224

01 февраля 2019 в 14:54

Пионеры агротехнологического образования

30-летний юбилей отмечают нынче агрошколы Якутии. За эти годы накоплен богатейший опыт. Якутию по праву можно считать пионером в агротехнологическом образовании.

От идеи до концепции

Идею открытия агропрофилированных школ в конце 80-х годов выдвинули доктор сельскохозяйственных наук, профессор Якутского государственного университета, ныне профессор Якутской государственной сельскохозяйственной академии Афанасий Васильевич Чугунов и инспектор Министерства образования Петр Петрович Кондратьев. Первыми школами с углубленным изучением сельскохозяйственного производства стали Эльгяйская средняя школа-комплекс Сунтарского района, Диринская средняя школа Чурапчинского района. Сегодня по всей республике насчитывается 102 агрошколы. Благодаря усилию инициаторов, агрошколы в свое время были приравнены к гимназиям, лицеям.
Деятельность агрошкол регламентирована отдельными статьями в республиканских законах об образовании, о государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности. В республике выстроена достаточная нормативная правовая база. Свод региональных законов по праву можно считать одним из наиболее полных и совершенных в России.
На данном этапе стоит задача добиться внесения изменений в федеральное законодательство, доработать Концепцию развития системы школьного агротехнологического образования в республике.

Вдобавок к аттестату диплом об окончании техникума
Директор Кэнтикской школы Верхневилюйского улуса Ольга Астанова рассказала, что благодаря сотрудничеству с Верхневилюйским техникумом, выпускники Кэнтикской школы, наряду с аттестатом о среднем образовании, имеют возможность получить еще и диплом об окончании техникума. «Наша школа уделяет особое внимание профессиональной подготовке. Мы обучаем и даем практические умения и навыки по основам кузнечного дела, резьбе по кости, столярному мастерству, кондитерскому делу, овощеводству, земледелию и предпринимательству. По окончанию школы учащиеся имеют возможность получить профессии по таким специальностям, как: «Изготовитель художественных изделий из металла», «Повар-кондитер», «Водитель категории А, В», «Сварщик», «Овощевод», «Хозяин, хозяйка усадьбы». Особое внимание мы уделяем кузнечному делу. Ребят обучает педагог дополнительного образования, победитель республиканского конкурса кузнецов «Дархан Уус-2018», 37-й международной выставки всероссийского конкурса «Клинок России: традиции и современность — 2018» в г. Москва, потомственный кузнец Павел Антонович Константинов. Благодаря ему в прошлом году 4 выпускника получили специальность «Изготовитель художественных изделий из металла». С этой специальностью ребята могут работать сварщиками, кузнецами.
Воспитанники летних лагерей по программе агропрофильного обучения каждый год принимают активное участие в республиканских, всероссийских научно-практических конференциях. Выращенные детьми овощи разных сортов, мы используем для общественного питания школьников в учебное время, что-то реализуем среди населения. Каждый год, в рамках августовского совещания педагогов, принимаем участие и занимаем призовые места в республиканской выставке агрошкол республики. Второй год, как эксперимент, выращиваем и изучаем экзотические фрукты и овощи. Декоративными кустарниками украшаем территорию школы.
Сегодня школа — обладатель Гранта Главы Республики Саха (Якутия) и Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики республики, победитель всероссийского конкурса «100 лучших организаций и предприятий России» в номинации «Лучшая сельская школа — 2018».

Полученные знания помогают по жизни

Борулахская средняя общеобразовательная школа Верхоянского района – старейшая школа на северо-востоке Якутии – в статусе агропрофилированной школы работает с 2005 года. В 2006 году школа стала победителем Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ ПНП «Образование» на Грант Президента РФ Путина В.В. с денежным вознаграждением в 1 млн. руб. Через год школа получила статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Развитие конкурентоспособных компетенций выпускника агрошколы Арктики». В том же году стал победителем республиканского конкурса экспериментальных площадок на Грант Президента РС(Я) Штырова В.А. Научным руководителем был прикреплен один из основателей агрошкол в Якутии Петр Кондратьев. В основном, школа занимается разведением якутской породы лошадей. При школе работают коневоды-мастера производственного обучения. Кроме того, ребята занимаются растениеводством, овощеводством, разведением калифорнийских червей для производства биогумуса, рассказывает директор школы Зинаида Божедонова.
«Сейчас в школе обучается 95 детей. Школа у нас новая, теплая, просторная. Ввели ее в 2011 году. Нынче обновляем парк техники новым микроавтобусом «Газель», а также повезу спортивную площадку с искусственным покрытием. В 2014 году для удобства ребят отдельно построили большую мастерскую, еще позже гараж. Сейчас там ребята плотничают, осваивают навыки столяра. В летнее время особое внимание уделяем организации летней занятости и отдыха детей. Ребята с удовольствием помогают коневодам на конебазах, зимой принимают участие в забое. В прошлом году по аналогу «Юниорскиллс» (Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников) в улусе проводился профессиональный смотр-конкурс «Сатабыл» по восьми компетенциям среди девочек и мальчиков. Мальчики соревновались в знаниях по столярному мастерству, коневодству, девочки по кулинарии, швейному делу и т.д. Помимо агропрофилирования, школа осуществляет профильное обучение по физико–математическому, химико-биологическому  направлениям. Развивает навыки предпринимательства путем организации бизнес-инкубаторов. Поступаемость выпускников высокая. Полученные в стенах школы знания помогают ребятам в жизни. Это главная наша миссия — выпускать готовых к самостоятельной жизни молодых людей», — поделилась Зинаида Николаевна.


Справка:

Первые официальные агропрофилированные школы – Диринская средняя агрошкола Чурапчинского района и Эльгяйская средняя агрошкола 2-3 ступени Сунтарского района – появились решением правительства республики в 1988 году. Их целью стало создание оптимальных условий для получения учащимися знаний и умений, необходимых в жизни и профессиональной реализации агротехнологических компетенций. Агропрофилированные школы сегодня занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности: оленеводством, рыболовством, охотой, коневодством, разведением крупного рогатого скота и земледелием, а также осваивают новые направления – пчеловодство, пекарское дело, звероводство. Во исполнение постановления Правительства РС(Я) «О дополнительном финансировании фонда оплаты труда агрошкол в размере 40%» в период с 2013 по 2015 годы были созданы 35 новых агропрофилированных школ. Сегодня в республике функционируют 102 агрошколы в 29 муниципальных районах и в городе Якутске, в том числе 71 полнокомплектная и 31 малокомплектная школы.


Накоплен богатейший опыт

В Саха академическом театре имени П.А. Ойунского 29 января состоялось торжество, посвященное 30-летию создания агропрофилированных школ в Республике Саха (Якутия).

От имени Госсобрания (Ил Тумэн) всех педагогов и сотрудников агрошкол, работников системы агрообразования республики поздравили председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, председатель Совета НКО «Союз агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия)» Феодосия Габышева, председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Андрей Находкин, народный депутат республики Иван Слепцов.
Открывая торжественный вечер, Феодосия Габышева выразила слова признательности всем педагогам, прибывшим из дальних наслегов, улусов. «Это говорит о том, что вы всем сердцем болеете за развитие региональной системы образования в целом», — отметила она.
В своем выступлении парламентарий остановилась на наиболее важных моментах деятельности агропрофилированных школ, отметила, что, благодаря активной деятельности и поддержке народных депутатов республики — председателя Союза с 2003-го по 2013 год Александра Жиркова, председателя Союза с 2013-го по 2017 год Антонины Григорьевой, а также директора Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Светланы Даниловой, исполнительного директора Союза с 2003-го по 2017 год Николая Жиркова, удалось объединить единомышленников в этой сфере.
«За истекшие тридцать лет накоплен богатейший опыт. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что наша республика является пионером в агротехнологическом образовании», — подчеркнула Феодосия Габышева.
С полным текстом выступления можно ознакомиться на официальном сайте Ил Тумэна www.iltumen.ru в разделе «Прямая речь».
Почетной грамотой постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций награждены: директор МБОУ «Петропавловская СОШ» Усть-Майского улуса Альбина Винокурова; директор МБОУ « Соловьевская СОШ им. П.М.Васильева» Чурапчинского улуса Семен Собакин; директор МБОУ «Бетюнская СОШ» Амгинского улуса Акулина Иванова.
Нагрудным серебряным знаком Союза агропрофилированных школ республики «Ытык киhи» награждены научные руководители агрошкол: кандидат педагогических наук Петр Кондратьев; профессор, академик Афанасий Чугунов.
Председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Андрей Находкин, обращаясь к участникам торжественного вечера, ко всем педагогам, заверил, что он как народный депутат республики, как председатель аграрного комитета готов к тесному сотрудничеству и оказанию полного содействия в вопросах развития и поддержки агрошкол. Народный избранник вручил почетные грамоты постоянного комитета по селу и аграрной политике директору МБОУ «Модутская СОШ» Намского улуса Владимиру Гуляеву, директору МБОУ «Соттинская СОШ» Усть-Алданского улуса Ирине Петуховой,  директору МБОУ «Кентикская СОШ» Верхневилюйского улуса Ольге Астановой, директору МБОУ «Кюндяинская СОШ» Сунтарского улуса Маргарите Ивановой.

Пресс-служба Ил Тумэна


 

Поделиться