147

06 марта 2018 в 21:51

Этнологическая экспертиза в РФ: какой ей быть?

Проект сырой и нуждается в доработке. Именно к такому мнению пришли участники рабочего совещания по проекту федерального закона «Об этнологической экспертизе», которое прошло в парламенте 5 марта при участии председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой. Предметом обсуждения стал представленный проект федерального закона. Наш корреспондент выслушал мнения.

Проект «сыроват»

«Все участники сошлись в том, что законопроект в таком виде не должен рассматриваться вообще, потому что он достаточно сильно сужает те наработки, которые у нас есть по проведению этнологической экспертизы, сужает само понятие этнологической экспертизы, которое установлено федеральным законом о гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации. Также в нем есть достаточно путаные положения, некоторые из них даже не стыкуются друг с другом. С учетом этого было принято решение подготовить отрицательный отзыв», – прокомментировал итоги рабочего совещания Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек.

Закон необходим

Впервые о необходимости подобной этнологической экспертизы заговорили еще в 90-х годах, когда вместе со стремительным развитием промышленности начало расти и количество выявленных серьезных нарушений, но ущерб, нанесенный местной экосистеме и традиционным занятиям коренных малочисленных народов, невозможно было подсчитать без проведения экспертизы. По мнению Федерального агентства по делам национальностей, этнологическая экспертиза должна стать тем инструментом государственной национальной политики, который бы учитывал этнокультурные потребности и интересы всех россиян.
В Якутии принят и действует свой закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», который успел хорошо себя зарекомендовать. На сегодня проведено 11 этнологических экспертиз проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, из которых 9 получили положительные заключения. Также ранее отмечалось, что с введением практики этнологической экспертизы заметно повысилась прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов. Но в то же время из-за сугубо регионального характера проведения процедуры в ходе ее применения выявились некоторые проблемы, основная из которых – это то, что недропользователи могут легко обойти республиканское законодательство, если лицензии на разработку месторождений были выданы на федеральном уровне.
«У нас уже есть закон об этнологической экспертизе, который действует с 2010 года. Республика Саха (Якутия) – единственный субъект РФ, где уже наработан определенный опыт, есть свой закон. Конечно же, есть кое-какие недоработки, но вместе с тем многое ведь завязано на федеральном законодательстве. И когда мы говорим о принятии федерального закона об этнологической экспертизе, мы должны говорить о том, что он должен определять какие-то общие принципы, подходы, критерии ее проведения. А все остальные полномочия по этнологической экспертизе могли бы взять на себя субъекты, то есть так же, как реализовано сейчас у нас в республике. И если федеральный закон установит какие-то общие принципы, например, ту же обязательность этнологической экспертизы, то реализация закона на местах заметно упростится», – считает Константин Роббек.
«Опираясь на федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» и «О недрах», в которых к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесена защита прав малочисленных народов в отношениях с недропользователями, наша республика приняла свой закон об этнологической экспертизе. Руководствуясь принципом федерализма, в отношении того, что не урегулировано на федеральном уровне, мы можем проводить собственное правовое регулирование», – также отметил омбудсмен.

Поделиться опытом

«Вместе с тем я должен отметить, что вероятнее всего Республика Саха (Якутия) как субъект, который имеет опыт в проведении этнологической экспертизы, должна выступить инициатором, то есть подготовить свой законопроект об этнологической экспертизе РФ. Я надеюсь, что работа в этом направлении будет вестись», – высказал свое мнение омбудсмен коренных малочисленных народов Севера в Якутии Константин Роббек.
Стоит заметить, что на II Съезде общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) эксперт Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Мурашко отметила, что при разработке федерального закона об этнологической экспертизе будет учтен опыт Якутии.
«На данный момент над разработкой федерального закона об этнологической экспертизе работает Федеральное агентство по делам национальностей. Рабочая комиссия создана. Закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» является единственным таким действующим законом в стране и должен выступать в качестве примера в процессе разработки федерального законопроекта», – ранее комментировала данный вопрос председатель постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева, подчеркивая, что при разработке федерального закона об этнологической экспертизе должна создаваться определенная методика оценки ущерба, который уже нанесен (или возможно еще будет причинен в будущем) коренным малочисленным народам.

Когда же?

«Поскольку проекты федеральных законов рассматриваются обычно достаточно долго, то о каких-то сроках говорить трудно, но самое главное – это не сам факт быстроты его принятия, а то, чтобы наши предложения и пожелания были учтены в федеральном законе», – ответил на вопрос о сроках Константин Роббек.
«Сейчас мы разработаем общие подходы, соберем заключения всех экспертов, а там уже будет видно. Закон не должен быть детальным, подробным, он должен устанавливать общие принципы, как для наших коренных малочисленных народов, так и для недропользователей и других хозяйствующих субъектов, которые приходят работать на их территории. Он должен быть достаточно рамочным, с тем, чтобы в дальнейшем субъекты могли проводить собственное правовое регулирование, основываясь на федеральном законе, а значит, детализировать его под какие-то свои региональные особенности», – отметил Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек.