55

25 ноября 2017 в 12:04

Как ловить рыбу, не нарушая закон?

Самые первые законы в России об охране рыбных ресурсов были изданы еще при Петре I. С тех пор российское законодательство в этой сфере, конечно, не раз менялось, адаптируясь к реалиям времени. Как сегодня закон защищает от браконьеров то, что справедливо называют «живым серебром» – рыбные запасы наших рек и озер? Об этом мы попросили рассказать прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Александра ЖНАКИНА.

– Что сегодня угрожает рыбным ресурсам страны?
– Чрезмерный вылов промысловых видов -– он наносит значительный урон мировым запасам рыб. Большое отрицательное влияние оказывает и непродуманная деятельность человека: лесосплавы, спуск сточных вод предприятий, загрязнение водоемов нефтепродуктами, удобрениями, ядохимикатами.
Для сохранения и увеличения рыбных запасов в странах с развитым рыболовством принимаются охранные законодательства. В России законодательств регламентирует количество, место и время лова рыбы. Запрещены способы и орудия лова, которые приводят к ее массовой гибели.
Ведется работа по оснащению предприятий очистными сооружениями, регулируется вырубка лесов у берегов рек, разрабатываются научные основы рационального хозяйствования и сохранения рыбных угодий.

– Насколько рыбу может защитить закон?
– Уголовный кодекс Российской Федерации помимо охраны прав и свобод гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, нацелен и на охрану окружающей среды от преступных посягательств. Например, его статья 256 устанавливает уголовную ответственность за незаконный вылов водных биоресурсов.
В судебно-следственной практике под этим понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и завладение ими в нарушение норм экологического законодательства. Например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов биоресурсов, запрещенных к добыче. А также, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова, при условии, что такие действия человек совершил, применив самоходное транспортное плавающее средство, взрывчатые и химические веществ, электроток или другие запрещенные орудия и способы массового истребления. При этом к самоходным плавсредствам относятся те, что оснащены двигателями (например, катера, моторные лодки). Словом, плавтехника, которая приводится в движение с помощью мотора.
Где? В местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях либо в зонах экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации. А также, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Незаконным вылов считается и тогда, когда разрешение просрочено, когда ловля совершается не тем лицом, кому оно выдано, а также в отношении рыбы и водных животных, запрещенных к вылову. Либо сверх количества или с нарушением условий, указанного в разрешительном документе, а также в запретное время, когда всякое рыболовство (или добывание животных и растений) запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах.
Правила добычи водных биоресурсов и ограничения рыболовства, включая виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи, периоды рыболовства в водных объектах, запреты на его осуществление в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна установлены приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 № 385.

– Что за это грозит нарушителям?
– За действия, о которых шла речь выше, часть первая статьи 256 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком на 2 года.
По части 2 статьи 256 УК РФ уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.
За деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 256 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, предусмотрены наказания частью третьей статьи 256 УК РФ вплоть до лишения свободы до пяти лет.
При этом, в соответствии с примечанием к статье 256 УК РФ крупным ущербом водным биоресурсам признается тот, что превышает 100 тысяч рублей, особо крупным – 250 тысяч рублей.
Конкретный размер ущерба исчисляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов».

– С какого возраста могут наказать за такие правонарушения?
– Уголовная ответственность в этом случае наступает с 16 лет.
Кроме того, Федеральным законом от 2.07.2013 № 150 Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 258.1, которой установлена ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и охраняемым международными договорами Российской Федерации. Перечень таких биоресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978.
При этом уголовно наказуемы, как незаконная добыча особо ценных водных биоресурсов, так и незаконные их содержание, хранение, перевозка, пересылка и продажа. Причем, даже их частей и производных, то есть, продуктов их переработки. Это могут, например, медицинские препараты, разные биодобавки, сувениры и т.д.
За преступления, предусмотренного частью первой статьи 258.1 УК РФ, установлено наказание вплоть до лишения свободы сроком на 3 года. Если его совершило должностное лицо с использованием своего служебного положения – до 5 лет лишения свободы со штрафом (часть вторая статьи 258.1 УК РФ). Если преступление совершила организованная группа – до семи лет лишения свободы со штрафом в размере до 2 миллионов рублей (часть вторая статьи 258.1 УК РФ).

– Часто ли нарушители получают реальные сроки по этим статьям?
– Да, прецеденты есть. Из недавних, к примеру, обвинительный приговор, который суд вынес в Хабаровском крае 20 июня 2017 года.
Тогда в суде было установлено, что в 2015 году житель Николаевска-на-Амуре и еще пятеро хабаровчан объединились в организованную преступную группу для незаконной добычи в Николаевском районе рыбы осетровых видов, получения из нее икры и дальнейшей транспортировки в Хабаровск для продажи.
В октябре 2015 года автомобиль с перевозимой икрой был задержан у Хабаровска сотрудниками правоохранительных органов и из незаконного оборота изъято более 500 кг осетровой икры. Причинен ущерб на сумму более 4 млн рублей.
В итоге организатору преступной группы суд назначил наказание в виде 5 лет 2 месяцев лишения свободы, троим его подельникам – от 2,5 до 3 лет в исправительной колонии общего режима. Кроме того, за незаконную продажу икры организатору преступной группы по ч.1 ст.258.1 УК РФ был осужден житель Ульчского района. Также суд взыскал с фигурантов дела причиненный материальный ущерб.
Так что хотелось бы посоветовать всем любителям рыбалки: ловите рыбу не только с удачей, но еще и по закону!

———————————————————————————

Кстати!
23 октября в Госдуме прошли парламентские слушания «О направлениях осуществления государственной политики в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», которые инициировал Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В них принял участие председатель постоянного комитета Ил Тумэн по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Во время своего выступления, он, говоря о проблемах в этой сфере, в частности, заметил, что пора ускорить принятие федерального закона «О любительском рыболовстве».
Также он сказал, что в Якутии остро стоит вопрос внедрения круглогодичного государственного мониторинга водных биологических ресурсов, предложив увеличить финансирование госзадания на проведение научных исследований: «Круглогодичный мониторинг за водными биоресурсами во внутренних водоемах Якутии не ведется из-за нехватки финансирования из федерального бюджета, что сказывается на результатах, обосновывающих допустимые уловы и рекомендованные объемы вылова».

 

Елена ПЕТРОВА