125

14 сентября 2018 в 11:49

Митинги митингам рознь?

12 сентября состоялось открытое заседание Конституционного суда Республики Саха (Якутия), который в составе председателя Александра Ким-Кимэн, судей Юрия Бацева, Егора Винокурова, Гаврила Кононова, Игоря Николаева рассмотрел вопрос о возможности принятия ходатайства народного депутата РС(Я) Виктора Губарева о проверке конституционности статьи закона республики, определяющей порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. По мнению заявителя, в процессе согласования уведомления существуют определенные пробелы, которые приводят к тому, что у уполномоченных лиц появляется возможность при рассмотрении уведомления руководствоваться собственными субъективными предпочтениями.

Виктор Губарев в своем пояснительном выступлении отметил, что нормы законодательства Якутии, регулирующие порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории республики, ущемляют права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. По его мнению, отсутствие в юридической конструкции процедуры согласования условий проведения публичных мероприятий, а также императивные правила в случаях подачи нескольких уведомлений от разных организаторов на проведение публичных мероприятий в один и тот же день и в одно и то же место нарушают конституционную свободу собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом, гарантированную нормой части 3 статьи 13 Конституции Республики Саха (Якутия).
Также вице-спикер Ил Тумэна указал на несколько прецедентов, которые, по его мнению, доказывают то, что уполномоченный орган исполнительной власти РС(Я), который согласовывает проведение публичных мероприятий, действовал избирательно и произвольно, каждый раз отказывая Якутскому республиканскому региональному отделению «Коммунистической партии Российской Федерации» в проведении митингов на площади В.И. Ленина города Якутска по причине того, что данное место занято на весь день организаторами других публичных мероприятий. Так, КПРФ было отказано в проведении митингов на площади Ленина, которые должны были состояться 23 февраля, 16 марта и 19 марта 2018 года, при этом, по информации заявителя, публичные мероприятия, состоявшиеся в эти дни, были немногочисленны и не занимали по своей длительности больше 2 часов. Народный депутат добавил, что гражданин А.И. Бушков, который проводил митинги своей общественной организации 23 февраля и 16 марта на площади Ленина, занял место на целый день и указал в своем уведомлении об участии в мероприятии 500 человек, однозначно злоупотребив своим правом на проведение публичных мероприятий, но не встретил никаких штрафных санкций со стороны регулирующего уполномоченного органа.
Виктор Губарев отметил, что представители Министерства по развитию институтов гражданского общества Якутии, курирующего данный вопрос, при отказе всегда ссылаются только на существующую очередность при подаче уведомлений, которая, однако, не зафиксирована документально, и зачастую выделяют площадку, находящуюся на краю города и не подходящую из-за своих размеров для многочисленного митинга. По его словам, он однажды предпринял попытку согласования митинга на площади Ленина, подойдя для подачи соответствующего уведомления за 15 минут до начала рабочего дня, но все равно впоследствии столкнулся с отказом по той же мотивировке, которая на этот раз по объективным причинам никак не могла возникнуть. Заявитель во время выступления добавил, что подобные отказы в проведении митингов коммунистической партии по тем же причинам происходят повсеместно во многих населенных пунктах республики.
Представители Госсобрания (Ил Тумэн), Министерства по развитию институтов гражданского общества, администрации главы республики, окружной администрации города Якутска отметили в своих отзывах, что статья 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» соответствует Конституции, не исключив возможность дальнейшего совершенствования законодательства в этом отношении, основанного на принципах открытости государства, чтобы исключить возникновение спорных ситуаций.