127

17 мая 2019 в 18:38

13 – теперь счастливое число

В ночь с 13 на 14 мая около 2:00 в твиттере главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева появилась долгожданная для якутян новость – в состав Арктической зоны Российской Федерации указом президента страны Владимира Путина были дополнительно присоединены еще 8 районов Якутии: Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский улусы. Окончательное получение статуса арктических территорий очень своевременно и важно особенно в свете того, что на данный момент правительством России разрабатывается новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года.

 

Общее достижение

«Свершилось то, чего республика добивалась многие годы!», – так выражал свою радость на следующее утро глава Якутии Айсен Николаев, благодаря усилиям которого и была поставлена решающая точка в этом вопросе.
Действительно, дело наконец-то оказалось доведено до своего логического завершения после того, как в 2014 году вышел указ президента РФ Владимира Путина №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», согласно которому помимо Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, части территорий Республики Коми, Красноярского края и Архангельской области к арктическим территориям страны были причислены только 5 прибрежных к Северному Ледовитому океану районов Якутии – Аллаиховский, Анабарский национальный долгано-эвенкийский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский улусы, хотя к Арктической зоне Якутии по республиканскому законодательству были отнесены в общем 13 районов. Остальные 8 районов, которые также полностью или частично находились за Полярным кругом и характеризовались не менее суровыми природно-климатическими условиями, незаслуженно оказались вне перечня сухопутных территорий Арктической зоны России.
Народный депутат Якутии, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов и делам Арктики Елена Голомарева вспоминает, что работа по дополнительному включению в состав Арктической зоны России этих 8 арктических районов началась буквально со дня принятия указа в мае 2014 года. Она выразила благодарность научной общественности республики, которая вела работу по научному обоснованию включения районов в арктическую зону страны, в частности ректору СВФУ Евгении Михайловой, руководителю Института гуманитарных исследований РАН Анатолию Алексееву, президенту Академии наук Якутии Игорю Колодезникову. Елена Христофоровна отметила вклад в продвижении вопроса бывшего главы Якутии Егора Борисова, сенаторов от республики Александра Акимова и Вячеслава Штырова, депутатов Госдумы РФ Галины Данчиковой и Федота Тумусова, известных общественных деятелей Ульяны Винокуровой, Зои Корниловой, Альбины Поисеевой. Парламентарий также выделила большую работу по неотступному будированию вопроса на федеральном уровне со стороны своих коллег, народных депутатов 5 и 6 созывов, в том числе Александра Жиркова, Петра Гоголева, Виктора Губарева.

Как развиваться Арктике?

«Наиболее острыми проблемами являются отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние энергообеспечения, сокращение объемов производства по отраслям экономики и упадок традиционных видов хозяйственной деятельности. Это приводит к сокращению численности населения, проживающего в арктической зоне. К примеру, численность населения 13 арктических районов с 1990 года сократилась в 2,2 раза, если в 1990 году там проживало 148,2 тысяч человек, то на 1 января 2019 года численность населения составила 67,714 тысяч человек», – выделил основные проблемы арктической зоны республики в своем комментарии председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев.
В целом Арктическая зона Республики Саха (Якутия) занимает более 52% всей территории региона, при этом в ней проживает всего 67 714 человек, что говорит об очень низкой плотности населения. Населенные пункты крайне удалены друг от друга, добраться каким-либо наземным транспортом до самых удаленных сел практически невозможно, особенно во время сезонной распутицы. Сохраняется большое количество труднодоступных малых населенных пунктов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Суммарный вклад арктических районов республики в валовой региональный продукт республики по итогам 2016 года составил 42,6 млрд рублей или 4,9%. Ключевыми отраслями являются сфера добычи полезных ископаемых и традиционные формы природопользования, в том числе оленеводства, охотпромысла и рыболовства.
Петр Гоголев напомнил о том, что новая Стратегия развития российской Арктики до 2035 года должна будет объединить мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. Итогом реализации стратегии должен стать выход основных социально-экономических показателей арктических регионов на среднероссийский уровень. «Особое внимание в стратегии будет уделено развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры, которая является основой для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. Все это свидетельствует о том, что руководство страны очень четко понимает стратегическое значение Арктики», – добавил Петр Васильевич.
Заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков в одном из своих недавних интервью рассказал о базовом варианте преференций для проектов в арктической зоне, которые на сегодня проходят обсуждение. Ведомство, в ведение которого совсем недавно были переданы полномочные функции по развитию Арктики, предлагает снизить ряд налоговых ставок на весь период реализации новых инвестиционных проектов на территории всей Арктической зоны РФ. По словам замминистра, скорее всего, налоговые льготы будут предоставляться только тем проектам, которым требуются большие инфраструктурные вложения. Александр Крутиков сообщил, что по оценке министерства инвестиции в реальные проекты, которые можно запустить до 2030 года, оцениваются примерно в 5-6 трлн рублей, потенциально объем инвестиций может дойти до 8-9 трлн рублей. Он отметил, что это будет настоящий рывок в развитии Арктики. В числе наиболее привлекательных для инвесторов объектов Крутиков также упомянул месторождения твердых полезных ископаемых на севере Якутии.
В свою очередь правительство Якутии также вводит налоговые послабления для жителей Арктики. В марте этого года глава республики Айсен Николаев поручил правительству подготовить законопроект, освобождающий физических лиц, уроженцев арктических районов от земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество. Выпадающие доходы муниципалитетов будут возмещены за счет госбюджета республики. Министр экономики РС(Я) Майя Данилова ранее сообщила СМИ, что соответствующий законопроект об обнулении транспортного налога для всех 13 арктических районов Якутии уже подготовлен и в июне будет внесен на рассмотрение в Госсобрание (Ил Тумэн).

Внимание на Тикси

Краеугольным камнем развития арктических территорий России является Северный морской путь, одной из основных частей которого является морской порт Тикси. На сегодняшний день порту требуется современная модернизация, по ранее озвученной информации инвестиции в проект оцениваются в объеме 2,6 млрд рублей.
Замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков отметил, что в ближайшие 10 лет Северный морской путь будет в основном использоваться для вывоза российской углеводородной продукции из арктических территорий. Но в скором времени с развитием инфраструктуры и строительством современных атомных ледоколов Севморпуть должен выйти на круглогодичное использование, став конкурентным транспортным коридором для южного маршрута, проходящего через Суэцкий канал. При этом морской путь через Арктику будет гораздо выгоднее для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китая, Японии и Южной Кореи, так как он является наиболее коротким путем для выхода в северную часть Европы. Поставлена конечная цель — создание регулярной контейнерной линии, которая будет работать на трассе СМП. Сегодня небезопасность мореплавания и нерегулярность оттеняет очевидное конкурентное преимущество Северного морского пути.

Дьулус БОРОЧКОВ

Поделиться