385

03 июля 2015 в 11:41

Каким будет федеральный закон об арктической зоне РФ?

Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский согласился с тем, что тема законодательного обеспечения арктических территорий крайне важна и актуальна.

Представитель Минэкономразвития России отметил, что данная тема обсуждалась на разных площадках, и было несколько попыток разработать подобный проект федерального закона. В частности, последний законопроект, по словам А.Цыбульского, носил «рамочный характер» и, скорее, определял состав сухопутной территории арктической зоны и формирование общего направления государственной Российской Федерации в Арктике. Однако подобный подход, по мнению докладчика, не в полной мере обеспечивал правовое регулирование отношений в арктической зоне страны, и законопроект не обрел силу принятого закона.

Замминистра сообщил, что указом Президента РФ определен состав сухопутных территорий, куда полностью или частично вошли восемь арктических субъектов Федерации. Важным моментом он назвал вхождение арктической зоны РФ в федеральный план стратегических , что позволило выделить российскую Арктику в самостоятельный объект государственной политики стратегического планирования и статистического учета. «Это, действительно, важный шаг к созданию и развитию Арктики как макрорегиона», — подчеркнул он.

«Применительно к арктической зоне как к объекту государственного управления важно применение четких, понятных и единых «правил игры», именно поэтому мы возвратились к идее разработки федерального закона о развитии Арктики», — сказал представитель Минэкономразвития России. Он отметил, что проведенный анализ показал, что существующее нынешнее законодательство в этой сфере является «фрагментарным, а по отдельным вопросам архаичным и не соответствующим тем вопросам, которые возникают сегодня в связи с задачами по модернизации арктической зоны и обеспечению национальных интересов России». В этой связи А.Цыбульский отметил необходимость кодификации и систематизации всей нормативной правовой базы, регулирующей хозяйственные и иные отношения в Арктике, разработки отдельного документа высокой юридической силы – федерального закона.

«Это должен быть комплексный документ, объединяющий, помимо общих положений, отраслевую специфику, а также особенности нормативного правового регулирования арктических территорий. В нем должны быть определены параметры, особые правовые режимы хозяйственной и иной деятельности в арктической зоне, определены эффективные меры государственной поддержки такой деятельности, механизмы государственного частного партнерства, закреплены финансовые инструменты для устойчивого развития Арктики. Кроме того, в нем необходимо учесть вопросы освоения континентального арктического шельфа и оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, определить особенности реализации государственной социальной политики и регулирования трудовых отношений в арктической зоне», — сказал он.

Кроме того, по словам Цыбульского, в законе должны найти отражение положения о формировании единой арктической транспортной системы, сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих эти территории. Помимо прочего, в законе могут быть обозначены основные приоритеты международного сотрудничества и взаимодействия в области устойчивого развития Арктики.

Докладчик сообщил, что министерством ведется работа с экспертами по возможной структуре документа. «Сегодня мы уже видим примерный «скелет» этого нормативного правового акта. Он должен состоять из нескольких разделов: управление в области устойчивого развития арктической зоны РФ, гарантии прав проживающих и работающих на арктических территориях, особенности государственного регулирования устойчивого развития арктической зоны страны, государственная поддержка деятельности, осуществляемой на данных территориях, международное сотрудничество в области устойчивого развития Арктики», — сказал он.

По мнению А. Цыбульского, реализация такого подхода позволит сформировать реальную эффективную систему государственного управления и создать рамки для развития хозяйственной деятельности на территории арктической зоны, что в конечном счете приведет к улучшению качества жизни населения, проживающего в макрорегионе.
МНЕНИЯ

Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас отметил необходимость придания правового статуса арктической зоне. «Арктическая зона должна быть определена как объект правового регулирования». Сенатор подробно указал на некоторые вопросы, которые в связи с этим придется решать, в том числе проблемы трудовых ресурсов, административно-хозяйственные и так далее.

Член Комитета СФ по международным делам Игорь Морозов указал, что современные интеграционные процессы, в том числе создание Евразийского экономического союза, позитивно повлияют на развитие арктических территорий и в целом Дальнего Востока.

Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга предложил провести в осеннюю сессию в верхней палате парламента заседание «круглого стола» на тему «Морское пространство Российской Федерации».

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко подчеркнула, что закон об арктической зоне ожидают все северные регионы, входящие в арктическую зону, и его рассмотрение на площадке Якутии очень важно, для того чтобы показать эту «огромную, самую перспективную территорию». «Большой плюс прошедшего выездного заседания Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации состоит в том, чтобы получить такого сподвижника, последовательного, очень интересного, правильного защитника Севера в лице В.И. Матвиенко», — уверена В. Пивненко.

Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс считает, что «сегодня значение Арктики серьезно возрастает, но понятно, что традиционными рыночными механизмами без поддержки государства здесь невозможно усилить экономическую активность и удержать население. Поэтому на повестке дня стоит принятие отдельного закона, который бы запускал эти механизмы, учитывая реалии сегодняшнего дня. Дискуссия разворачивается интересная, прозвучало много конкретных предложений, касающихся как экономики, так и социальной сферы».

«Почти половина территории Архангельской области находится на арктических архипелагах, входит в арктическую зону. Поэтому предложение В. Матвиенко о разработке соответствующего законопроекта очень актуально для нашего региона. Мы давно говорим о необходимости целевой программы возрождения Северного морского пути, которая будет способствовать комплексному освоению удаленных территорий, а также обеспечит национальную безопасность в Арктике», — поделился своим мнением председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виктор Новожилов.

Председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (НАО) Анатолий Мяндин: «Заседание Экспертного совета  по Арктике и Антарктике прошло  на высоком уровне.  Была поддержана  необходимость доработки концепции  законопроекта, предложено обратиться к Председателю  Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Это даст толчок, чтобы Крайний Север и все те регионы,  которые полностью или частично отнесены к арктической зоне России, получили соответствующую государственную поддержку. Сегодня необходима прочная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность России в Арктике».

с использованием материалов сайтов council.gov.ru и www.iltumen.ru