523

18 марта 2016 в 11:12

От республиканского до федерального законодательства

На XXI очередном пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева внес на рассмотрение народных депутатов республики, в общей сложности, семь законопроектов в первом чтении. Два документа приняты парламентариями в первом чтении, пять – в окончательном.

Два – в первом, пять – в окончательном

В окончательном чтении принят проект Закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который инициирован Правительством республики. Согласно внесенным изменениям при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций уполномоченный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несёт ответственность за проведение этих работ. К полномочиям Главы Якутии отнесены полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Предлагается исключить установление порядка организации и обеспечение осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учётом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством РФ.

Также парламентариями принят республиканский закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства РС (Я). В целях приведения в соответствие федеральному законодательству внесены уточнения в статьи 13, 20, 22, 42, 44, 47, 48 Земельного кодекса Якутии.

Народными депутатами РС (Я) Владимиром Прокопьевым, Иннокентием Васильевым, Сергеем Ларионовым были внесены пять законопроектов, три из которых приняты в окончательном чтении.

Во-первых, в окончательном чтении принят проект республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с федеральным законодательством установлено понятие «подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» как система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Дополнены полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнены положения закона в части прохождения руководителями и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Кроме этого, в первом чтении народные депутаты республики приняли проект Закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах». Законопроектом предлагается редакция норм в части уточнения регулирования оборота отчуждения или перехода права пользования недрами от одного лица к другому, определения государственного фонда недр, предоставления участков недр одновременно для разведки и добычи полезных ископаемых, в части дополнения требований к содержанию лицензии на пользование недрами, уточнения перечня оснований для возникновения права пользования участками недр, дополнения перечня оснований для прекращения права пользования недрами, в части исключения из системы платежей при пользовании недрами «плату за геологическую информацию о недрах».

В окончательном чтении принят законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)». В соответствии с внесенными изменениями плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Также парламентарии проголосовали за принятие в окончательном чтении проекта республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)». Данным документом предлагается полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами дополнить полномочием по утверждению методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Согласно вносимым изменениям, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны будут проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Кроме того, вносятся изменения в статью 10, регулирующую требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Статья 19 действующего закона дополняется нормой о том, что при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.

В области охраны окружающей среды в первом чтении принят проект Закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) (новая редакция)». Документ разработан в целях приведения в соответствие федеральному законодательству уточнения полномочий органов и учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Законопроектом устанавливается, что территории с особым статусом могут находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Поддержаны две законодательные инициативы

Кроме этого, на XXI очередном пленарном заседании Ил Тумэна народными депутатами рассмотрен и принят за основу проект постановления Госсобрания (Ил Тумэн) «О рекомендациях парламентских слушаний «Об экологической обстановке бассейна реки Мархи», которые прошли в г. Нюрба Нюрбинского района 9 февраля 2016 года.

Особое внимание постоянный комитет Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии уделяет внесению изменений в федеральное законодательство. Так, на XXI сессии поддержаны две законодательные инициативы.

В качестве законодательной инициативы Госсобрания (Ил Тумэн) предложен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами», который разработан в целях наделения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и их общин, правом безвозмездного пользования земельными участками, расположенными на территориях традиционного природопользования этих народов.

В связи с тем, что условия предоставления коренным малочисленным народам земельных участков для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования регулируется законодательными актами неоднозначно и неполно, данные народы сталкиваются с проблемами, касающимися определения статуса земельных участков, занятых территорией традиционного природопользования.

Так, принцип безвозмездного пользования в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий в полной мере не реализуется.

От республиканского до федерального законодательства

Последние изменения Земельного кодекса РФ предполагают, что земельные участки коренным малочисленным народам предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения и развития их образа жизни, хозяйствования и промыслов на срок не более чем десять лет.

В иных случаях предусмотрено использование земель или земельных участков без предоставления прав на земельные участки с разрешения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, за исключением земель или земельных участков в границах земель лесного фонда.

Между тем, на территории Республики Саха (Якутия) 78% оленьих пастбищ расположены в землях лесного фонда, что составляет 63 млн. га, кроме того 16 млн. га занимают земельные участки общинно-родовых хозяйств, которые также расположены в землях лесного фонда.
Оптимальным вариантом устранения вышеуказанных противоречий может стать внесение изменений в земельное законодательство страны с целью закрепления за коренными малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения ими традиционной хозяйственной деятельности.

В связи с чем предлагается внести изменение в Земельный кодекс РФ в части исключения ограничивающего фактора в отношении предоставления земельных участков в безвозмездное пользование только под здания и сооружения. Законопроектом предлагается предоставлять лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, в местах их традиционного проживания земельные участки в безвозмездное пользование на срок до 49 лет.
Начиная с середины 2014 года, земельное законодательство претерпевает значительные изменения. В ближайшее время ожидаются очередные кардинальные изменения, переход от категорийности к территориальному зонированию. Также эти изменения предполагают исключения положения о местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что нарушает права и законные интересы коренных малочисленных народов. К этим изменениям добавляется и законопроект «О дальневосточном гектаре».

Данный проект федерального закона устраняет указанные противоречия, пробелы действующего законодательства и направлен на обеспечение учёта интересов коренных малочисленных народов в области землепользования. Принятие данного документа будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.

Следующий проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и признании утратившей силу части 3 статьи 37 Закона Российской Федерации «О недрах» разработан в целях усиления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В 2015 году данный законопроект был рассмотрен на заседании комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. До принятия в первом чтении документ был доработан – была предложена иная редакция текста законопроекта. Документ был согласован в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Там было отмечено, что Росприроднадзор и его территориальные органы сталкиваются регулярно с вышеперечисленными особенностями, негативно влияющими на результативность мероприятий по госнадзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Законопроектом предлагается исключить из сферы действия Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вопросы организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, так как положения данного Федерального закона не учитывают специфику деятельности недропользования, в том числе ряд существенных особенностей осуществления государственного геологического надзора, что приводит к невозможности своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о недрах и условий лицензии на пользование недрами, технического проекта.