167

06 апреля 2018 в 16:12

“В парламенте сохранилась преемственность”

Осталось совсем немного времени до завершения деятельности парламента 5 созыва. Какой была работа Госсобрания (Ил Тумэн) за эти пять лет? Каких результатов удалось добиться? – с этими вопросами мы обратились к заместителю Председателя Госсобрания (Ил Тумэн), руководителю фракции КПРФ Виктору Губареву.

– Виктор Николаевич, с какими результатами законотворческой деятельности завершается работа парламента 5 созыва ?
– Прежде всего, считаю, что за этот период Госсобранием (Ил Тумэн) решены все основополагающие вопросы, которые были запланированы. Как вы знаете, к ведению заместителя Председателя Госсобрания РС(Я) относится законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления, и вопросы в области правового статуса коренных малочисленных народов Севера.
Прежде всего, была поставлена задача уделить большое внимание развитию правового законодательства в отношении КМНС. В общей сложности, республика приняла более 20 законов: это было сделано и в предыдущие созывы, и в 5 созыве удалось принять ряд законов. Но, прежде всего, мы защитили вопросы, связанные с территориями традиционного природопользования. Так, при принятии федерального закона о “дальневосточном гектаре” мы отстояли 57 % территории Якутии, которая не попадает под действие этого закона. А это, в основном, территории традиционного природопользования.
В 5 созыве удалось принять закон “О кочевой семье”, который имеет важное значение для Якутии. Это единственный закон, принятый в РФ, нацеленный на сохранение кочевой семьи, традиционного образа жизни КМНС. Сейчас его надо наполнить конкретным содержанием.
Также в нынешнем созыве мы совершенствовали работу над республиканским законом об этнологической экспертизе, сейчас необходимо принять федеральный закон. Сегодня, к сожалению, на федеральном уровне столь важного законопроекта пока нет, поэтому необходимо работать в этом направлении дальше. Это первое. Во-вторых, необходимо принять дополнения в закон “О недрах”, который бы учитывал наш опыт этнологической экспертизы и обязывал при получении лицензии на разработку минерально-сырьевых месторождений прописывать в ней обязательства недропользователя по этнологической экспертизе.
Также в этом созыве народным депутатам республики вместе с федеральным центром, правительством удалось решить вопрос о защите прав обманутых дольщиков. Был разработан законопроект “О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств”.
Как заместитель председателя рабочей группы, могу сказать, что на территории Якутии находится 137 объектов долевого строительства. Из них по 16 объектам сроки завершения строительства просрочены более чем на 6 месяцев. В 2017 г. удалось завершить строительство 7 проблемных объектов, а в 2018-м – двух. Восстановлены права 226 обманутых дольщиков, а это 11 141 кв. м. жилья. Но сегодня надо принять необходимые правовые нормы, которые бы не допускали обман дольщиков – увеличить административную или уголовную ответственность, страховать эти объекты, ввести контроль.
В этом созыве законодателям удалось решить вопросы, связанные с сельским хозяйством — принят закон “О развитии сельского хозяйства в РС (Я)”. Хотя фракция КПРФ разработала альтернативный документ, закон был принят в редакции, подготовленной правительством. Но, надо отметить, были приняты 5 поправок, внесенные фракцией КПРФ. Также при поддержке нашей фракции приняты законы “О мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни”, “О промышленной политике в РС (Я)”.
Мы постоянно держали на контроле вопросы оленеводства. С постоянным комитетом по проблемам Арктики и вопросам КМНС, Минсельхозом, ГоскомАрктики удалось принять новые условия субсидирования этой отрасли. В связи с принятием новых правил, которые сегодня субсидируются, оказывается финансовая помощь на поголовье, повысилась заработная плата оленеводов. Но нужно совершенствовать методические рекомендации по финансовой поддержке оленеводства.
Безусловно, законодательная база коренных малочисленных народов Севера требует совершенствования. Так, до конца созыва нам надо провести кодификацию законов о КМНС, а вообще такой кодекс должен быть и на уровне Российской Федерации.
Мы приняли участие в разработке предложений к проекту Федерального закона “Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона”, было внесено 9 предложений, которые были одобрены на заседании постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

– На ваш взгляд, что отличает 5 созыв от предыдущих?
– Прежде всего, важно, что в парламенте сохранилась преемственность. То, что планировалось и не было завершено в 4 созыве, в 5-ом было продолжено. К примеру, законопроект “О кочевой семье” разработали парламентарии 4 созыва, а до окончательного принятия законопроект довели депутаты 5-го.
Также в 5 созыве был сделан упор на пересмотр контроля над исполнением государственных программ. У нас их более 30, по всем направлениям. Но если раньше программы принимались парламентом, то сегодня все эти функции переданы правительству республики. И это неправильно. Поэтому в 5 созыве этот вопрос поднимался. Нужно выделить ряд приоритетных программ, которые должны утверждаться Госсобранием (Ил Тумэн).
Кроме этого, в 5 созыве все-таки больше стали уделять внимание контролю исполнения бюджета, лучше идет подготовительная работа, при утверждении бюджета создаются согласительные комиссии, куда входят и представители правительства, и народные депутаты республики.
Мы стали по отдельным вопросам создавать больше парламентских комиссий, которые бы проводили парламентские расследования, как это было в связи с массовым убийством оленей в Булунском районе. Создали комиссию и разобрались с этим вопросом. Считаю, что это заслуга депутатского корпуса, досконально рассмотревшего этот вопрос.
Мне бы хотелось отметить активную работу в 5 созыве народных депутатов фракции КПРФ Петра Аммосова, Иннокентия Васильева, Ирины Енторовой, Алины Винокуровой, которые поднимали вопросы сельского хозяйства, контроля за строительством ветхого и аварийного жилья, здравоохранения и т.д.

– Назовите три наиболее значимых принятых закона за весь период деятельности Госсобрания (Ил Тумэн) и за время работы депутатов 5 созыва?
– По первой части вопроса — наиболее важными, на мой взгляд, являются законы «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», «Об этнологической экспертизе» и, конечно, принятие Экологической доктрины РС (Я). Что касается 5 созыва, то я бы назвал законы «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств”, “О кочевой семье”, “О развитии сельского хозяйства в РС (Я)”.

– Ваши пожелания депутатам 6 созыва.
– Надо очень серьезно заняться налоговой базой, отношениями с федеральным центром, законом “О недрах” и всем, что связано с экономикой и производством. Это первое. Во-вторых, решить вопросы снижения тарифной политики на авиабилеты и транспорт, добиться субсидирования внутренних авиаперевозок. Кроме того, необходимо в полном объеме принять закон по северному завозу, который бы учитывал снабжение продовольствием труднодоступных районов Севера и Арктики. В-третьих, нужно обязательно принять законы “О детях войны”, “О народном контроле”, который бы подразумевал народный контроль за исполнением бюджета и наиболее важных законов. А также Закон “О первом рабочем месте”, гарантирующий работу молодым специалистам.
Также нужно совершенствовать выборное законодательство на уровне республики – в высший законодательный орган, органы местного самоуправления. Мы дали поправки в законопроекты о выборах депутатов в Госсобрание (Ил Тумэн) – это формирование округов, возвращение права голосовать “против всех” и др.
И еще один момент требует внимания. Сегодня закон гарантирует медицинские услуги только на уровне района, поэтому будущим парламентариям необходимо будет решить вопрос о гарантиях медицинского обслуживания на уровне участковых больниц.
А на федеральном уровне необходимо добиваться принятия законов “Об Арктической зоне”, “Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона”.