185

15 июня 2018 в 15:13

ФГОС, цифровизация, национальный контент

За период работы пятого созыва Госсобрания (Ил Тумэн) в области образования принято 16 законов. Наиболее знаковыми из них являются внесение изменений в федеральный Закон «Об образовании в РФ», «Об учителе», «Об экологическом образовании и просвещении», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», «Об учебных программах и учебных изданиях для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)» и др. В приоритете находились задачи, обозначенные в майских Указах Президента РФ Владимира Путина, ежегодных Посланиях Главы РС (Я) Егора Борисова.

В закон «Об образовании в РФ», благодаря успешному взаимодействию с Государственной Думой РФ, были внесены изменения, касающиеся обучения и воспитания на родных языках. Большую активность в продвижении данной поправки проявили член постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, курируемого народным депутатом республики Антониной Григорьевой Егор Жирков, народный депутат Елена Голомарева. Совместно с народным депутатом Якутии Евгенией Михайловой было инициировано внесение изменений в ст.8 ФЗ «Об образовании в РФ» о наделении органов государственной власти субъектов РФ правом участия в организации предоставления высшего образования на конкурсной основе за счет бюджетов субъектов. В условиях сокращения плановых мест в вузах и закрытия их внесение изменений в закон о предоставлении возможностей субъектам РФ выделять дополнительные плановые места федеральным вузам является важным моментом.
За период работы V созыва якутского парламента удалось добиться ликвидации очередей в детские сады, провести мероприятия по внедрению цифровой и образовательной среды в республике, обновить образовательные стандарты высшего, среднего профессионального образования, поддержать вузы. Удалось добиться сохранения прежнего размера родительской платы в детских садах. В других субъектах еще 5 лет тому назад родительские взносы составляли 2,5 тысячи рублей.
Через Верховный суд РФ совместно с депутатами Мирнинского района и Якутска удалось добиться восстановления обязательных субвенций учебно-вспомогательному персоналу: вожатым, диспетчерам, секретарям, лаборантам, библиотекарям, завхозам, делопроизводителям, техникам ЭВМ, инженерам ЭВМ, инструкторам по гигиеническому воспитанию, медработникам, уборщикам служебных помещений, гардеробщикам, дворникам. Произведена разгрузка бюджетов Якутска и Мирного.
Профильный комитет Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций под председательством Антонины Григорьевой считается одним из ведущих комитетов якутского парламента по количеству поступающей корреспонденции. В среднем в год в адрес комитета поступает свыше 1000 различных писем.

Почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия)»
Закон, направленный для стимулирования профессиональной деятельности и повышения престижа профессии учителей и руководителей общеобразовательных организаций в республике был принят народными депутатами 28 февраля 2017 года.
Почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия)» будет присваиваться учителям и руководителям общеобразовательных организаций, имеющим выдающиеся заслуги в развитии системы образования Якутии. Претенденты на награду должны внести особый вклад в развитие образования, его популяризацию, а их ученики должны добиться высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
Согласно документу, «Почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия)» будет присваиваться не ранее чем через 10 лет после присвоения почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия)» или «Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)». Повторное присвоение почётного звания «Народный учитель Республики Саха (Якутия)» не допускается. Для поддержания значимости и весомости звания устанавливается квота ежегодного награждения одному претенденту.

Приоритетные дошкольное и дополнительное образования
ЮНЕСКО рекомендует государствам мира придерживаться трех основных принципов в развитии образования. Во-первых, равенство в получении образования без любой дискриминации. Во-вторых, доступность образования, независимо от того, где человек проживает: в развитой стране или развивающихся странах, в больших городах или труднодоступных отдаленных местностях, является главным требованием образовательного процесса. В-третьих, возможность получения образования человеком на протяжении всей его жизни. «В нашем государстве ведется целенаправленная работа по реализации этих ключевых принципов образования», — говорит Председатель парламента Якутии  Александр Жирков и отмечает, что в соответствии с федеральным законом «Об образовании», новым образовательным стандартом требования к обучению и воспитанию выходят на новый уровень, в котором дошкольному и дополнительному образованию детей отводится особое приоритетное место.

Централизованное управление школами
Республика участвует в пилотном проекте по передаче полномочий по управлению школами от муниципалитетов регионам. Более десяти лет назад процесс передачи отдельных государственных полномочий в сфере образования органам местного самоуправления прошел безболезненно. Однако, обратный процесс будет сложным.
Председатель парламента Якутии отметил, что при апробации проекта необходимо добиться того, чтобы предложения республики были учтены при внесении изменений в федеральные законы, разработке других нормативных правовых актов. Спикер Ил Тумэна заострил внимание на проблеме финансирования сельских образовательных учреждений, прежде всего, малокомплектных школ, и подчеркнул, что при обсуждении на федеральном уровне республика должна четко обосновать расходы по содержанию таких школ.

Планы и задачи
Основными задачами на будущее являются реализация Дорожной карты по обеспечению услугами дошкольного образования до 2021 года, продолжение работы по ликвидации двухсменного обучения в общеобразовательных организациях, разработка механизмов перевода образовательных организаций на региональный уровень, Концепция целевой подготовки кадров Республики Саха (Якутия) до 2022 года, подготовка рабочих кадров по ТОП-50, расширение сети детских технопарков «Кванториум», совершенствование кадровой политики, в том числе реализация направления «Кадры и образование» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Республике Саха (Якутия), разработка информационно-аналитической системы «Кадровый портал Республики Саха (Якутия)».
Нерешенными остаются вопросы дальнейшего развития института национальных школ, стипендиального обеспечения студентов-представителей КМНС.