445

02 июня 2017 в 13:06

О первом Президенте – в первом чтении

Народные депутаты республики в первом чтении приняли проект закона Республики Саха (Якутия) «О статусе первого Президента Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова, А.И.Еремеева, В.М.Власова, Е.И.Михайловой, Д.А.Семенова, С.А.Ларионова, В.М.Прокопьева, Г.Н.Алексеева, Е.Х.Голомаревой, А.И.Слепцова, С.С.Иванова, А.С.Уарова, Ю.И.Григорьева, Д.В.Саввина, В.А.Местникова, Ю.П.Баишева, А.А.Григорьевой, В.Н.Федорова, Г.П.Парахина).

С докладом выступил председатель постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев. Ранее подготовленные проекты законов были опротестованы Прокуратурой РС(Я) и судебном порядке часть статей законов были признаны недействующими. «В связи с этим Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) в прошлом году принял закон Республики Саха (Якутия) о том, что этот закон прекращает свое существование», — сообщил Алексей Еремеев и представил в первом чтении проект нового закона Республики Саха (Якутия) «О статусе первого Президента Республики Саха (Якутия)».
По его докладу, настоящий закон определяет cтaтyc первого Президента Республики Саха (Якутия), учитывая его особые заслуги в укреплении государственности республики и значительный вклад в социально-экономическое развитие республики.
Руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам администрации Главы и Правительства республики Галина Телегина представила позицию Департамента по государственно-правовым вопросам. Она заключается в том, что данный законопроект не отвечает федеральному и республиканскому законодательству. По словам Г. Телегиной, изменение наименования данного законопроекта не меняет сути закона, закон был признан не соответствующим федеральному законодательству, принятие закона повлечет за собой следующие судебные перспективы. «Для того, чтобы исключить все противоречия мы при рассмотрении в комитете высказались разработать проект закона, который в дальнейшем не послужил бы поводом для судебного разбирательства», – сообщила она.
При обсуждении данного законопроекта мнения народных депутатов разделились. Фракция КПРФ полностью выступила против принятия законопроекта. Об этом в своем выступлении заявил лидер фракции Виктор Губарев.
Выступавшие за принятие законопроекта в первом чтении депутаты республики Леонид Владимиров, Владимир Федоров, Евгения Михайлова и Василий Власов призывали поддержать данный проект закона, аргументируя тем, что законопроект на бюджет республики особой нагрузки не несет, так как структура секретариата первого Президента республики давно создана и работает, нужно предусмотреть один раз в год обеспечение санаторно-курортным лечением. По словам Евгении Михайловой, законопроект определяет и усиливает правовой статус первого Президента республики в связи с его историческим вкладом в развитие государственности Республики Саха (Якутия) и не стоит партиям политизировать данный законопроект, а наоборот, консолидированно поддержать и принять закон Республики Саха (Якутия) «О статусе первого Президента Республики Саха (Якутия)». Народный депутат выразила несогласие с заключением Департамента по государственно-правовым вопросам администрации Главы и Правительства республики, которое сводится к тому, что данный законопроект нужно согласовывать с Министерством финансов РФ по части финансирования: «И даже эта необходимость согласования проекта закона не может служить доводом для того, чтобы быть против принятия данного закона».
Народный депутат Василий Власов, призывая принять законопроект, заявил: «Я являюсь одним из авторов данного законопроекта уже в третьей редакции. От нас ждут справедливого решения. Секретариат уже функционирует, осталось только предусмотреть санаторно-курортное лечение».
Завершая дискуссию по данному вопросу, спикер парламента республики Александр Жирков подчеркнул, что данный вопрос не первый раз становится предметом обсуждения в комитете парламента, среди народных депутатов, во фракциях и.т.д. «Сегодня мы законопроект принимаем в первом чтении. Никто лучше и больше нас не заинтересован в том, чтобы этот законопроект был обоснованным, чтобы он не стал предметом судебных разбирательств и протестов, поэтому этот закон будет доработан до конца. А то, что по статусу первого Президента республики будем определяться — это совершенно очевидно и сегодня мы будем принимать правильное решение. Мы будем и дальше работать по этому проекту», — заключил спикер.

В статье I пункте 1 говорится о том, что первый Президент республики по статусу является Государственным советником Республики Саха (Якутия).
Первый Президент республики вправе принимать участие в пленарных заседаниях парламента и правительства республики с правом совещательного голоса. Также вправе запрашивать от государственных органов республики, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов необходимые сведения, документы и материалы; направлять государственным органам республики, должностным лицам указанных органов свои предложения и заключения по вопросам государственной политики и социально-экономического развития республики. Все его предложения и заключения подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами указанных органов государственной власти республики в течение 30 дней со дня их поступления.
На торжественных мероприятиях он официально именуется первым Президентом Республики Саха (Якутия) и по протокольному старшинству занимает позицию после Главы республики, Председателя Государственного Собрания республики и Председателя Правительства республики.
По законопроекту ежегодно будет проводиться Республиканская научно-практическая конференция «Николаевские чтения». По ее итогам будут присуждаться премии в порядке, установленном правительством республики.
Статья 5 законопроекта гласит о том, что государственные периодические печатные издания должны предоставлять печатную площадь первому Президенту РС(Я).
В целях обеспечения общественно-политической деятельности первого Президента республики будет создаваться секретариат первого Президента республики.
Первый Президент республики имеет право на пользование на территории республики правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы госвласти региона, а также на возмещение транспортных расходов в пределах страны; один раз в год обеспечивается санаторно-курортным лечением в организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

Пресс-служба Ил Тумэна