Просмотров - 111

16 июня 2017 13:34

Экспертиза в законе

Интерес к Арктике во всем мире неуклонно растет: по оценкам экспертов, на «верхушке» планеты сосредоточены до четверти мировых запасов углеводородов и колоссальное хранилище пресной воды. Но северные широты – это еще и коренные малочисленные народы, проживающие на территориях традиционного природопользования. Сегодня они используют на стойбищах сотовую связь, навигаторы, снегоходы, но при этом сохранили способность жить в гармонии с природой: пасут оленей, ловят рыбу, охотятся. И все тревоги их об одном: как выстоять под натиском промышленного освоения?

Непростой вопрос
Непростой процесс согласования интересов всех заинтересованных сторон при промышленном освоении Арктики и Севера обсудили 8 июня в Ил Тумэне по инициативе постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомаревой.
Участники парламентских слушаний на тему «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» считают, что опыт проведения экспертизы в одном из крупнейших регионов Севера даст мощный импульс для прикладных исследований и возможно для федерального законодателя. Тем более, что нерешенных вопросов много.
Республика Саха (Якутия) является единственным субъектом федерации, в котором принят региональный закон об этнологической экспертизе. Соответствующий закон был принят еще в 2010 г. В этом документе предусмотрены эффективные меры защиты прав коренных народов при проведении промышленной деятельности.
Этнология, прежде всего — это народосбережение на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера, а основная цель проведения этнологической экспертизы – сохранение традиционного уклада жизни этих народов путем выявления положительных и отрицательных последствий от разработки недр и возмещения социально-экономического ущерба промышленными компаниями, объяснила суть закона председатель постоянного комитета Ил Тумэна Елена Голомарева.
Наличие уникального закона об этнологической экспертизе позволяет защищать интересы коренных малочисленных народов Севера и регулировать отношения их хозяйствующих субъектов с компаниями-недропользователями, считает министр по развитию институтов гражданского общества республики Сардана Гурьева.
К примеру, в 2016 году «ГазпромтрансгазТомск» перечислил шести общинам сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» свыше 53 млн руб. В 2017 году заключены три договора на организацию и проведение этнологических экспертиз по проектам промышленного освоения на территориях МР «Оленекский эвенкийский национальный район», МО «Мирнинский район» и МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Нужен ли федеральный закон?
Сейчас на федеральном уровне с подачи президента страны Владимира Путина активно обсуждается вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы. Речь идет об обязательности процедуры этнологической экспертизы для всех промышленных компаний, ведущих промышленное освоение территорий в местах компактного проживания коренных народов. Предварительно обсуждаются два варианта в реализации поручения В. Путина: разработка федерального закона об этнологической экспертизе, который будет распространяться на всю территорию страны и на все народы в реализации промышленных проектов. Второй вариант — это внесение изменений в существующее федеральное законодательство. Как считает один из авторов законопроекта об этнологической экспертизе, кандидат юридических наук Анатолий Слепцов, предпочтителен второй вариант – с внесением изменений в Земельный кодекс, ФЗ «О недрах» (см. материал на стр. 6). Также Анатолий Слепцов подчеркнул, что необходимо внести изменения, дополнения в ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» об обязательности этнологической экспертизы, а все остальное подтвердить постановлением Правительства РФ.
Такого же мнения придерживается Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера РС (Я) Константин Роббек: «На федеральном уровне необходимо принимать только основные, общие принципы и те установки, которые станут обязательными для промышленных компаний, например, обязательность проведения этнологической экспертизы, а все полномочия по защите интересов и прав оставить за регионами».

Выполнять рекомендации
Первые парламентские слушания, посвященные мониторингу исполнения регионального закона об этнологической экспертизе, были проведены еще в 2015 году. Участники отметили, что большинство рекомендаций на сегодняшний день реализованы. Однако председатель комитета Елена Голомарева выделила пункты, которые не исполнены. В частности, Минздравом республики не предоставлена информация о состоянии здоровья населения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, не разработан проект закона о внесении изменений в ФЗ «О недрах» в части восстановления механизма защиты прав населения.  Эти пункты были включены в рекомендации парламентских слушаний.
«Понимаете, этот закон, он первый в стране. Понятно, что очень трудно. Это комплексные все проблемы. И человеческий фактор очень важен. И эти парламентские слушания проводятся для того, чтобы понять болевые точки. Сегодня эти болевые точки многие были названы. Необходимо дорабатывать и усиливать механизм проведения этнологической экспертизы», — подытожила парламентские слушания приглашенный эксперт, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Наталья Новикова.

Справка

На территории Республики Саха (Якутия), по состоянию на начало года, в распределенном фонде находятся 474 участка недр, лицензии на которые имеют 155 недропользователей. В 19 районах — местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) работают 144 недропользователя.
Слово — эксперту:
Якутия накопила положительный опыт

Наталья Новикова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, исполнительный директор ООО «Этноконсалтинг»:
– Как все хорошо знают, в октябре 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин определил пять поручений в области межнациональных отношений, одно из которых касается юридического оформления процедуры этнологической экспертизы. Я участвую в работе над таким законопроектом в Государственной Думе уже давно.
Единственный в Российской Федерации закон об этнологической экспертизе принят в Республике Саха (Якутия), поэтому для меня было естественным посмотреть, что происходит, когда экспертиза – это не только добрая воля компаний и желание коренных народов. Здесь проведено восемь экспертиз, накоплен большой опыт. Я благодарна постоянному комитету Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики и Министерству по развитию институтов гражданского общества за большую помощь в моей работе, доброжелательность и открытость.
Я буду еще анализировать полученные материалы, но уже сейчас могу сказать, что закон должен работать, очень важно, что он есть. Закон создает новые условия для взаимодействия коренных народов с компаниями, с органами власти. Этнологическая экспертиза должна стать обязательным условием осуществления промышленной деятельности в местах проживания коренных  народов, а для этого должны быть внесены соответствующие статьи в ресурсное законодательство, в основные кодексы.  Я вижу, что требуется последовательная разъяснительная работа. И она уже началась.
Парламентские слушания вызвали большой интерес, было много представителей компаний, хочется верить, что для них это обсуждение было полезным. Очень важно, что соответствующее министерство проводит мониторинг выполнения постановлений о результатах экспертизы. Для меня непонятно, почему по двум экспертизам еще не выплачены деньги. Закон об экспертизе, как и законопроект о социальной ответственности недропользователей, наверное,  кажутся компаниям несколько экзотическими, но они направлены на создание качественных условий жизни для всего населения республики. Не нужно забывать, что право – это не палка, которой бьет власть, это формальное равенство, свобода и справедливость. Я очень надеюсь, что нам удастся использовать опыт Республики Саха (Якутия) в создании федерального закона, механизмов справедливых отношений в сфере природопользования, обеспечить коренным малочисленным народам законный доступ к земле и другим ресурсам. Это общая ответственность, в том числе и научного сообщества.

 

Дмитрий ОСИПОВ, Владислав АРБЫКИН