103

31 июля 2017 11:50

Об итогах контрольного мероприятия

В соответствии с Планом работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2017 год и предложением Главы Республики Саха (Якутия) (письмо от 25.12.2016 года №1460-А1) проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий общереспубликанского движения Добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» (параллельно с муниципальными контрольно-счетными органами)» на объектах: Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я), ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я), Администрация МР «Верхневилюйский улус (район)», МКУ «Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры МР «Верхневилюйский улус (район)», Администрации Хомустахского, Кэнтикского и Оросунского наслегов Верхневилюйского улуса, Администрация МР «Вилюйский улус (район)», МКУ «Инженерно-строительное управление» МР «Вилюйский улус (район)», Администрация МО «Тасагарский наслег» Вилюйского улуса (района), Администрация МР «Нюрбинский район», МКУ «Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок» Нюрбинского района, МКУ «Инвестиционно-строительное управление» Нюрбинского района, Администрация МО «Город Нюрба» Нюрбинского района, Администрация МР «Сунтарский улус (район)», МКУ «Управление строительного комплекса» Сунтарского улуса (района), Администрации Эльгяйского, Кюндяйинского и Бордонского наслегов Сунтарского улуса, за период 2015-2016 годы. Контрольное мероприятие проведено параллельно с тремя муниципальными контрольно-счетными органами на основании подписанных Решений о проведении параллельного контрольного мероприятия: КСО МР «Жиганский национальный эвенкийский район», КСП МР «Усть-Алданский улус (район)» и КСП МР «Олекминский район». В ходе контрольного мероприятия установлено следующее. Общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» /далее - ОРДДД Моя Якутия/ реализуется в республике с 2000 года и определяет совместные действия Правительства РС(Я), муниципальных образований РС(Я), физических и юридических лиц по строительству и реконструкции объектов социальной сферы и муниципального жилья для молодых специалистов. В целях реализации мероприятий ОРДДД Моя Якутия в республике разработаны и приняты нормативные правовые акты, в том числе Концепция и постановления Правительства РС(Я). При этом Концепция ОРДДД Моя Якутия не соответствует требованиям действующего законодательства, так как не актуализирована с 2001 года. Так, Концепцией установлено, что одним из основных направлений развития ОРДДД Моя Якутия является строительство методом «народной стройки» объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры. При этом метод народной стройки (в обиходе самострой, «горький метод»), применявшийся в СССР способ строительства многоквартирных жилых домов с использованием труда будущих жильцов. Самострой или самовольная постройка – строительство сооружения без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ст.222 ГК РФ) Хозяйственный способ строительства – форма организации строительных и монтажных работ, когда они выполняются собственными силами застройщика, без привлечения специализированных исполнителей в виде подрядных организаций (Современный экономический словарь, ИНФРА-М, 2006, Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б ). Фактически строительно-монтажные работы в рамках ОРДДД Моя Якутия выполняются подрядным способом и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. С учетом изложенного необходимо актуализировать положения действующей Концепции. В целях реализации задач ОРДДД Моя Якутия постановлением Правительства РС(Я) от 04 марта 2013 года №66 утвержден Порядок реализации мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» /далее – Порядок №66/. В ходе проведения анализа Порядка №66 на соответствие требованиям бюджетного законодательства установлены следующие недостатки. 3.1. Проверкой установлено несоответствие между краткосрочным планированием (1 год) объемов средств на реализацию ОРДДД Моя Якутия и среднесрочным подходом при составлении государственного бюджета РС(Я) и Инвестиционной программы РС(Я) (3-х летний период). 3.2. В соответствии с п. 1.2. Порядка №66 получателями субсидии (муниципальными заказчиками) для реализации ОРДДД Моя Якутия являются только муниципальные образования (муниципальные районы). Фактически получателями субсидии и муниципальными заказчиками выступают не только муниципальные районы, но и городские и сельские поселения в отношении строительства объектов культуры, спорта и жилья для молодых специалистов. В соответствии с заключенными Соглашениями городские и сельские поселения являются не Муниципальными заказчиками, а Участниками ОРДДД Моя Якутия. При этом в соответствии с п.1.2 Порядка №66 Участники ОРДДД Моя Якутия - это физические и юридические лица, изъявившие желание оказать спонсорскую помощь или безвозмездные услуги при строительстве, реконструкции объектов социальной сферы, муниципального жилья для молодых специалистов, строящихся в рамках ОРДДД Моя Якутия. Министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я) заключены Соглашения с муниципальными поселениями (Участниками) фактически являющимися получателями субсидии на строительство (реконструкцию) объектов культуры, спорта и жилья для молодых специалистов: в 2016 году – 101 Соглашение из 141 (72%), 2015 год – 124 Соглашения из 180 (69%). 3.3. Выявлено несоответствие нормы пункта 1.10 Порядка №66, регламентирующей выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом, и фактического выполнения строительно-монтажных работ подрядным способом. С учетом изложенного Порядок №66 требует доработки в части определения понятия «муниципальный заказчик», исключения понятия «хозяйственный способ строительства», пересмотра схемы финансирования субсидии (переход от краткосрочного к среднесрочному планированию и распределение до начала финансового года). В рамках контрольного мероприятия установлены нарушения Порядка №66, в том числе: В 2015-2016 году контроль качества выполняемых работ в рамках ОРДДД Моя Якутия ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» /далее - Служба государственного заказчика/ не осуществлялся (нарушен пункта 1.12). При этом пунктом 2.4.7 Устава Службы государственного заказчика в рамках ОРДДД Моя Якутия предусмотрено только формирование проекта перечня строящихся объектов и контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на строительство объектов. При формировании Перечня объектов на 2015, 2016 годы и осуществлении работ по строительству или реконструкции объектов единые типовые (повторного применения) проектно-сметные документации не применены (нарушен пункт 1.7). Следует отметить, что указанная норма в Порядок №66 внесена постановлением Правительства РС(Я) от 13.02.2014 года №29. Вместе с тем только 10 января 2017 года приказом Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) №1 «О создании рабочей группы по формированию реестра проектов повторного применения для реализации в рамках общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» создана рабочая группа в целях формирования реестра проектов повторного применения. Соглашения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий ОРДДД Моя Якутия заключены с нарушением сроков (нарушен пункт 2.16) (174 факта в 2015 году, 141 факт в 2016 году). Типовые формы Соглашений не содержат значения показателей результативности использования субсидий и график перечисления субсидий (нарушен пункт 2.17). В Соглашениях не установлена обязанность Службы государственного заказчика осуществлять оценку эффективности использования субсидии исходя из количественных показателей ввода в эксплуатацию объектов и своевременное освоение выделенных бюджетных средств (нарушен пункт 2.5). В связи с чем Службой государственного заказчика указанная оценка не произведена. В нарушение требований, установленных п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 14, 50, 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключены Соглашения с Кобяйским районом на строительство детских садов и школы-сада (№ 10/1 от 24.04.2015 года, № 9/1 от 16.06.2015 года, № 9/2 от 26.06.2015 года) условиями которых предусмотрено софинансирование строительства объектов образования за счет средств местных бюджетов поселений (при этом полномочия в области образования относятся к вопросам местного значения муниципального района, а высокодотационные муниципальные образования не вправе принимать на себя исполнение расходных обязательств, не отнесенных к вопросам местного значения в соответствии с законодательством). Анализ фактической реализации ОРДДД Моя Якутия показал, что строительство (реконструкция) объектов осуществляется полностью подрядным способом. Привлечение спонсорских средств муниципальными образованиями путем выполнения 30% от стоимости объекта работ практически не осуществляется. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований за счет средств государственного бюджета РС(Я) на реализацию ОРДДД Моя Якутия предусмотрено в непрограммных расходах государственного бюджета РС(Я) и входит в состав Инвестиционной программы РС(Я) на очередной финансовый год. По мнению Счетной палаты Республики Саха (Якутия), формирование мероприятий ОРДДД Моя Якутия в указанной структуре (непрограммной части) не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия). За проверяемый период субсидия из государственного бюджета РС(Я) на ОРДДД Моя Якутия выделена в общем объеме 891 948,2 тыс. рублей на строительство 321 объекта социального назначения в населенных пунктах республики, в том числе переходящие объекты 159, вновь строящиеся объекты 162. Фактическое исполнение составило 745 503,4 тыс. рублей, или 84%. Муниципальными образованиями произведен возврат неиспользованной субсидии в размере 56 619,2 тыс. рублей (за 2015 год – 22 909,5 тыс. рублей, за 2016 год – 33 709,7 тыс. рублей). Образование остатков неиспользованных средств субсидии на уровне муниципальных образований обусловлено поздним распределением средств субсидии и доведением лимитов, что влечет за собой позднее проведение конкурсных процедур и заключение муниципальных контрактов, и невыполнением в установленные сроки работ подрядными организациями. Нарушаются сроки ввода объектов в эксплуатацию. За проверяемый период введено в эксплуатацию 143 объекта, в том числе в 2015 году - 81 объект из запланированных к вводу 100 объектов, в 2016 году - 62 объекта (в том числе 16 объектов из запланированных к вводу в 2015 году) из 87. В рамках контрольного мероприятия выявлено 11 фактов оплаты невыполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 6 471,9 тыс. рублей и 2 факта несвоевременной оплаты (неоплаты) в размере 3 293,3 тыс. рублей за фактически выполненные и принятые без замечаний общестроительные работы. Из проверенных Счетной палатой РС(Я) средств государственного бюджета РС(Я) в размере 745 503,4 тыс. рублей, установлено нарушений и недостатков на сумму 77 696,1 тыс. рублей, или 10,4%, в том числе нецелевое использование бюджетных средств 5 695,0 тыс. рублей. Из проверенных Счетной палатой РС(Я) и контрольно-счетными органами муниципальных образований средств местного бюджета в размере 189 986,72 тыс. рублей, установлено нарушений и недостатков на сумму 6 719,6 тыс. рублей, или 3,5%, в том числе нецелевое использование бюджетных средств 899,6 тыс. рублей. По фактам нецелевого использования бюджетных средств на должностных лиц (Главу МО «Бордонский наслег» Сунтарского улуса (района) РС(Я) - Егорову Н.М и Главу МО «Хомустахский наслег» Верхневилюйского улуса (района) РС(Я) - Поротову Х.П.) оформлены 2 протокола, постановлениями судов общей юрисдикции они признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20,0 тыс. рублей. В нарушение ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я), как государственным заказчиком и главным распорядителем средств ОРДДД Моя Якутия, контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществлялся не в полном объеме, а именно, в 2015 году не осуществлялся, а в 2016 году проверками охвачено только 11 объектов, или 7,8% от общего количества строящихся объектов. Служба государственного заказчика, как уполномоченный орган в соответствии с Уставом и подписанными Соглашениями, также не в полной мере осуществляла контроль за целевым и эффективным использованием средств субсидии муниципальными образованиями. Так, в 2015 году осмотрами охвачено 23 объекта, или 12,7% от общего количества, в 2016 году 24 объекта, или 17% от общего количества. При этом выявляемые нарушения и недостатки в ходе осмотров не фиксировались документально, давались устные замечания по их устранению. В 2014 году Счетной палатой РС(Я) было проведено аналогичное контрольное мероприятие, Отчет утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты от 29 декабря 2014 года № 24-1. Нарушения по результатам настоящего контрольного мероприятия повторяют нарушения, выявленные в 2014 году. Постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от «24» марта 2017 года № 7-1 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены объектам проверки представления об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, информационные письма Главе РС(Я), Правительству РС(Я) с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы по ОРДДД Моя Якутия, Министерству финансов РС(Я) с указанием нарушений, в том числе законодательства о контрактной системе, влекущих административную ответственность, для принятия мер реагирования, Представительным органам и контрольно-счетным органам муниципальных образований для применения в работе, Муниципальным контрольно-счетным органам и финансовым органам Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов для принятия мер реагирования, Прокуратуре РС(Я) и Следственному управлению Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств, имеющим признаки уголовного преступления и уведомления Министерству финансов РС(Я) для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения. На основе письма, направленного Председателем СП РС(Я) Е.Е. Марковым в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты РС(Я) от «24» марта 2017 года №7-1 в адрес Председателя ГС(ИТ) РС(Я) А. Н. Жиркова.