371

30 мая 2017 17:08

Услуга на выбор

Как помочь социальному бизнесу?

Организация праздников, патронаж престарелых, помощь пожилым по дому, присмотр за детьми и многое другое, -- это лишь малая толика услуг, которыми государство готово поделиться с социально ориентированными НКО и малым бизнесом. Такие возможности появились два года назад – когда в силу вступил федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».  Нашло ли отклик предложение?

«Как дома»: свободных мест нет

«А не открыть ли частный пансионат для престарелых?». Эту идею педагог Елизавета Бочкарева вынашивала давно, но воплотить в жизнь решилась лишь в начале 2017 года.
Арендовала двухкомнатную квартиру в центре города, отремонтировала ее, обустроила две «палаты» на 6 мест: женскую и мужскую с отдельной столовой. Набрала персонал – трех сменных нянечек, одна их которых по образованию фельдшер, так что попутно выполняет еще и обязанности медика. Оформила все положенные в таких случаях документы…
И назвала свой частный пансионат для пожилых и инвалидов просто -— «Как дома». Потому что в этом идея и состоит: создать подопечным такие условия, чтобы на время он смог заменить им дом.

С тех пор ее пансионат -— круглосуточный стационар с полным уходом за самыми немощными – не пустует никогда. Постояльцев – бабушек и дедушек – привозят к ней их дети и внуки. Кого на неделю, кого на десять дней, кого на месяц…
— Услуга очень востребована. Во многих семьях есть беспомощные, часто лежачие, старики, за которыми ухаживают родные. Но даже самым любящим сыновьям и дочкам тоже бывает нужен отдых. Кому-то надо срочно выехать в командировку и не с кем оставить родителей. Кто-то хотел бы съездить на юг,  а кто-то затеял в доме ремонт и мечтает перевезти на время пожилого человека в более спокойное место… Вот на такие случаи и требуются пансионаты, как наш, -— рассказывает  Елизавета Бочкарева.
Ее подопечные – люди разные, причем, порой диаметрально. Самой старшей, бабе Нине, 91 год. Держится бодрячком, очень любит смотреть телевизор, чтобы быть в курсе мировых новостей, и охотно приехала в пансионат уже во второй раз.
— Дети отправились отдыхать! -— объясняет мне. – Им спокойнее, когда я в квартире не одна, да и мне тут хорошо. Я поговорить люблю…

На кухне пьет чай Василий Васильевич, которого нянечки уважительно называют «Батя». Батя в пансионате с сентября…

-— Люди разные: здоровые, инвалиды, лежачие, с деменцией… Чаще привозят тех, кого без присмотра оставить нельзя. Можно, конечно, нанять частную сиделку, но цена на их услуги доходит до 2500 рублей в сутки, что не всем по карману, — говорит она.
Если постоялец мобилен и в состоянии обслужить себя сам, то его суточное пребывание в пансионате обойдется примерно в 900 рублей, из которых 400 идет на еду, а остальное – уход, аренда, коммуналка, зарплата персонала и т.д.

Пребывание лежачего постояльца оценивается выше: от 1200 рублей. «Это самые сложные гости, ухаживать за которыми трудно физически: нужно постоянно менять памперсы, купать, менять белье и т.д. Но даже в этом случае я стараюсь ориентироваться на платежеспособность населения», -— объясняет Елизавета Бочкарева.

Шлюзы открыты?

Новый федеральный закон об основах социального обслуживания населения, по сути, открыл шлюзы для негосударственного сектора. По замыслу его авторов, престарелые, инвалиды и т.д., должны сами выбирать, с кем иметь дело. Именно потому на госзказ на оказание социальных услуг после выполнения всех формальностей теперь может претендовать организация любой формы собственности, включая НКО.

Для этого в каждом регионе был создан Реестр поставщиков социальных услуг, куда вошли и НКО, и представители малого бизнеса, подвизающиеся в этой сфере. Утвержден он и в Якутии: сегодня в нем 27 участников. Одна из них – как раз Елизавета Семеновна Бочкарева со своим пансионатом. «Оформление было не сложным. В Минтруде объяснили, какие документы подготовить. Потом пансионат проверила комиссия из Управления соцзащиты», -— говорит она.
Схема проста. Для того, кто признан нуждающимся в соцобслуживании, создается индивидуальная программа предоставления социальной услуги (ИППСУ). В ней буквально по пунктам расписано все, что человеку должны предоставить. Все манипуляции тарифицированы. После предоставления услуги подписывается акт и поставщику должна выплачиваться компенсация за понесенные расходы.

Однако как показывает практика, без проблем не обошлось. Для Елизаветы Семеновны, например, неприятным сюрпризом стало то, что оформлять ИППСУ своим постояльцам нередко приходится тоже ей – родственники стариков себя этим часто не обременяют. А без нее компенсации не получить. При этом сам процесс оформления такой, что отбивает всякое желание даже начинать это дело.
— Нужно собрать массу документов: справка о размере пенсии и т.д. Обойти 10 врачей. Причем, решение об ИППСУ принимается в течение 10 дней, а мои постояльцы, бывает, уезжают раньше, -— рассказывала она.
Неоправданно низкими считает она и тарифы. «Самое тяжелое в нашем деле – это уход за лежачими. Он включает в себя множество манипуляций: от смены памперсов до водных процедур и замены белья. Но в документах это все проходит одной строкой – «санитарно-гигиенические процедуры», оплачиваясь по минимуму. Тарифы надо повышать», -— считает она.
Не добавляют оптимизма и задержки с выплатой компенсаций. Несмотря на то, что отчет о проделанной работе был сдан еще в марте, денег – хотя на календаре конец мая – она еще так и не получила.

«Проблемы есть, но процесс идет»

Так считают в Министерстве труда и соцразвития РС(Я). Подтверждением тому – постепенно пополняющийся Реестр поставщиков соцуслуг. Если в январе 2017 года их было 24, то месяц назад добавились еще 3.
— Люди приходят, консультируются. Поначалу все кажется сложно, но постепенно они начинают понимать, что самое сложное – это начать, -— говорит заместитель министра Марина Богословская. Перечень услуг большой, но наиболее популярным направлением остается как раз уход за пожилыми.

Тем не менее, судя по темпам освоения выделяемых средств, потенциальные поставщики соцуслуг пока осторожничают. Кто-то не рискует, кто-то, возможно, просто не знает об открывшихся возможностях… В итоге, вероятно, еще и поэтому из 27 млн рублей, выделенных государством в 2016 году на компенсацию затрат по оказанию социальных услуг, освоено было около 2 млн. В 2017-м сумма больше, а ситуация немного лучше. Выделено около 50 млн, а освоено по итогам 1 квартала уже более 3 млн рублей.
— Задача стоит серьезная. Есть поручение главы государства вывести к 2018 году из госсектора не менее 10% средств, выделяемых на соцуслуги. Они передаются социально ориентированному бизнесу и НКО вместе с деньгами. Самое главное сейчас – проинформировать людей, помочь сделать первые шаги. Весь этот переходный период мы занимаемся разъяснительной работой. 12 мая провели «круглый стол», посвященный развитию социального предпринимательства, куда пригласили представителей малого бизнеса, НКО и т.д. В будущем надеемся на прорыв, -— говорит Марина Олеговна.

Впрочем, в Минтруде признают: очевидные проблемы новации уже налицо. Одна из них – низкие тарифы.
— Недавно в Москве прошло совещание, где говорилось, что развитие социального предпринимательства в регионах болезненно идет еще потому, что госучреждения часто не хотят делиться своими подопечными с «частниками», а кое-где тарифы для последних занижаются искусственно. Но у нас в республике этого нет: тарифы одинаково низкие для всех, -— сказала Марина Олеговна.

Законы требуют поправок!

Совершенно очевидно, что потребуется еще не один «круглый стол», чтобы, как обычно, отшлифовать все шероховатости новации. Но от целого ряда проблем Елизавету Бочкареву и ее коллег, надо думать, можно было бы избавить, если принять два законопроекта, подготовленные народным депутатом Аленой Атласовой.

Первый – это поправки в Закон «О социальном обслуживании граждан в РС(Я)», согласно которым товар, работа, услуга, а также отдельные этапы исполнения контракта субъектам малого предпринимательства и социально ориентированными НКО предлагается оплачивать не позднее 15 дней. Это позволит предпринимателям увереннее смотреть в будущее и планировать работу.
Второй законопроект нацелен на поддержку социально ориентированных НКО. Поправки в Закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в РС(Я)» разработаны на основании Федерального закона № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который установил статус некоммерческой организации как исполнителя общественно полезных услуг. Документ предусматривает целый ряд мер такой поддержки, и в частности, информационную: бесплатные печатные площади, эфирное время и т.д.
— Надеюсь, что благодаря подготовленным мной законопроектам ситуация с социальными услугами в Якутии станет лучше. А это может произойти лишь тогда, когда в социальное обслуживание населения вольется как можно больше участников, включая социально ориентированные НКО. Чем больше их будет на рынке соцуслуг, тем выше конкуренция и качество. А НКО, кстати, может делать это за меньшие деньги, -— говорит Алена Атласова.

Понятно, что глобальная перестройка в сфере социального обслуживания только началась. Понятно, что, как это всегда у нас бывает, должно пройти какое-то время, чтобы народ раскачался и решил-таки опробовать то, что предлагает государство, а оно, в свою очередь, помогло устранить проблемы, которые мешают людям развивать свое дело. Но для того, чтобы желающих прибавлялось, законы и механизмы их реализации надо шлифовать уже сейчас. И конечно, обязательно слышать тех, кто, как Елизавета Бочкарева, не побоялся стать первыми…

Елена ВОРОБЬЕВА.