464

16 октября 2015 в 15:18

Закону о стратегическом планировании быть, но…

Само название законопроекта на слуху уже более года, с тех пор, как в июне 2014 года был принят аналогичный федеральный закон. Однако он не учитывает специфики нашего региона, которую необходимо зафиксировать уже в собственном законе «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)», который и призван регулировать вопросы, относящиеся к ведению субъекта Федерации.

Представил законодательную новинку министр экономики Якутии Валерий Максимов, обозначивший конечные цели, которые планируется достигнуть, — повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, достижение технологического лидерства Российской Федерации.

Законопроект состоит из 18 статей, регламентирующих основы осуществления, систему стратегического планирования, непосредственно стратегию социально-экономического развития, прогноз на долгосрочный период, план мероприятия и др. Участниками стратегического планирования на уровне региона законопроектом определены Государственное Собрание (Ил Тумэн), Глава Якутии, правительство республики, исполнительные органы государственной власти, Счетная палата Якутии, а также иные органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством. В проекте закона приводится перечень документов стратегического планирования, к которым отнесены стратегия социально-экономического развития Якутии; документы стратегического планирования республики, разрабатываемые в рамках прогнозирования (это прогноз социально-экономического развития Якутии на долгосрочный период; бюджетный прогноз; прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период); документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития республики, государственные программы Якутии и схема территориального планирования республики. Сам законопроект можно найти на www.iltumen.ru. См. также здесь справку.

Между тем в проекте представленного закона государственно-правовое управление аппарата Госсобрания республики выявило противоречие федеральному законодательству и Конституции РС(Я) в области разделения полномочий между главой и правительством республики. В законопроекте отсутствуют такие главные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн), как законодательное регулирование правоотношений в сфере стратегического планирования, обсуждение и/или принятие стратегии социально-экономического развития республики и осуществление парламентского контроля.
Государственно-правовое управление пришло к выводу о том, «что рассмотрение парламентом проектов государственных программ РС(Я) и предложений о внесении изменений и дополнений в указанные программы предполагает принятие коллегиального решения в форме постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)».

Депутаты задали докладчику ряд вопросов. Так, Александр Сусоев спросил о мере участия органов местного самоуправления, на что был дан ответ скорее географического толка, в том плане, что, поскольку традиционно Якутия подразделяется на четыре экономически обособленные части, в стратегии будут также обозначены эти четыре направления. К примеру, Южная Якутия, комплексное развитие которой давно стало отдельным стратегическим документом. Виктор Губарев пошел дальше и поинтересовался, как будут эти четыре отдельные стратегии увязываться в общий документ. Министр общими словами сослался на федеральный закон 172, согласно которому объединяющим началом, по его мнению, является принцип соответствия стратегических целей и задач. Александр Дудников отметил некоторую запутанность в сроках, когда индикаторами в отдельных статьях стоят то 3 года, то 6 лет, то есть, по его мнению, это планы больше тактического характера. Валерий Максимов зачитал выдержки из представленного депутатам проекта, где речь в качестве основного идет о долгосрочном 12-летнем периоде планирования.

Содокладчик — председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной, промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров призвал коллег поддержать законопроект и принять в первом чтении. Ему также был задан вопрос председателем контрольного комитета парламента Александром Уаровым, который усомнился в точности прогнозов столь далеконаправленного цикла при условии корректировки данных раз в 6 лет, тогда как курс рубля, цены на нефть, ВРП в последнее время подвергаются серьезным вариациям.
Содокладчик ответил коллеге в том ключе, что сроки корректировок будут устанавливаться непосредственно при принятии конкретных госпрограмм социально-экономического развития, а также при рассмотрении регионального бюджета.

Как показало обсуждение законопроекта «О стратегическом планировании в РС(Я)», резонных вопросов перед принятием базового документа возникает немало. Между тем сама необходимость стратегического планирования в депутатском корпусе не вызывает сомнений. Тем более что в разработке стратегических документов экономического развития Якутия сама является пионером.

В завершение формата «вопросы — ответы» и обсуждения спикер парламента А. Жирков предложил депутатам Ил Тумэна провести разъяснительную работу по сути рассмотренного проекта закона среди своих избирателей в каждом муниципальном образовании.
Проект закона принят в первом чтении.

Справка

Закон устанавливает правовые основы и полномочия органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению стратегического планирования в РС(Я); регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития в регионе, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Законопроектом закрепляется перечень документов стратегического планирования РС(Я) и участников стратегического планирования, последовательность разработки долгосрочных и среднесрочных документов стратегического планирования РС(Я), положения о порядке разработки, корректировки, мониторинга и контроля документов стратегического планирования РС(Я). В законопроекте предусмотрена норма об обязательном общественном обсуждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) установлены статьей 10 законопроекта. Она дает Ил Тумэну право осуществлять рассмотрение проектов республиканских государственных программ и предложений о внесении изменений и дополнений в указанные программы. При этом, исходя из смысла данной статьи законопроекта, следует, что функции парламента по рассмотрению проектов государственных программ РС(Я) и предложений о внесении изменений и дополнений в указанные программы сводятся к даче заключений постоянными комитетами Ил Тумэна.

Мнение

«Стратегия должна стать законом»

Концептуально новое предложение в ходе обсуждения внес заместитель председателя Госсобрания Якутии Виктор Губарев:

13_20151019051936_28942
— Очень важный документ, который мы, наконец, намерены принять. Уверен, если бы раньше обратились к четко выраженной стратегии, многих ошибок можно было избежать. Примем сейчас в первом чтении и поработаем над поправками. Стратегическое планирование — один из важнейших документов, и я предлагаю, чтобы данная программа утверждалась Госсобранием (Ил Тумэн) и принимала бы форму закона, который подписывает глава республики. Это будет разумно — принять в качестве закона, который неукоснительно должен выполняться. Фракция КПРФ подготовит соответствующую поправку.