86

15 июня 2018 в 15:23

Соответствовать времени, сохраняя преемственность

Первый заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Анатолий Добрянцев подводит основные итоги по направлениям законотворческой деятельности в координируемых им постоянных комитетах парламента, обозначает особенности работы в пятом созыве.

– Анатолий Анатольевич, что вы считаете наиболее важным в деятельности этого созыва и отметьте, пожалуйста, наиболее значимые принятые законы.
– В качестве достижения пятого созыва необходимо подчеркнуть последовательную системную работу над республиканским бюджетом. Ежегодно создавались согласительные комиссии по отраслям и направлениям, которые формировались поровну из представителей законодательной и исполнительной ветвей власти и в течение 1,5 месяца досконально готовили главный финансовый документ. В последние годы обозначились серьезные проблемы, увеличился госдолг, рос дефицит бюджета… Несмотря на это, думаю, системное обсуждение и подготовка довольно-таки смягчили тяжелую ситуацию и закон о госбюджете в целом принимался рационально.
Если начать выделять отдельные законы, то, прежде всего, необходимо отметить базовый закон о развитии сельского хозяйства. Он был разработан главой республики, но в течение полугода обсуждался в парламенте, депутатами было внесено порядка 100 поправок и в апреле 2016 года закон «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» принят окончательно.
Ряд важных изменений и дополнений были внесены в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), которые благоприятствуют развитию крестьянских фермерских хозяйств, увеличены нормативы субсидий и т.д.
Охрана генофонда якутского скота также была в приоритете законотворческой деятельности по направлению «сельское хозяйство». Уникальная порода в 20-30-е годы прошлого века достигала более полумиллиона голов, но в наши дни оказалась на грани вымирания. Принятый соответствующий закон позволит сохранить и защитить якутский скот.
Вопросам экологии этим созывом уделялось большое внимание. Прежде всего необходимо отметить принятие Экологической доктрины Республики Саха (Якутия). В Якутии действуют и приходят промышленные компании мирового, федерального масштаба. Наша территория огромна, но легко ранима, требует очень бережного подхода. Принятые законы о сохранении вечной мерзлоты, об отходах производства и потребления на территории Якутии – также входят в комплекс проведенной природоохранной законотворческой деятельности.
Большая и активная работа велась якутскими парламентариями совместно с правительством республики по федеральному законопроекту о дальневосточном гектаре. Почти 70 процентов территории Якутии, благодаря нашим действиям, удалось вывести из-под действия закона: природные парки, особо охраняемые территории, земли госземзапаса, где сосредоточены полезные ископаемые.
В развитие экономики Якутии были инициированы, проработаны и приняты ряд серьезных изменений и новых законов. Принятые поправки в закон об инвестиционной деятельности направлены на создание благоприятного климата и развитие инфраструктуры, обеспечение государственных гарантий и поддержку инвесторов.
В феврале этого года принят закон о промышленной политике, его начали разрабатывать давно и под другим наименованием – о социально-экологической ответственности – но в итоге решили остановиться на этом варианте. Приходящие крупные компании должны заключать соглашения не только с регионом, но и с муниципальными образованиями на местах, чтобы способствовать их социально-экономическому развитию.
Вопросу этнологической экспертизы также уделялось в этой связке серьезное внимание. Промышленные предприятия должны регистрироваться по месту работы в муниципальном образовании. Ряд компаний даже не зарегистрированы в республике и, соответственно, мы недополучаем налоговую составляющую, налог на прибыль. Специалисты и рабочие, которые работают у нас в Якутии по вахтовому методу, как правило, прописаны в других регионах, а это уже речь о подоходном налоге. Давно назрели изменения в федеральном законодательстве, тогда бы серьезные налоговые платежи начали поступать непосредственно в бюджет республики. Думаю, это одно из основополагающих направлений деятельности парламента.
Наш созыв провел большую работу по привлечению и закреплению трудовых ресурсов, местных кадров на промышленные предприятия. Проблема эта известна давно, усилия прилагаются еще с советских времен, но эффективных результатов до недавнего времени не наблюдалось. Мы провели выездные парламентские слушания в декабре 2015 года в городе Мирный, по их итогам Ил Тумэн принял постановление «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «Привлечение и закрепление трудовых ресурсов на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия)». Регулярно мы отслеживаем выполнение, выездные совещания были проведены в последующем также в Майе, Сунтаре, Нерюнгри, на которых правительство и промышленные компании информируют о проводимой работе, намечают план действий, подписывают новые соглашения с кадрами из сельской местности. Положительные подвижки есть, к тому же нынче объявлен Год содействия занятости населения, что вкупе будет способствовать снижению показателей безработицы.


Справка: Анатолий Анатольевич Добрянцев, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), координирует работу постоянных комитетов по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по селу и аграрной политике, по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
Президент Национального союза оленеводов России, председатель общественной организации РС(Я) «Потомки государевых ямщиков», мастер спорта РСФСР и ЯАССР по национальным видам спорта, президент Федерации Республики Саха (Якутия) по якутским прыжкам, кандидат экономических наук, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почетный гражданин Момского, Нижнеколымского, Хангаласского районов.


– Что бы вы отметили в деятельности пятого созыва в организационном плане?
– Парламент провел подготовительную работу по проведению первого съезда представительных органов Республики Саха (Якутия), который состоялся в марте 2017 года. Это перспективное направление и только пятому созыву удалость его провести на серьезном организационном уровне, что в дальнейшем повысит роль и статус депутатского корпуса улусных, наслежных собраний. По итогам съезда были выработаны методические рекомендации, ведется системная работа по их выполнению. Создан Совет представительных органов муниципальных образований РС(Я) при Госсобрании. Таким образом, выстроена взаимосвязующая вертикаль: парламент – улусное собрание – наслежный совет. Так что заложен фундамент, который, я надеюсь, получит хорошее развитие в шестом созыве. Думаю, возрастет качество и количество законодательных инициатив с мест.
Парламент провел серьезную работу по увековечиванию памяти исторических личностей, в этом огромная заслуга председателя Александра Николаевича Жиркова. Восстановлена историческая связь поколений депутатов, начиная с первых учредительных съездов, созывов Верховного Совета ЯАССР и Ил Тумэна, то есть со времени основания республики до наших дней. Открыт Музей истории парламента, в декабре прошлого года мы отметили 95-летие I Всеякутского учредительного съезда Советов.

– Пятый созыв эффективно взаимодействовал с Федеральным Собранием Российской Федерации.
– Работа с Государственной думой и Советом Федерации была серьезно усилена, семь законодательных инициатив нашего созыва стали федеральными законами, пять находятся на стадии рассмотрения. Подписано более 30 соглашений с законодательными собраниями других субъектов, потому поддержка закинициатив, которые от нас исходят, стала весомой. В таком ключе необходимо далее работать. Мы приняли активное участие в проведении Дней Республики Саха (Якутия) в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, по продвижению ряда важных законодательных инициатив отработали непосредственно в стенах российского парламента.
При подготовке принципиального важного для Якутии закона «Об Арктической зоне РФ» парламентариями Якутии внесено очень много предложений и дополнений. Как уже выше отмечал, большая работа проведена по федеральному закону N119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В начале мы стремились к принятию комплексного закона, который бы учитывал интересы всех дальневосточных субъектов, предусматривающий все стороны жизни, с учетом мнения коренного населения и т.д. Однако был принят федеральный закон о ТОРах, но считаю, что необходимо вернуться к разработке комплексного закона по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Наш сенатор Вячеслав Штыров в Совете Федерации с февраля возглавляет Совет по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Думаю, шестой созыв активно продолжит эту перспективную большую деятельность в федеральном парламенте совместно с нашими депутатами и сенаторами.
Как президент Национального союза оленеводов России, особое внимание уделяю работе над федеральным законом о домашнем северном оленеводстве, который так и не нашел поддержку и все время стопорился. Нами принято решение о том, чтобы этот закон разрабатывался не как в пользу отдельной отрасли животноводства, а рассматривался как государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни с целью улучшить условия, увеличить финансирование с федерального бюджета. Я начал работу с российским научным сообществом, вопрос получил поддержку Экспертного совета Российской академии наук. На днях в нашем парламенте мы обсудили влияние климата на традиционный образ жизни и природопользование, говорили о необходимости принятия климатической доктрины. Думаю, в скором времени совместно с учеными подготовим предложения и направим в правительственную структуру, которую теперь курирует зампред российского правительства Алексей Гордеев. Необходимо восстановить работу Научно-исследовательских институтов, привлечь федеральное финансирование на фундаментальные и текущие исследования в этой важнейшей отрасли для обеспечения достойной жизни северян, ведущих кочевой образ жизни.

– Анатолий Анатольевич, чем, на ваш взгляд, завершающий свою деятельность созыв принципиально отличался от предыдущих?
– Думаю, об этом имеют право рассуждать те, чья депутатская деятельность распространяется на несколько созывов. При этом уверен, что многое зависит от председателя: Александр Николаевич Жирков вывел направление работы на новый, международный уровень, так, возьмем размах его деятельности по возрождению духовности, в сфере культуры. Серьезно усилено взаимовыгодное партнерское сотрудничество с другими регионами, проведена активная совместная работа якутских парламентариев с коллегами из комитетов Госдумы и Совета Федерации. Было очень сложно продвигать наши инициативы на федеральный уровень, особенно те, что несут финансовую нагрузку, а значит, тормозятся на правительственном уровне. Думаю, несмотря на эти сложности, пятый созыв проработал в данном направлении весьма достойно, в целом был соответствующим своему времени и месту в государственном устройстве.
В шестой созыв придут новые люди со свежими взглядами, но преемственность поколений необходимо сохранять. Парламент – не тот орган, что нуждается в кардинальной «перезагрузке», думаю, обновление произойдет на уровне 50%. Люди, прошедшие большую жизненную и управленческую школу, должны составить основной костяк. Без сомнения, такие качества, как мудрость, большой опыт, также должны обязательно присутствовать, что мы наблюдаем и на федеральном уровне. Предстоит тесная работа с новым главой республики, тем более, что предстоят выборы, смена правительства.
Нужен стабильный парламент, который мог бы в сложившейся непростой ситуации стать стабилизирующим фактором и в то же время творческим органом, шагающим в ногу со временем.