового проекта и не соответствует современным требованиям. Это огромные цифры. Мы на рабочем совещании выработали рекомендации для соответствующих министерств. Глава республики на январском совещании работников образования обозначил основные задачи для реализации нацпроекта «Образование». Основная стратегия этой задачи нацелена на то, чтобы к 2024 году республика вошла в число 15 лучших регионов страны по качеству образования. А у нас всего 45% школ благоустроены, нам надо думать каким образом при такой ситуации достичь результата. Главам поселений надо актуализировать свои генеральные планы с учетом сегодняшних требований. Предстоит очень большая работа.

Есть школа – есть село
О том, что школа во многом определяет жизнь села и является его органической частью и что без школы нет развития села, говорил председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Андрей Находкин.
– Хочу привести высказывания первых лиц нашей страны: «Малокомплектные школы это в значительной части способ сохранить населенный пункт. Есть школа – деревня живет, нет школы – деревня умирает. Поэтому ни в коем случае нельзя школы бездумно объединять». (Д.А.Медведев, 17 апреля, 2019 г.). «Можно посмотреть на нормативную базу, которая не дает работать малокомплектным школам. Знаем мы их дороговизну, но людей нельзя оставлять без образования. Даже в небольших населенных пунктах. Это особенность нашей страны. Поэтому если мы хотим, чтобы эти территории не обезлюдели совсем, придется за это заплатить».(В.В.Путин, 25 апреля, 2019 г.)
Статистика: с 2000 года в России закрылись 26 тысяч школ, из них 20 тысяч в сельской местности. Благодаря мудрой политике первого президента Михаила Николаева, благодаря нашим руководителям, депутатам, принявшим законы в защиту таких школ, министерству образования, умелому руководству Феодосии Габышевой, сумели сохранить наши малокомплектные школы в селах. Но, тем не менее, кризис диктует свои условия, мы один из регионов, которые еще держат оборону в защиту своих школ. Если хотим сохранить село и не допустить дальнейшего оттока населения, нужно, чтобы в каждом населенном пункте были глава, своя школа, больница и клуб. Пока действие данного постановления приостановлено, но сейчас в Госдуме принят закон о муниципальных округах, согласно которому округам будут даны большие полномочия. Они с депутатами своего поселения могут самостоятельно принимать решения, допустим по оптимизации бюджетных средств.
Сейчас разрабатывается федеральная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Уже 1 июня проект программы будет лежать на столе председателя Правительства РФ. Финансирование этой программы более одного триллиона рублей, которое будет направлено на комплексное развитие сельских территорий. Это хорошая тенденция. В нашей республике в отличие от многих регионов всегда был положительный пример по поддержке образовательных организаций. Даже когда не хватало федеральных средств — сколько школ, детских садов, центров культуры, спортивных залов построили!

Потребность в специалистах всегда есть
Иван Слепцов, заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по селу и аграрной политике:
– Анализ численности работников республики за 2010-2017 годы по сокращению численности работников сельского хозяйства составляет 6%. Наибольшее число занятых в центральных, заречных, вилюйских улусах, что связано с увеличением поголовья табунных лошадей и крупного рогатого скота. Текучесть кадров остается высокой. Невысока доля занятой молодежи, особенно в категории рабочий. В связи с этим был подписан Указ Главы республики «О кадровой политике в с/хозяйстве РС(Я)». Потребность в специалистах со средним и высшим образованием в данной отрасли составляет 6,5 тыс человек. Сегодня в республике работает 101 агрошкола, где наша академия проводит различные семинары, тренинги в целях образовательной поддержки. Тем не менее, есть ряд проблем, например, на 2018-2019 учебный год зачислено всего 64 выпускника из агропрофилированных школ. Анализ работы приемной комиссии показал, что выпускники мало информированы об основных предметах или получили минимальный проходной бал.
Дмитрий Семенов, народный депутат РС(Я):
– Когда мы будем работать над бюджетом 2020 года, мы уже должны знать тесную взаимосвязь развития сельского хозяйства и школ. Именно учитель дает качественное образование, значит надо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы выпускники независимо от того, где они живут, имели возможность получения качественного образования и выбора профессии. Сегодня озвучили цифры: из 101 агрошколы в академию с/хозяйства всего зачислено 64 выпускника. А надо, чтобы все сельские школы давали детям путевку в жизнь и заложили фундамент успешной реализации своих возможностей в будущем.

Изабелла Иванова, директор Тулагинской СОШ:
– Проблем у агрошкол немало, но мы сегодня фактически на передовом фронте, кто больше всех заинтересован в развитии села. Сегодня говорят, что мы не поступаем в ЯГСХА, но мы считаем, что если мы выпустили хоть одного ветеринара, то он возвращается в родное село и работает 20 лет. И то, что есть село и наши дети возвращаются с патриотическим чувством и любовью к своей Родине – это результат нашего труда. Потому что любовь к земле, к своим истокам у них привито с молоком матери.
Мы более 30 лет проработали в сфере образования. Пережили многое, были разные реформы, но наша республика всегда вела политику сохранения школ и детсадов, и в этом всегда была впереди других регионов. Нам сегодня надо поднимать очень важный вопрос — восстановление трудовых лагерей. Если дети на селе не будут приучены к труду предков, будут отучены от традиционных занятий, то мы потеряем будущее села. Наши дети питаются здоровой пищей, выращенной своими руками. Но если мы не решим вопрос школьного фельдшера, то мы потеряем и здоровье наших детей. Вроде вопрос решился, штат выделили, но он не имеет статуса как медицинский работник, поэтому они не идут к нам.
Село – это сердце и духовная сила нашего народа. Сегодня на селе именно агрошколы держат свои хозяйства, создают бизнес по производству сельхоз продуктов.

Степан Дмитриев, глава Балаганнахского наслега Верхневилюйского улуса:
– В советское время реорганизации, укрупнения всегда начинали с сел и совхозов. Исидор Барахов в свое время, благодаря своей силе воли, встал горой за свой народ во время гражданской войны и спас многих от братоубийственной войны. Вы – руководители и депутаты должны защищать свой народ. Проблемы надо решать не в коридорах власти, а в диалоге со своим народом.
Надо памятник ставить якутской корове! Кто нас кормил, одевал, обувал, давал образование, помогал выжить как народ? Сельское хозяйство, традиционное занятие наших предков. На местах кто осуществляет власть? Главы наслегов, руководители школ. Не надо слепо выполнять указы сверху, ищите приемлемые, мудрые варианты, чтобы эти реорганизации прошли безболезненно для народа. Закроется школа, детский сад, люди начнут переезжать в центр, в город, в конечном итоге мы как народ потеряем основу жизни. В Балаганнахе начальную школу открыли в годы войны – в 1944 году, а 40 парней этого наслега пали на поле войны. Даже в те голодные годы Сталин понимал значение школы для села.

Елена Васильева, первый заместитель начальника управления образования Сунтарского улуса.:
– Мы в своем улусе выбрали более востребованное в наше время направление – политехнический лицей с подготовкой учащихся в технические специальности. Есть начальные школы, где учатся до 600 детей, поэтому ставить для всех одинаковые требования, думаю, неправильно. Закон пока приостановили, но требования по реструктуризации, думаю, все равно будут. У нас в республике приняты и работают неплохие законы, которые могут защитить малокомплектные школы в труднодоступных местностях. Нам, например, чтобы добраться до города, надо перебраться через переправы 4 рек. Чтобы везти детей до центра, нужно содержать автобусы, к которым требования очень высокие. Их постоянно должны сопровождать работники ГИБДД и т.д.
Поэтому я думаю, что глава республики принял мудрое решение — приостановить действие этого постановления. В таком остром социальном вопросе надо изучить вопрос со всех сторон, потом уже принимать с учетом мнения населения.

Участники круглого стола с большим воодушевлением услышали новость о приостановлении Ил Дарханом Айсеном Николаевым нашумевшего постановления Правительства РС(Я) от 25 июня №202 «О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС(Я)».

Наталья ПОПОВА

Поделиться