197

22 октября 2019 в 16:07

Сокращать или сохранить: нужен индивидуальный подход

Что кроется за выражением «эффективность сети социальной инфраструктуры»? В какой сфере и в каких объемах произойдет сокращение? Куда пойдут сэкономленные средства? Эти и другие вопросы прозвучали на круглом столе «Развитие и повышение эффективности сети социальной инфраструктуры в Якутии», который вел Алексей Соколов. Председатель правительства РС(Я) Владимир Солодов пригласил журналистов и общественность, чтобы в открытом диалоге обсудить те процессы и изменения, которые происходят в сети социальных учреждений. Рабочая группа, в состав которой вошли представители всех муниципальных образований, кураторы отраслей, народные депутаты, детально изучила сегодняшнее состояние сети социальных учреждений в 23 районах республики, кроме тех, что находится в арктической зоне. В общей сложности сделан анализ 2338 муниципальных учреждений.

Ни одна школа и ни одно учреждение здравоохранения в труднодоступных районах не будут закрыты
– Мы все знаем, что за последний год правительством проведена большая работа в начальной форме реализации программы оптимизации учреждений. Было принято так называемое 202 постановление правительства РС(Я). Затем после того, как соответствующая оценка была дана , мы понимаем, что те подходы, которые были заложены, они не сработали и были неверными. Поскольку фронтальное и единообразное изменение сети учреждений под единое лекало невозможно без учета особенностей и специфики нашей республики. И после этого в мае 2019 года была создана рабочая группа под моим руководством, куда вошли все главы муниципальных районов, вошли кураторы отраслей и представители законодательного собрания Ил Тумэн. Для того, чтобы в более детальном режиме рассмотреть как сейчас выглядит сеть учреждений, которые оказывают ключевые социальные услуги населению в области образования, культуры, спорта и выработать подходы к ее совершенствованию.
Для чего это надо? В первую очередь в соответствии с поручением и установкой, которую дал А.С.Николаев нам необходимо обеспечить достойный уровень этих услуг и тем самым дать возможность самореализации для каждого жителя республики вне зависимости от того, где он проживает – в г.Якутске или в небольшом удаленном селе. При этом мы сейчас констатируем, что качество услуг во многих случаях неприемлемо низкое. И то качество образования, здравоохранения и других социально значимых услуг, зачастую ставит наших граждан в изначально неконкурентное положение и лишает возможности для самореализации. А сегодня темпы жизни таковы, что надо действовать, чтобы развиваться дальше и удерживать население в сельской местности. Не всегда наши желания, наши решения приводят к тому результату, на который они направлены. Приведу простой пример. Когда мы провели мониторинг по выявлению уровня качества образования, то выяснилось что в ряде школ по таким базовым дисциплинам как математика, русский язык результаты ЕГЭ составляли 10-13 баллов из 100. А ЕГЭ — основной, объективный индикатор подготовленности выпускника школы к продолжению обучения. Это значит дети, выпускающиеся из этих школ фактически лишены возможности продолжать обучение и стать полноценными и полноправными членами нашего глобального и конкурентного общества. Конечно, для этого наша задача состоит в том, чтобы качество услуг соответствовало задачам времени. А для этого необходимо изменить организационный подход, а сама сеть должна претерпевать определенную трансформацию и должна быть переведена в соответствии с той задачей, которая стоит перед нами. Очень важно при этом запустить систему поддержки инициатив, которая также часто происходит в небольших населенных пунктах, когда инициативные учителя и директора школ осуществляют огромную работу, выходящую за рамки стандарта и занимаются развитием творческих, предпринимательских способностей детей, развитием традиционных ремесел.
Перед нами сейчас стоит большая задача по развитию материальной базы, по строительству школ. В рамках этой работы мы встречались с каждым районом и определили потребность в порядке 56 млрд рублей на строительство школ, больниц и других социальных объектов. У нас 52 аварийных школ, еще 9 сгоревших школ, т.е. 62 школы, которые надо построить. По каждому району проводили анализ, в целый ряд районов выезжали на место, встречались с населением и общественностью.
Рабочая группа, в состав которой вошли представители всех муниципальных образований, кураторы отраслей, народные депутаты, детально и предметно изучила сегодняшнее состояние сети социальных учреждений в 23 районах республики, кроме тех, что находятся в арктической зоне. К арктической зоне нужны особые подходы. В общей сложности сделан анализ в 23 районах 2338 муниципальных учреждений. По предварительным подсчетам, объем экономии за три года достигнет 2,3 млрд рублей, при этом дополнительные расходы составят 1,7 млрд рублей.
По здравоохранению будут созданы 4 новых ФАП и 2 врачебные амбулатории, в основном это будет преобразование, изменение типа учреждений. Будут изменения в количестве круглогодичных коек, ни один врач не будет сокращен, более того мы повышаем укомлектованность врачебными кадрами на 47 человек.
По учреждениям образования, культуры и спорта транформация затронет 384 учреждения, в основном это будет объединение детских садов со школами в образовательные комплексы в малонаселенных селах или объединение нескольких учреждений в одно юридическое лицо. Если населенные пункты находились очень близко друг другу, то старшеклассников переводили в соседнее учреждение, но это единичные ситуации. Мы исходили из желания родителей.
Идет большая работа по реорганизации государственных учреждений. Сокращено 59 учреждения тоже механизмом объединения и повышения эффективности функционирования. Продолжаем оптимизировать количество управленческого персонала руководителей. Предстоит большая работа в части сокращения госслужащих, в целом по стране нам доведено сокращение 30% госслужащих за следующие три года. Это серьезная работа проводится на уровне министерств и иных государственных органов власти.

Арктика – что их ждет?
– Арктика – это еще более особые райо­ны в силу большого количества труднодоступности населенных пунктов и в силу того, что в арктических районах мы не вписываемся в федеральные нормативы и так называемый свехнормативный коечный фонд, который мы содержим за счет бюджета республики. Это то решение по переходу с нормативного финансирования на сметную, которое мы ждем по итогам заседания Государственного совета, проходившего в начале сентября во Владивостоке. В любом случае мы будем рассматривать каждый район индивидуально. К арктической зоне нужны особые подходы. В субботу я выезжаю в Верхоянский район, где мы посетим десятки населенных пунктов и на месте будем изучать ситуацию. Потом будем вырабатывать подходы, которые будут применяться и к другим арктическим районам.

Куда пойдут сэкономленные средства?
– Из мест идут очень тревожные сигналы, что люди уже получили уведомления, приказы за подписью министра. К примеру, в с.Чочу Вилюйского улуса врача не будет. Нет конкретных цифр и общей картины предстоящей реорганизации.
Владимир Солодов: Ходили слухи что под сокращение подпадают 7 тысяч человек, еше какие-то астрономические цифры, которые не соответствуют действительности. Достоянием общественности могут быть только факты, я предпочитаю сначала удостовериться в фактах. Мы не можем опубликовать цифры, в которых мы не уверены. Сейчас мы эту картину имеем, но она будет продолжать меняться. Почему? Большая часть учреждений относится к муниципальному уровню управления. И решение о численности тех или иных учреждений принимаем не мы и не министерства. Те самые пресловутые обсуждаемые модельные штатные расписания – это норматив по которому будет рассчитываться межбюджетный трансферт. То есть мы будем исходить от того, что школа должна иметь такое то количество при нормативе численности и определенного количества класс-комплектов столько то работников, директоров, завучей. А потом уже сам директор будет принимать решение исходя от норматива и построения учебного процесса.

– Не будет ли после этих реформ отток населения в центр? Будут ли трудоустроены люди, которые попали под сокращение?
Владимир Солодов: В системе образования у нас работает 50 тысяч человек, из них предполагается, что за три года будет сокращено 386 человек по всей системе образования, т.е. 0,65 процента. Им будет предложено переобучение и трудоустройство. На самом деле мы системно видим большое количество задач – это создание трудоустройства в сельской местности. В этом вопросе мы работаем с министерством предпринимательства и сельского хозяйства. Вместе с районом комитет по занятости республики проведет обучение и трудоустройство.

Наравне с уровнем образования необходимо поднимать уровень жизни населения
Феодосия Габышева, председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре и СМИ:
– Четыре комитета Ил Тумэн принимали самое активное участие в согласительной комиссии по данному вопросу. Мы провели несколько заседаний с участием народных депутатов, директоров, педагогов образовательных учреждений. Мы работали в активном диалоге с правительством, потому что должны быть учтены все мнения в таком остром и спорном вопросе. Наша республика с самого начала принимала участие в проведении ЕГЭ. В этом эксперименте сначала принимали участие только школы по отбору – это школы повышенного уровня. С 2010 года ЕГЭ уже был единым показателем повышения уровня знаний учащихся. При этом я хочу обратить внимание, что когда мы сравниваем с среднероссийскими показателями, то в первую очередь нужно учесть и другие факторы, например, бедность населения. Я хочу акцентировать на этом внимание, поскольку по бедности населения у нас показатели хуже чем общероссийские. Во вторых, я хочу сказать, что условия образовательных учреждений хуже чем в средней части России. Я в частности беру выпускников республики Татарстан, где только 40% учащихся переходит на старшую ступень образования. А у нас 85-95% учащихся переходят в 10-11 классы. В третьих, я хочу остановиться на инфраструктуру, а по обеспеченности кадрами и уровню благоустройства школ и садов у нас показатели худшие по Дальнему Востоку и в РФ. Мы конечно должны поднимать качество образования наших детишек, но наравне с требованиями по поднятию уровня образования необходимо параллельно поднимать уровень жизни населения и условия их проживания и учебы. Я имею большой опыт работы и в образовании, и в органах исполнительной власти и все нюансы и трудности знаю изнутри. Самое главное, для достижения поставленной задачи необходимо работать в тесном диалоге, чтобы не было перекосов, с учетом всех объективных и субъективных факторов.
В.И.Кириллина, заместитель председателя федерации профсоюзов:
– Профсоюзы одними из первых начали свою работу по данному вопросу. Мы в феврале месяце начали получать обращения от членов профсоюза с районов, откуда мы узнали о предстоящей оптимизации сети соцучреждений. Тут видать была допущена ошибка, поскольку столь болезненное для многих бюджетников решение не получило предварительного обсуждения у профсоюзной организации республики. И мы в феврале провели мониторинг и стали собирать информацию о том, где и какие сокращения планируются и в марте рассмотрели данный вопрос на своем заседании и свое обращение направили в Ил Тумэн и правительство. Мы благодарны Ил Тумэн и Феодосии Васильевне за ту огромную работу, которую они провели. С этого момента уже и правительство и министерства начали приглашать нас на свои обсуждения и работа пошла уже в конструктивном диалоге с властью. Когда вопросы касаются социально-трудовых отношений только равный диалог может вывести нас к справедливому для всех решению социальных проблем.

Не стоит бояться перемен
Н.В.Андреев, глава МО «Горный улус»: Горный улус является высокодотационным улусом. Поэтому конструктивное взаимодействие с правительством является для нас приоритетом. Исходя из того, что у нас очень ограниченные финансовые возможности, мы и до этого проводили оптимизацию сети социальных учреждений, в т.ч. работу по внедрению аутсорсинга. Было тоже очень много противоречий, но практика показала, что некоторые направления аутсорсинга достаточно эффективны. С учетом реалий сегодняшнего дня просто надо эту работу подкорректировать. Например, по питанию детей мы внесли свои предложения в правительство и они нас услышали. Надо честно признаться, что в результате этих мероприятий определенная часть штатов сокращается. Это в основном административно-управленческий, обслуживающий персонал. В нашем улусе произошло сокращение штатов по бухгалтерам, поскольку мы создали централизованную бухгалтерию. Сокращение коснулось и сторожей, вы знаете, что в сельской местности их держали в штате. Но сейчас требования поменялись, в период пребывания детей в дневное время в учреждениях их должны охранять специализированные охранные агенства. Такие меры по обеспечению безопасности детей продиктованы сегодняшними реалиями. А сторожа в ночное время охраняют имущество учреждения и они остались в штате. Пресловутое 202 постановление, которое мы изучили и применили в учреждениях культуры, как ни парадоксально, помогло нам увеличить штаты в сфере культуры. Чтобы соответствовать этому постановлению, нужно было предусмотреть дополнительные штаты.
Это говорит о том, что применение тех или иных постановлений в каждом улусе индивидуально, поскольку сети муниципальных учреждений в улусах разные. Если мы заблаговременно провели оптимизацию и нам нет необходимости сегодня сокращаться, наоборот с того момента население улуса увеличилось и понадобилось увеличение штатов в тех же учреждениях культуры. Поэтому сегодня необходимы ясные, четкие правила проводимой политики для того, чтобы все могли ориентироваться по ним и чтобы документы всем были понятны и обоснованны. Были у нас и такие моменты, когда нам предлагали снижение сельской врачебной амбулатории до уровня ФАП и каких то внятных обоснований не было. В ходе дискуссии мы на уровне В.В.Солодова свою позицию о необходимости сохранения амбулатории донесли и надеюсь мы в скором времени подпишем соглашение по данному вопросу. На сегодня количество муниципальных учреждений осталось на прежнем уровне, вопрос стоит об изменении их статуса. В селе Куруолэх два учреждения до 2022 года постепенно будут реорганизованы в школу-сад, но по согласованию с населением.

Наталья ПОПОВА

 


Подробнее читайте в свежем номере газеты по указанной ссылке:

Парламентская газета № 41 (2083) от 18 октября 2019 года

Уважаемые читатели!

  1. Покупая электронную версию Издания, вы осознаете, что покупаете ее исключительно для личного (семейного) пользования. Перепродажа или любая другая передача купленного вами номера газеты третьим лицам запрещается и может преследоваться по закону.
  2. Обязанности продавца, в качестве которого выступает Издание, считаются выполненными с момента отправки Покупателю ссылка на скачивание купленного и оплаченного им номера газеты.
  3. Стоимость газеты в розницу 30 руб.

ВАЖНО! Иногда, по независящим от Издания причинам, спам-фильтры Покупателя перебрасывают письмо с заказанной вами ссылкой в папку «Спам». Поэтому если вы не получили от нас автоматически сгенерированного письма со ссылкой, для начала проверьте папку «Спам». Если его нет и там — обращайтесь в нашу редакцию.


 

Поделиться