268

05 мая 2017 в 14:40

Закон об Арктике «забыл» людей, живущих в Арктике

Проект федерального закона об Арктике, продвигаемый с 2015 года ввиду «декларативности большинства положений законопроекта, отсутствия в нем предмета правового регулирования, дублирования в законопроекте уже действующих норм права» поручением вице-премьера Правительства РФ Д.Рогозина от 30.01.2017 года «переформатирован» в законопроект, посвященный «опорным зонам развития». Пока инициаторы закона дискутируют по поводу названия, правовой формы, необходимости принятия документа экспертный совет профильного комитета Ил Тумэна высказал свое мнение по поводу содержания законопроекта.

«Для развития Арктики инициаторы законопроекта хотят «вырвать» несколько точек, чтобы интенсифицировать в них индустриальное развитие. Данный законопроект концептуально не верен. Он не направлен на развитие населения, а создан только для развития добывающих отраслей, особенно углеводородного сырья. Промышленность в любом случае нанесёт экологический ущерб, а вопросы экологической безопасности не рассмотрены. Учитывая глобальную значимость Арктики надо быть втройне осторожными в этом вопросе. В основных понятиях законопроекта нет понятия о коренных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, отдельно о родовых, родоплеменных общинах. Не говорится о субъектах Федерации, которые относятся к арктической зоне. Все решает только федеральный центр. Нет регулирования отношений госкорпораций, бизнеса, особенно с иностранным капиталом, которые будут здесь работать с местными органами власти», – отметила председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Августа Марфусалова.

Председателя Совета старейшин поддержали Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Якутии Константин Роббек, который отметил, что в документе отсутствует государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера. «Если мы говорим о развитии Арктической зоны, то наравне с развитием инфраструктуры, промышленности мы должны параллельно говорить о развитии народов, населяющих эти территории. Этого в законопроекте нет», — сказал омбудсмен. «Из законопроекта выпал человек», – добавил первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов севера Вячеслав Шадрин. Он добавил, что не упоминаются традиционные отрасли Севера и территории традиционного природопользования.

Научный сотрудник Академии наук республики Ирина Самсонова также отметила, что проект закона «должен соотноситься с наработанной законодательной базой в отношении коренных малочисленных народов Севера». Другой научный сотрудник Академии Надежда Попова добавила замечания по поводу отсутствия упоминаний об особо охраняемых природных территориях, рекультивации нарушенных земель, развитии сельского хозяйства в Арктической зоне. «Важно подчеркнуть тему сбережения населения в Арктике. Наряду с национальной безопасностью, в Арктике необходимо говорить об экономической и продовольственной безопасности», — озвучила она.

Заведующий кафедрой «Арктическое право и право стран АТР» юридического факультета СВФУ им.М.К. Аммосова Анатолий Слепцов поддержал коллег и сказал, что все самое нужное выкинули, оставив одни определения. «Развитие Арктики без традиционных отраслей Севера невозможно. Законопроект напоминает закон о ТОРах, где также не были учтены интересы людей. Если в ТОРах речь идет об освоении Дальнего Востока, то Арктика — это международная территория и здесь нам необходимо высказать свое мнение, включиться в процесс разработки законопроекта», – сказал он.

Участники заседания отметили, что экономические инструменты развития нужны, но в законе, прежде всего, необходимо позаботиться о людях, которые будут пользоваться этими инструментами. По мнению экспертов профильного комитета Ил Тумэна, главы о социальном развитии совершенно не проработаны. Какое бы название законопроект ни получил, необходимо отстаивать свою точку зрения, заключили эксперты. Решено создать рабочую группу, которая подготовит замечания и предложения к проекту закона. Первый вице-спикер парламента Анатолий Добрянцев предложил озвучить их на предстоящем заседании экспертного совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации под руководством Вячеслава Штырова 25 мая.

Справка

Концепция законопроекта о развитии Арктической зоны РФ была обсуждена в июне 2015 года в Якутске на совместном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с главами регионов и председателями законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в Арктическую зону России, а также с членами Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». В ходе мероприятия с участием спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было принято решение о необходимости принятия комплексного федерального закона об Арктической зоне РФ, учитывающего всю специфику арктической зоны и предусматривающего механизмы для обеспечения её комплексного развития, чтобы обеспечить геополитические интересы России в Арктике. Более детально концепция законопроекта «Об Арктической зоне Российской Федерации» разрабатывалась в Совете Федерации экспертным советом по Арктике и Антарктике Совета Федерации под руководством сенатора от Якутии Вячеслава Штырова. Парламентом Якутии были направлены соответствующие поправки и предложения в проект закона, которые не были учтены.

Разработчики законопроекта из Минэкономразвития России предлагают развивать Арктику через систему «опорных зон развития» – совершенно нового инструментария.

Всего планируется создать восемь опорных зон: в Якутии, на Чукотке, на Таймыре Красноярского края, на Ямале, в Ненецком автономном округе, Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Опорная зона развития на территории Якутии будет называться Северо-Восточная якутская зона и включать в себя Тикси и Зелёный мыс.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА