266

23 апреля 2019 в 15:57

Лед тронулся. Остальное зависит от нас

В рамках 25-летия Государственного Собрания Ил Тумэн 27 апреля состоится совместное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации и Государственного Собрания (Ил Тумэн). Ключевая тема – стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности. Накануне этого события мы поговорили с членом Совета Федерации ФС РФ, заместителем Председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председателем Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Александром Акимовым.

– Александр Константинович, скоро Парламент республики отметит свой 25-летний юбилей. За этот период какие произошли перемены по взаимодействию с федеральными органами государственной власти? Чего удалось добиться и над чем ещё предстоит поработать?
– Государственное собрание Ил Тумэн, как и руководство республики, очень активно взаимодействует с центром: с Федеральным Собранием, федеральными структурами власти. Республика Саха (Якутия) в этом смысле очень сильно отличается от других регионов. Республика у нас огромная, находится на Крайнем Севере и проблем больше, чем достаточно, и конструктивное взаимодействие — единственно верный способ улучшить жизнь своего населения.
Наш регион стал сильным лоббистом, в добром смысле этого слова, многих вопросов, касающихся ускоренного развития Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики. У нас выработался за эти годы неплохой опыт и очень много законодательных инициатив вносят наши законодатели. В лице Совета Федерации и его комитетов якутские парламентарии нашли очень хорошую форму сотрудничества и продвижения своих предложений, поскольку как всегда подчёркивает В.И. Матвиенко, Совет Федерации — это палата регионов, именно здесь регионы должны последовательно и объективно отстаивать свои жизненно важные интересы.
Мы первыми стали проводить в Верхней Палате масштабные Дни Республики Саха (Якутия), на которых детально показали наши достижения и проблемы и поставили острые вопросы по комплексному социально-экономическому развитию РС(Я). По итогам проведения Дней Республики Саха (Якутия) было принято несколько постановлений Совета Федерации. Последние, напомню, прошли в декабре 2017 года, когда прозвучали самые актуальные и волнующие население вопросы — от здравоохранения, образования и авиации до строительства моста с автомобильным переходом через реку Лена. При подготовке к очередному выездному заседанию Совета Федерации в Якутске мы проанализировали принятые постановления и пришли к выводу, что все они, в основном, выполняются или находятся в стадии решения. И мы ещё вернемся к этому на выездном заседании Комитета Совета Федерации в Якутске, которое состоится в июне 2019 года.
Следует отметить преемственность, последовательность в отстаивании интересов республики: теперь я возглавляю Совет по Арктике и Антарктике, который до меня возглавлял Вячеслав Штыров. Также он стоял во главе Совета по развитию Дальнего Востока, членом которого я являюсь. Мы регулярно проводим парламентские слушания, круглые столы и выездные заседания, и к нашему голосу серьезно прислушиваются. Когда, например, речь шла о Дальневосточном гектаре, то Республика Саха (Якутия), если помните, очень консолидированно выступила, выдвинув самые серьезные замечания и предложения, которые, в конце концов, были приняты во внимание и учтены. Так же проходят слушания по территориям опережающего развития (ТОРам), по вопросам здравоохранения, образования, местного самоуправления и многим другим.
Также в минувшем году провели интенсивную работу по продвижению 11 законодательных инициатив Госсобрания (Ил Тумэн) и, в частности, инициативы, касающиеся особого правового режима завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Сегодня, прежде всего, нам предстоит провести большую работу по продвижению законодательных инициатив Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), связанных с проектом федерального закона о развитии Арктической зоны РФ. Речь идёт о включении ряда улусов республики в перечень территорий Арктической зоны. Мы должны сконцентрировать внимание на транспортном вопросе по речному судоходству, на Жатайской судоверфи, мостовом переходе через реку Лена, на вопросах энергетики и здравоохранения. Также необходимо уделить внимание продвижению законопроекта об охране окружающей среды и рациональном использовании вечной мерзлоты.

– На днях прошел очередной Арктический форум в Санкт-Петербурге. Какие вопросы обсудили?
– Да, с 9 по 10 апреля 2019 года состоялся V Международный Арктический форум «Арктика — территория диалога», в котором приняли участие лидеры Финляндии и Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции. Владимир Путин заявил о намерении реализовать крупные инфраструктурные проекты и модернизировать ледокольный флот. В форуме приняли участие представители трёхсот российских и 46 зарубежных компаний из 11 стран мира. Всего было приглашено около 2,4 тысяч человек. Арктика – территория колоссальных ресурсов.
Как председатель Совета по Арктике и член Оргкомитета по подготовке этого форума я принял участие на пленарном заседании «Арктика. Океан возможностей». Я выступал на сессии «Северный морской путь — ключ к развитию Российской Арктики» на встрече губернаторов Северного форума и на сессии по подготовке кадров для развития региона. Этот форум посвящён комплексному социально-экономическому развитию Арктики, сохранению уникальных Арктических экосистем, повышению качества жизни населения и укреплению международного сотрудничества. Было подчёркнуто, что Россия намерена использовать государственные и частные инвестиции для развития регионов и Северного морского пути. Обсудили перспективы наращивания логистического потенциала Северного морского пути, обеспечение безопасной и круглогодичной навигации, а также синхронизацию развития Северного морского пути с реализацией новых инвестиционных проектов в регионе. Надо отметить, что форум серьезно укрепил позиции региона как одного из флагманов развития Арктики.

– На выездном заседании Совета Федерации в республике в повестке дня — обсуждение Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности. Какие вопросы, на ваш взгляд, сегодня требуют особого внимания и решения?
– В рамках выездного заседания мы рассмотрим вопросы исполнения постановлений Совета Федерации по Республике Саха (Якутия). Архиважный вопрос — это снос и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Отдельно будут рассмотрены вопросы законодательного обеспечения Стратегии социально-экономического развития Арктики с привлечением федеральных структур и министерств. Мы должны выработать новые подходы и механизмы хозяйственного освоения территории, привлечения инвестиций, налоговых преференций и т.д. Сегодня уже есть Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, а это, если помните, одно из наших предложений: создать государственную структуру, орган управления, который бы занимался непосредственно задачами этого крупного макрорегиона.
Арктика – стратегически важный для страны макрорегион со своими уникальными природно-климатическими особенностями и, конечно, требует особого подхода. На этой территории сконцентрированы богатейшие природные ресурсы, есть огромный потенциал развития. Сегодня определены 8 опорных зон, строятся порты и предприятия, ведётся геологоразведка. Есть Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, возглавляемая заместителем председателя Правительства РФ Юрием Петровичем Трутневым. И мы должны совместно выработать единую государственную политику.

– Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал необходимость применения комплексного подхода к освоению Арктических территорий, включая вопросы рационального природопользования, устойчивого экологического благополучия, учёта интересов местного населения. Как повысить уровень жизни северян, тогда как многие сегодня фактически выживают?
– Да. И потому необходим более разумный системный, комплексный подход к освоению территорий, а не очаговый, не отдельная разработка некоторых месторождений. Прежде всего, нужно, чтобы был принят базовый систематизирующий закон по Арктике РФ, как отдельного субъекта государственного управления, иначе мы опять начнём наступать на те же грабли. Мы же не только для добычи нефти и газа развиваем Арктику! Мы, в первую очередь, должны думать о людях, которые там живут и будут жить, рожать детей и строить города.
Арктика должна быть привлекательна для жизни и для работы. Я всегда говорю о том, что для этого надо хорошо использовать советский и зарубежный опыт освоения Севера.
К освоению Севера надо подходить с точки зрения рационального природопользования на основе трудосберегающих технологий, в том числе передовых цифровых моделей. Для этого есть все возможные пути. Иначе нужно подходить и в вопросах подготовки кадров и привлечения и закрепления трудовых ресурсов.

– Раньше государственная протекционная политика по отношении к Северу была очень сильной, за счёт этого привлекали людей. Еще в 60-е годы понимали, что осваивать Север нельзя без учёта интересов человека и разработали особую систему льгот и поощрений. Сегодня идёт отток населения из Северов из-за высоких цен и сложных климатических условий. Не думаете ли вы, что без продуманной и комплексной социальной государственной политики говорить о возрождении Арктики рановато?
– Очень важным считаю использование комплекса социальных мер — так называемых стимулирующих выплат, начиная с районных коэффициентов, северных надбавок, досрочного выхода на пенсию, оплаты проездных к месту отдыха, учебы и многого другого.
С целью привлечения и закрепления кадров нами предлагается ввести такие определения как «арктический доктор», «арктический фельдшер», «арктический учитель». Считаю, что в столь трудных климатических условиях должны применяться иные, чем в целом по стране, материальные стимулы для работы, ведь и затрат на Севере несоизмеримо больше чем на материке. При этом хотелось бы, чтобы люди могли и имели доходы и пенсии выше, чем среднероссийские.
И конечно, нужно детально просмотреть вопросы районирования Арктики на научной основе с учетом всех природно-климатических, медико-биологических и других факторов.

– О восстановлении Северного морского пути сегодня говорят много. Предполагалось, что реконструкция морского порта в посёлке Тикси и строительство Жатайской судоверфи позволит создать в регионе около 5 тысяч новых рабочих мест. Что вы думаете по этому поводу?
– Арктика – это огромная территория, крупный макрорегион, где должна быть развита, и в первую очередь, транспортная инфраструктура, Северный морской путь, развитие малой, полярной авиации с современными аэропортами.
Кроме того, как динамично развивающийся регион, Арктика требует разработки системы надежного энергоснабжения, и надо подходить к этому с учетом современных технологий, на возобновляемых ресурсах и атомной энергии. Сегодня в Тикси уже используется уникальная ветряная электростанция, созданная японскими специалистами специально для работы в суровых условиях Заполярья, при температуре минус 50 градусов и ниже. Новые мобильные технологии придут на смену устаревшим в системе здравоохранения. Сегодня мы говорим о телемедицине, интернете, космической связи, и всё это нужно использовать в полной мере.
Да, сегодня очень многое связывают с развитием Северного морского пути. Льды тают, функционирование Севморпути становится возможным круглый год. Теперь это самый кратчайший, эффективный и очень выгодный путь трансферта грузов нефти, газа, сжиженного газа и многого другого в страны Азиатско-Тихоокеанского Региона и Европы. Поэтому, конечно, морской порт Тикси, который является важнейшим стратегическим объектом, должен быть не просто реконструирован, но и модернизирован. Сегодня речь идет не просто о так называемом северном завозе, хотя мы без навигации тоже не можем. Сегодня мы говорим о том, что в Тикси будут заходить суда. Кроме того, существенно возрастает объём перевозок грузов по инвестиционным проектам добычи минеральных ресурсов, месторождений олова, редких металлов в Северо-Якутской опорной зоне — до миллиона тонн в год.
В связи с этим встает вопрос и о модернизации речного флота. По нашим данным, износ судов, танкеров типа «река-море» составляет где-то 60-70%. Жатайская судоверфь сможет производить по десять новых судов, ремонтировать шесть и утилизировать по два судна ежегодно. Только на одной судоверфи может быть задействовано более тысячи человек. Я думаю, это вполне реальные цифры. И сегодня нужно готовить кадры, они в свое время были, но в девяностые годы, к сожалению, многое было растеряно. Сегодня снова нужны речники, связисты, метеорологи, авиаторы, — огромное количество людей, которые будут обслуживать новую, динамично развивающуюся Арктику.

– Ваши пожелания.
– Конечно, хотелось бы, чтобы все вопросы, которые мы ставим по Арктике и всему Дальнему Востоку, решались быстрее. Чтобы молодые специалисты, семьи не уезжали с Северов, а наоборот, ехали на Север жить и работать. Чтобы Республика Саха (Якутия) и другие арктические регионы стали ещё более привлекательными для проживания. Для этого необходимо сделать Арктику не только пригодной для жизни, но и комфортной. Людям важно наличие жилья, развитой инфраструктуры, достойной зарплаты, социальной поддержки со стороны предприятия, возможности развиваться в физическом и духовном плане. Для этого законы должны работать прежде всего для людей и на людей, чтобы законы отразились на качестве жизни населения. Одно могу сказать: лёд тронулся, а это главное.

Поделиться