250

25 января 2019 в 16:21

«Интерес к олонхо заметно растет»

Профессиональный год для артистов театра Олонхо, без преувеличения, начался феерично. По задумке оргкомитета, именно нашим артистам было доверено провести обряд благословения и начать торжественную церемонию открытия главного театрального проекта года - Всероссийский театральный марафон, стартовавший 18 января во Владивостоке. Алгыс объединил полуторатысячную публику, в том числе — официальную делегацию оргкомитета года Театра под руководством заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, министра культуры РФ Владимира Мединского, председателя СТД России Александра Калягина, губернатора Приморского края Олега Кожемяко, представителей театральной элиты России. В составе актерской труппы была и Василина Баланова. Якутянам она больше знакома и полюбилась по детской телепередаче «Биьикчээн», а также роли в телесериале «Ааспыт ааспат амтана». Актриса поделилась с нами - как попала в театральную среду, о роли в телесериале, о будущем Олонхо и своих почитателях.

Из детских игр в профессию
Мое актерское сегодня складывалось из крупиц случайных событий, происходивших в течение жизни. Я считаю себя не профессиональным актером, поскольку у меня нет специального образования, хотя по окончании школы я поступила на курс театрального режиссера в Якутский колледж культуры. Причем, к самому мэтру театрального искусства, заслуженному деятелю культуры Ефиму Степанову. Однако окончить курс не удалось. По зову судьбы я уехала жить в Нерюнгри, где работала в кукольном театре. Там же встретила своего будущего мужа, родились дочери. Мой муж Сергей Баланов – артист Сахатеатра, так, он сыграл Алампа в «Трех реалистах» Харысхала. Старшая дочь учится в 11 классе, младшая — в пятом.
В детстве я не мечтала об актерской карьере. В моей семье, где мама была учительницей начальных классов, а отец – механиком, а росла я в глухой деревне Кыллах Олекминского улуса, актеров всерьез не воспринимали. Их почему-то считали ветреными, ведущими праздный образ жизни.
Между тем, мне запали в душу гастроли Сахатеатра в нашем селе. На сцене сельского клуба были представлены пьесы Суорун Омоллоона «Кузнец Кюкюр» и «Женитьба» Н.Гоголя. Среди артистов был сам Ефим Степанов. Помню, как после спектакля мы с братом еще долгое время ставили сценки дома. Сейчас, работая в культуре, среди артистов, я доказываю родителям, что артист — это такая же ответственная работа, как и многие другие профессии в мире.
Началось с телевидения
Нерюнгри мы вспоминаем с теплотой. Это очень современный, уютный город с широкими улицами, множеством детских площадок. Нерюнгри можно смело назвать городом детей. Здесь созданы все условия для их развития, детсады и школы имеют собственные бассейны, детские учреждения дополнительных занятий находятся близко друг от друга, нет переполненности, климат мягче. Это город, где мы состоялись как семья, и нашли свое профессиональное предназначение. Единственным минусом было отсутствие разговорной практики на родном языке.

В 2010 году мы переехали в Якутск и, можно сказать, я сразу попала на телеэкран. Считаю большой удачей свой приход в детскую редакцию НВК «Саха» к заслуженному работнику культуры Лене Керемясовой. Это были годы активного творчества, создания серии детских передач «Биьикчээн», «Ымыычаан», «Уу-чукучук», «Кулумэн», «Эркээни», которые полюбились многим телезрителям. Мы создали кукольные персонажи «Ээчэ» и «Бээчэ», которых «оживили» с компьютерных героев. Я с благодарностью вспоминаю эти годы, благодарна Лене Петровне за возможность проявить себя.
Через два года я попала в театр Олонхо, хотя и целеустремленно не готовилась к данной стезе. Естественно, как человек довольно далекий от фольклора, я не знала ни одного олонхо, тем более, не пела тойук. Я просто, как и в детстве, любила артистов, театр, сцену. Не пропускала ни одной постановки в Сахатеатре и впитывала игру любимых актеров.


Театральный марафон стартовал

Во Владивостоке фестиваль открыл Театр Олонхо обрядом благословения алгыс. Церемония прошла на Приморской сцене Мариинского театра.
Первым спектаклем в рамках театрального марафона стал балет «Спящая красавица» Петра Чайковского в классической хореографии Мариуса Петипа.
Во Всероссийском марафоне примут участие около 100 театров со всей страны. Они будут гастролировать по регионам, передавая друг другу эстафету. В феврале эстафету примет Государственный академический русский драматический театр им.А.С. Пушкина. С 14 по 16 февраля на сцене Русского драмтеатра будет выступать Государственный чукотско-эскимосский ансамбль песни и танца «Эргырон» со спектаклем «Мелодии тундры», именно этот ансамбль и передаст якутскому театру ключ. Затем труппа Русского драмтеатра отправится на гастроли в Читу, где с 17 по 21 февраля сыграет легендарный спектакль «Два берега одной победы», «Капитанская дочка», комедию «Голодранцы и аристократы» и сказку «Бременские музыканты».


Настоящее
Пошел седьмой год работы в театре Олонхо. За эти годы я освоилась в среде и чувствую себя частью актерской труппы театра. Благодаря моим наставникам, красноречивым мастерам-сказителям — Никандру Прокопьевичу Тимофееву, Валентину Гаврильевичу Исакову, Дмитрию Семеновичу Иванову, Николаю Егоровичу Баишеву, Герасиму Семеновичу Васильеву с прошлого года я занялась исполнением олонхо. Впервые участвовала на международном фестивале горлового пения в Хакасии. К удивлению и гордости, стала лауреатом третьей степени. Участие в фестивале дало мне много опыта. Было интересно наблюдать за другими исполнителями. К слову, на их фоне наше олонхо показалось мне намного содержательнее, сильнее по своей энергетике.
Исполнение – это, по сути, монолог, чередующийся с пением тойука. Здесь много зависит от сказителя, его тона, интонации, настроения, манеры. Не обязательно исполнять олонхо по книге, слово в слово, здесь приветствуется импровизация, мастерство. После фестиваля у меня возникло еще большее желание узнать культуру Якутии через фольклор и историю.
Прошлый год стал для меня дебютным в кинематографе. Я попробовала себя в телесериале Сардааны Сивцевой – Дааны Сард «Ааспыт ааспат амтана». Кино оказалось совсем иным от театра видом искусства. Если в театре с каждым выходом на сцену артист оттачивается, развивается, то в кино, сыгранное единожды, навсегда остается на пленке. И здесь уместны слова великой Фаины Раневской «Деньги съедены, а позор остался». Помимо этого мне пришлось столкнуться с еще одной неприятной стороной публичности – узнаваемостью. Люди на улице начали узнавать меня, каждый раз по этому поводу я испытываю чувство неловкости.
Сейчас мы заняты постановкой нового детского спектакля-олонхо «Ала Булкун» известного амгинского олонхосута Тимофея Захарова-Чээбий. Спектакль посвящен 150-летию олонхосута. Это первый веселый, комедийный спектакль-олонхо, который поставил актер нашего театра Гаврил Менкяров. В эти дни мы покажем его в историческом музее «Россия — моя история» и поедем на гастроли в Амгинский и Мегино-Кангаласский улусы.
Одним из знаковых событий года станет участие в самой масштабной 25-й театральной олимпиаде с участием ведущих коллективов стран Европы и Азии, которая впервые пройдет в Санкт-Петербурге. Якутский театр Олонхо выступит со спектаклем «Дьырыбына Дьырылыатта» («Воительница Джырыбына») в постановке Матрены Корниловой.
Отношение людей к олонхо разное – от категоричности до лояльности. Причина кроется в незнании. Все, кто хоть раз посмотрел наши постановки, уходят довольные. Зритель вместо ожидаемого муторного одиночного исполнения олонхо на архаичном языке получает полноценную театрализованную постановку с понятным слуху языком, приложением технических средств. А как же?! Зритель-то у нас современный. За эти годы мы достаточно ездим по улусам, и отмечу, что в последние годы интерес к олонхо заметно растет.

Поделиться