238

13 ноября 2015 в 17:04

Наш ДФО, вперед лети! Перспективное развитие Дальнего Востока нуждается в законодательных рельсах

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев на заседании выездного «круглого стола» Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в Нерюнгри выступил с докладом о законодательном обеспечении вопросов социально-экономического развития регионов Дальнего Востока.

Вначале Юрий Николаев отметил, что на уровне Российской Федерации для поддержки и развития Дальнего Востока действуют федеральные целевые программы, предусматриваются субсидии, льготы, компенсации, межбюджетные трансферты.

Среди основных направлений, по которым необходимо совершенствовать законодательство, глава бюджетного Комитета Ил Тумэна назвал государственный протекционизм в вопросах регулирования экономического развития социальной сферы, привлечение трудовых ресурсов, политику в области налогообложения, таможенное регулирование, дифференцированный подход к каждому субъекту с учётом природно-климатических условий, транспортной доступности и уровня развития, разработку нормативных актов с учётом предложений и мнений каждого субъекта и законотворческую деятельность.

«Существенное внимание парламента республики в 2014-2015 годах было направлено на законодательное регулирование реализации инвестиционных проектов. На республиканском уровне создана нормативная база, приняты соответствующие законы, предоставляющие преференции и льготы субъектам малого предпринимательства, региональным инвесторам», — сказал Юрий Николаев и добавил, что основными нормативными правовыми актами являются Закон РС(Я) от 24 июня 2013 года «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» и Закон РС(Я) от 2 апреля 2014 года «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнёрства».

Так, в соответствии с республиканским законом «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» субъекты инвестиционной деятельности могут претендовать на получение налоговых льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу. В соответствии с законом «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» участники региональных инвестиционных проектов получают льготы по налогу на прибыль организаций впервые пять лет — в размере 0 процентов ставки налога, подлежащего зачислению в государственный бюджет республики, и в течение следующих пяти налоговых периодов — в размере 10 процентов. Также в республике налоговая ставка налога на прибыль организаций снижена до 13,5 процента в части сумм налога, подлежащих зачислению в госбюджет Якутии, для ряда налоговых агентов.

На законодательном уровне формы поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Якутии, установлены Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)».

Народный депутат заметил, что привлечение инвестиций в Дальневосточные регионы имеет ряд ограничений, которые связаны со спецификой природно-климатических условий, удалённостью от крупных российских рынков сбыта, высокими транспортными издержками, значительными энерготарифами, отсутствием развитой инфраструктуры, малочисленностью населения отдельных территорий Дальнего Востока.

Что предлагает Якутия?

Парламент Якутии и Правительство республики активно вносили предложения на федеральный уровень о необходимости внедрения дополнительных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории регионов Дальнего Востока.

Так, предложено внести изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путём разработки и включения дополнительных статей, регулирующих порядок проведения закупок товаров, работ и услуг в условиях Крайнего Севера, отдалённых и труднодоступных районах, предусматривающих обязательства заказчика по предоставлению преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющих деятельность на территории субъекта.

Предложено внести изменения в главу 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» в части упрощения требований к налогоплательщикам – участникам инвестиционных проектов. В соответствии со статьей 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, получившая статус участника регионального инвестиционного проекта, должна отвечать установленным требованиям, в частности, иметь в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация регионального инвестиционного проекта. «К сожалению, в Якутии ни одно предприятие не соответствует данным требованиям. Это проблема всего Дальнего Востока», — подчеркнул Юрий Николаев.

Кроме того, народный депутат республики рассказал о предложениях по внесению изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, направленных, в частности, на расширение и повышение эффективности использования лёгких воздушных судов для коммерческих перевозок пассажиров, почты и грузов и выполнения авиационных работ в целях обеспечения транспортной доступности населённых пунктов, находящихся в труднодоступных и отдалённых местностях; утверждения отдельного механизма субсидирования безальтернативных маршрутов региональных авиаперевозок для труднодоступных регионов России путём субсидирования пассажирского тарифа за счёт средств федерального бюджета и субсидирование внутрисубъектовых авиаперевозок из районных центров Арктической зоны Якутии.

Председатель постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев:

«В целом можно сказать, что в настоящее время субъектами Российской Федерации проведена и проводится определённая работа по совершенствованию законодательной базы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Но необходимо отметить, что не все законодательные инициативы субъектов находят поддержку в федеральном центре, многие предложения отклоняются, кладутся в «долгий ящик», хотя они важны как для Дальнего Востока, так и для Российской Федерации в целом».

Справка

На законодательном уровне формы поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Якутии, установлены Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)». Кроме того, в рамках республиканской государственной программы «Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2012 — 2019 годы» в республике осуществляются такие виды финансовой поддержки как микрозаймы на период от 1 до 3-х лет, инвестиционные займы до 5 млн. руб. сроком до пяти лет не ниже ставки рефинансирования Центробанка РФ, поручительства при получении кредитов в коммерческих банках в объёме до 70% от требуемого обеспечения сроком до 10 лет, субсидирование части затрат предпринимателей, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым в российских кредитных организациях, расширение перечня видов получателей поддержки (производство, речные пассажирские перевозки, бытовые услуги на селе, лекарственное обеспечение в арктических и северных районах) и адресное субсидирование затрат на электрическую и тепловую энергию, потребляемую субъектами малого и среднего предпринимательства в арктических и северных районах.

Кроме того, приняты отраслевые законы: Законы РС(Я) «О регулировании торговой деятельности в Республике Саха (Якутия)», «О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)». На стадии общественного обсуждения находится законопроект «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)».

По материалам пресс-службы Ил Тумэна