32

09 ноября 2018 в 16:48

Главное, как распределить

Бюджет развития или бюджет стагнации? С такими формулировками разбирались народные депутаты РС(Я), члены Контрольного комитета Ил Тумэна, рассматривая один из главных законопроектов предстоящего пленарного заседания – «О государственном бюджете РС(Я) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 г.г.». В совещании принял участие спикер парламента Петр Гоголев.

Парламентариев интересовала не только сбалансированность главного финансового документа Якутии, но и то, насколько он самостоятелен в нынешние экономически непростые времена. В частности, народный депутат Иннокентий Романов спросил, растет ли доля дотаций и насколько удается выдерживать социальную ориентированность бюджета республики. Ответ главы Минфина республики Валерия Жондорова был оптимистичен. «Бюджет у нас именно социально ориентированный, потому что в первую очередь мы закладываем в статьи расходов те обязательства, которые гарантирует Конституция: это здравоохранение, образование, культура и т.д.», – сказал он, напомнив, помимо прочего, о том, что фонд оплаты труда работников бюджетной сферы с 41 млрд рублей в 2013 году на сегодня вырос до 84 млрд.
Вопреки представлениям многих не столь трагична, по его мнению, и ситуация с дотационностью региона.
– По уровню собственных налоговых и неналоговых доходов на душу населения Якутия сегодня на 8 месте среди других российских регионов. Впереди нас только регионы-доноры. Это такие экономические гиганты, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и т.д., – сказал он. – Да, мы получаем дотации, но бюджетные расходы у нас завышены объективно – в силу нелегких климатических и географических условий, сложной транспортной инфраструктуры. Дотации выделяются с учетом этого.
Принципиально важен, по мнению главы финансового ведомства республики и такой момент: пока Якутия не превысила порог, за которым ее можно назвать регионом с высоким уровнем дотаций.
– Высокодотационными считаются те субъекты РФ, у кого за последние 3 года объем дотаций превышал 40%. У нас – 20,2% и 18,6%. Так что мы, скорее, низкодотационный регион, – сказал он. И дал свое определение главному финансовому документу республики ближайших лет: «Это бюджет достаточного развития. Вопрос только в том, как его правильно распределить, чтобы он помогал повышать благосостояние граждан и качество услуг, оказываемых им».
Парламентарии, в свою очередь, напоминали о тех проблемных моментах, которые касаются сотен людей. В частности, народный депутат Валерий Лютый обратил внимание на недостаток средств, предусмотренных в бюджете на обустройство инфраструктуры земель для многодетных. И предупредил: «Это вопрос принципиальный и мы будет его отстаивать».
Валерий Жондоров прокомментировал ситуацию: «Когда обсуждался проект инвестпрограммы, звучали предложения увеличить сумму на 150-300 млн рублей, но в общей сложности обустройство инфраструктуры обойдется в 7 млрд рублей. Это много. Мы предлагали другие варианты решения проблемы: например, двойной материнский капитал для тех, кто готов получить денежную компенсацию взамен земельного участка, что тоже позволяет людям улучшить жилищные условия…». Судя по всему, споры по поводу решения этой проблемы еще не окончены.
Интересовало депутатов и финансовое обеспечение приоритетных национальных проектов, по поводу чего министр сообщил, что распределение субсидий по регионам начнется после утверждения федерального закона о бюджете на 2019-2021 годы. «По всем 12 национальным проектам мы скоро получим распределение средств. При этом, замечу, что наши министерства активно отрабатывали объемы финансирования с федеральными профильными ведомствами. В итоге, удалось отстоять позицию, что софинансирование нацпроектов со стороны дальневосточных регионов будет максимум 1-5%. Остальное – федеральные средства».
В ходе заседания прозвучала масса вопросов, связанных с прогнозами цен на ТЭК, строительством социальных объектов в районах и т.д. Спикер парламента Петр Гоголев уточнил ситуацию с финансированием строительства ряда объектов, необходимых для проведения Спортивных игр народов Якутии в Амге в 2019 году и Борогонцах в 2022-м, предельной численностью работников госвласти и т.д.. Председатель профильного комитета Ил Тумэна, курирующего здравоохранение, Владимир Чичигинаров попросил главу Минфина республики обратить внимание на нехватку средств, выделяемых на ремонт лечебных учреждений, питание больных и т.д. В целом проект закона был поддержан в первом чтении.


Прогнозируемый общий объем доходов на 2019 год должен составить 180 241 528 тыс рублей, общий объем расходов – 181 376 563 тыс, дефицит госбюджета – 1 135 035 тыс. В 2020 году прогнозируемый общий объем доходов госбюджета запланирован на уровне 166 643 308 тыс., а на 2021 год – 169 251 499 тысяч. Общий объем расходов в 2020 году составит 167 643 308 тыс. рублей, в 2021- м – 170 251 499 тыс. Дефицит госбюджета в 2020-2021 годах прогнозируется по 1млрд ежегодно.
Верхний предел государственного внутреннего долга республики на 1 января 2020 года запланирован в сумме 53 157 529 тыс., на 1 января 2021 года – 52 809 309 тыс., на 1 января 2022 года – 53 242 390 тыс.