229

27 ноября 2015 в 10:25

Лед тронулся

Состоялось одно из самых продуктивных заседаний по законопроекту о развитии Арктической зоны России

20 ноября в Совете Федерации состоялось знаковое мероприятие – совместное заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, итог которого может совершить прорыв в сфере законодательного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Впервые тема объединила две ветви государственной власти – законодательную и исполнительную.

На мероприятии, проведённом председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и вице-премьером Правительства Российской Федерации, председателем Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрием Рогозиным, обсудили концепцию проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

Начиная заседание, Валентина Матвиенко отметила, что в последние годы проблемам Севера уделяется всё большее внимание: был принят ряд концептуальных документов, проделана серьёзная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны страны. «Но, несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно, — выразила мнение модератор мероприятия, — Я имею ввиду отток населения, высокую степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры, особенно энергетической и транспортной». Беспокоит сенатора существенное сокращение населения в макрорегионе, отток квалифицированных молодых кадров и прибытие малоквалифицированной, социально не адаптированной рабочей силы. Отдельно Валентина Ивановна остановилась на теме Северного морского пути, который «потенциально мог бы стать одним из наиболее оживлённых транзитных маршрутов в мире».

К арктическому законодательству относится более 500 нормативных правовых актов, из которых более 50-и сохраняет силу ещё с советских времён. По мнению Валентины Матвиенко, в правовом регулировании Арктики преобладает отраслевой подход: действуют акты конституционного, административного, гражданского, экологического, земельного и других отраслей законодательства. «Такое дробление приводит к фрагментарности и разрозненности правовых норм», — сказала она и добавила, что в текущем году состоялись заседания Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике в Якутске и Омске. В результате проведённого анализа пришли к единому мнению – необходимо принять специальный, системообразующий, межотраслевой, комплексный федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и предложила сформировать рабочую группу по разработке документа из представителей Правительства России, Администрации Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций с двумя сопредседателями – от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и от Государственной комиссии. Кроме того, предложила установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».

Завершая выступление, Валентина Матвиенко отметила, что необходима единая мелодика отнесения территорий к Арктической зоне. Показывая на карту, спикер Совета Федерации отметила, что часть районов Якутии отнесена к Арктической зоне, а восемь труднодоступных улусов, которые также находятся за Полярным кругом, не вошли в перечень сухопутных территорий Арктической зоны России, предложив пересмотреть методику отнесения территорий к Арктической зоне.

Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что «Арктика – это огромный, богатейший макрорегион, так как там находится более 80 процентов всех месторождений углеводородов России». Он согласился, что нерешенных проблем много. Прежде всего, необходимо решить, что такое Арктическая зона. «Чисто геометрическое произвольное деление – не укладывается в логику государственного мышления», — сказал он.

Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров сообщил, что Советом, прежде всего, был проведён анализ действующего арктического законодательства. «Огромный массив документов не создаёт надёжной законодательной основы для реализации целей и задач Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённой Президентом России, и не создаёт механизмов для реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года»», — сказал сенатор. Причина в том, что многие документы принимались в совершенно другое время, совершенно других реалиях, создавались по ведомственному принципу и противоречат друг другу.

Он отметил, что Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации совместно с Государственной комиссией по развитию Арктики и Министерством экономического развития подготовлены примерная концепция и структура проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». По мнению Вячеслава Штырова, закон должен быть направлен «на создание условий для получения новых доходов, развития новых видов деятельности», среди которых назвал создание особых экономических зон, территорий опережающего развития, реализацию проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства, поддержку опорных базовых городов, поддержку всех инноваций, разработанных для Арктики, и многое другое. Вячеслав Штыров поставил срок – законопроект должен быть внесён в октябре-ноябре 2016 года внести на рассмотрение Правительства РФ и Законодательного Собрания – в Государственную Думу и Совет Федерации.

Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский предложил рассматривать Арктическую зону как «особый экономический регион и регион с отдельным управлением». Все выступавшие выразили поддержку обсуждаемому документу. Так, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской подчеркнул, что ведомство поддерживает разработку проекта федерального закона. В поддержку законопроекта выступили губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, глава города Норильска Олег Курилов.

Депутат Госдумы Валентина Пивненко сообщила, что проект закона был рассмотрен на социально-экономический секции Экспертного совета, были выработаны предложения, в том числе о включении в состав Арктической зоны восьми улусов Якутии и трёх районов Республики Карелия.

Далее участники заседания рассмотрели вопрос об участии в международных арктических форумах субъектов РФ и муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. С докладом по данной теме выступили Глава Якутии Егор Борисов и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.

Одним из ключевых предложений Государственного Собрания (Ил Тумэн), направленных в рабочую группу Экспертного совета по Арктике и Антарктике при СФ, является предложение о включении в состав Арктической зоны РФ 13 улусов республики: Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оленёкского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского и Верхнеколымского районов.

13_20151203091533_39615

При подведении итогов рассмотрения Вячеслав Штыров предложил Минэкономразвития России с участием Совета по Арктике и Антарктике в срок до 15 января 2016 года подготовить предложения по уточнению южных границ Арктической зоны РФ, в том числе с учётом предложений РС(Я) в части дополнительного включения в Арктическую зону восьми арктических улусов и Республики Карелия для последующего внесения их на рассмотрение Президента России. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что предложение обоснованное. Предложение включено в протокол заседания.

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Александр Жирков:

«Правительство и законодатели пришли к общему пониманию необходимости принятия специального закона. Очень важно, что они договорились по основной концепции данного законопроекта , напомню, первые три попытки провести аналогичный законопроект через Госдуму не увенчались успехом именно потому, что были различные подходы. Кроме того, наметилась положительная подвижка в части определения южных границ Арктической зоны.

Сегодня две комиссии – и правительственная, и законодательная – заседали совместно под эгидой Совета Федерации. Это очень существенно. У меня нет полной уверенности, что мы все это, так как написано сегодня в плане, успеем сверстать, потому что это зависит от очень многих факторов, в том числе, финансовых. Расхождения по некоторым позициям еще не преодолены, но, несмотря на это, я считаю, что сегодня состоялось одно из самых продуктивных заседаний по законопроекту о развитии Арктической зоны России».