458

16 октября 2015 в 16:23

Законопроект Ил Тумэна Якутии об обеспечении северного завоза принят Государственной Думой в первом чтении

14 октября 2015 года в Государственной Думе в первом чтении принята законодательная инициатива парламента Якутии и депутата Госдумы Вячеслава Тетекина – проект ФЗ «О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ (в части предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, на закупку и доставку муки)».

На утреннем пленарном заседании Государственной Думы 14 октября 2015 года с докладом о проекте федерального закона, инициированном парламентом Якутии, по поручению спикера Госсобрания (Ил Тумэн) Александра Жиркова выступил народный депутат республики Василий Власов. Законопроект очень актуальный, так как нацелен на совершенствование государственной поддержки территорий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в виде бюджетных кредитов юридическим лицам для закупки и доставки муки, особенно с учетом предельно ограниченных сроков навигации и сложной схемы товародвижения в экстремальных природно-климатических условиях на труднодоступных территориях.
13_20151019064624_30423
Напомним, документом предлагается внести дополнение в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ о предоставлении юридическим лицам бюджетных кредитов на закупку и доставку муки за счет средств регионов, на территории которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов. Необходимость внесения указанного законопроекта связана с реализацией гарантии обеспечения жизнедеятельности экономики и населения в районах Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов. Доставка в короткие сроки навигации запаса социально значимых продовольственных товаров в каждый населенный пункт, а особенно в поселения, в которых отсутствует круглогодичная транспортная связь, требует мобилизации значительного объема финансовых ресурсов. В Якутии 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81%), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Приобретение и транспортировка социально значимого товара первой необходимости для жизнедеятельности населения требует привлечения огромных финансовых ресурсов. Между тем хозяйствующие субъекты, обеспечивающие северный завоз, не располагают достаточными собственными оборотными средствами для организации досрочного завоза грузов на отдаленные территории республики, а привлечение банковских средств затруднено сложившейся системой северного завоза и существующей залоговой политикой при кредитовании завоза грузов с низкой оборачиваемостью.

«Правовой основой законопроекта является Стратегия развития арктической зоны РФ, обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ, — отметил Василий Власов. — Поставщики, которые, как правило, находятся в центральных регионах России, выставляют на тендер такие цены, что организации, выигравшие эти тендеры, не имея реальных оборотных средств, вынуждены покупать муку по цене на 18-20 процентов дороже, чем если бы они могли позволить себе 100%-ю предоплату поставщику этой муки. К сожалению, это невозможно», — пояснил он.

По словам В. Власова, гарантии поручительства, которые эти организации представляют коммерческим банкам под кредиты (поскольку это единственный источник финансирования закупа и доставки муки), к сожалению, в конечном итоге перекладывают эту тяжесть на республиканский бюджет, так как государственные гарантии являются единственным реальным средством обеспечения этих кредитов. «Эти организации не имеют реального имущества, коммерческие банки товар в обороте в качестве обеспечения не принимают. Поэтому все ложится на бюджет субъекта Федерации. Кроме того, государство вынуждено субсидировать движение товара, начиная от части банковской ставки, затем – части транспортных расходов, далее – разницы в цене, по которой мука продается хлебопеку. Таким образом, львиную долю расходов государство вынуждено брать на себя», — пояснил В. Власов.

Между тем действующее законодательство не предусматривает предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, осуществляющим закупку и доставку социально значимых продовольственных товаров, включая муку для нужд хлебопечения. «В этой связи Государственное Собрание (Ил Тумэн) Якутии предлагает практически напрямую выдавать бюджетный кредит той организации, которая выигрывает тендер, и таким образом снизить ставку. В итоге мы экономим бюджетные средства, а организация получает возможность 100%-й предоплаты и экономит до 18% на цене муки. То есть мы сэкономим до 20-25% относительно сегодняшней схемы завоза», — подчеркнул В. Власов.

Параллельно депутаты Госдумы также в режиме первого чтения рассмотрели альтернативный законопроект № 772707-6 «О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ», инициированный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, согласно которому предлагается распространить льготные кредиты не только на муку, но и на все продовольственные товары и товары первой необходимости. Выступая с докладом об альтернативных законопроектах, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал поддержать законодательную инициативу якутских парламентариев. «В отсутствие дефицита средств нам необходима точность формулировок. Механизм, который предлагает Ил Тумэн, — это представление кредитов конкретным юридическим лицам. Чем больше определенностей мы прописываем в законодательстве, тем лучше. Второй законопроект сложнее, прежде всего, нуждается в уточнении само понятие «товары первой необходимости», — сказал он.
13_20151019064612_16676
Кроме того, глава бюджетного комитета Госдумы отметил, что Правительство РФ в лице Минфина России не поддержало законопроект. Напомним, проект закона не поддержан «в целях недопущения создания неравных условий привлечения кредитных ресурсов юридическими лицами и усиления их зависимости от региональных органов государственной власти». По этому поводу А. Макаров сказал: «Когда регион ни у кого не просит денег и хочет давать кредит, чтобы на север завозить муку и делать хлеб, не понимаю, какие могут быть аргументы против. Таких аргументов против не нашел и наш Комитет Госдумы».

В обсуждении законопроектов приняли участие депутаты ГД Антон Ищенко, Александр Тарнавский, Иван Абрамов, Владимир Федоткин, Тамара Плетнева, Федот Тумусов, Ярослав Нилов, Валентин Романов и Валентина Пивненко. Так, депутат Госдумы Федот Тумусов отметил, что проблем с северным завозом много – «и медикаменты, и овощи, и фрукты, и витамины, и другие необходимые для северян продукты питания и товары народного потребления». Но почему включили только муку? «Государственное Собрание (Ил Тумэн) и правительство республики вынужденно сузили список, потому что понимают, что такой законопроект со всем спектром продуктов и товаров не пройдет согласование и проект закона будет отклонен», — выразил свое мнение депутат. В этой связи Ф. Тумусов подчеркнул необходимость создания концепции северной политики, в которой были бы «отражены и вопросы ценообразования, и северного завоза, и обеспечения районов Крайнего Севера всем необходимым для нормальной жизнедеятельности».

Парламентарии поддержали принятие проекта федерального закона. На вечернем пленарном заседании в ходе «часа голосования» проект ФЗ «О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ (в части предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, на закупку и доставку муки)», внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) и депутатом Государственной Думы Вячеславом Тетекиным, поддержан 436 депутатами Государственной Думы. Принятие проекта закона в первом чтении стало возможным благодаря совместной работе законодателей федерального уровня и депутатского корпуса Ил Тумэна под председательством А. Жиркова. Напомним, рассмотренный проект закона является четвертым документом, который может обрести силу федерального закона в период деятельности парламента Якутии пятого созыва.

Законопроект, принятый в первом чтении, будет направлен Президенту России, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты и комиссии Госдумы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство РФ и региональные парламенты. Поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Госдумы по бюджету и налогам до 18 часов 17 октября 2015 года.