179

17 марта 2017 13:38

Судьба языка — судьба народа

  Под таким названием в Ил Тумэне прошел круглый стол, посвященный предстоящему проведению I республиканского съезда педагогов якутского языка, общественности, который пройдет в Якутске 4-5 апреля. Делегаты съезда намерены заложить основы развития родного языка на дальнюю перспективу. 

Участники круглого стола, организованного профильным комитетом по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций под председательством Антонины Григорьевой обозначили актуальные проблемы. Это сложности с открытием дополнительных классов, групп в школах, детсадах, сложные для восприятия учениками начальных классов учебников по якутскому языку, ограниченное количество часов по якутской литературе, культуре, несвоевременное обновление или вовсе отсутствие учебников на якутском языке, по истории, географии Якутии, методических, дидактических материалов, недостаточном финансировании образовательных учреждений при организации национальной среды.

Ветеран педагогического труда, учитель НПСОШ № 2 г.Якутска  Елизавета Малышева отметила, что со времен 60-70-х годов есть заметные продвижения по развитию родного языка. Если тогда в Якутске было всего семь учителей, то сейчас их около 100. «Приходят молодые учителя и это очень хорошо. Руководству республики нужно поддержать начинания молодых педагогов», — сказала она.

Положительным опытом создания якутской среды в некогда русской школе поделился директор школы №12 с.Пригородное г.Якутска Михаил Уйгуров. «Впервые в нашей школе якутские классы открылись недавно, в 2014 году. Особое внимание уделяем развитию личности через среду. Для этого наша школа организовывает различные мероприятия по традиционным занятиям народа саха, такие как заготовка льда, подледные рыбалки куйуур, мунха, ысыахи, национальные виды спорта, походы на природу», — сказал он. Михаил Васильевич сказал, что есть трудности в выборе родителями якутских классов, так как по району садик русскоязычный. «Детсад-школа должны быть единой языковой принадлежности, чтобы у родителя, а главное, для ребенка не было сложностей при освоении школьной программы».

Эту проблему затронул и заместитель директора по воспитательной работе школы «Айыы кыһата», член Союза писателей РФ Рустам Каженкин. «Преподавание родного языка и литературы должно быть защищено Законом Республики, нормативными актами министерства образования и науки. Изменений требует закон об образовании, о языке, должно быть введено понятие национальная школа, предметы по изучению русского языка и родной речи должны иметь одинаковый объем обучения. В законе об образовании нет полномочий парламента Якутии. Должно быть четкое разделение исполнительной и законодательной властей. Не должно быть обязательного территориального прикрепления, от этого страдают и дети, и учителя. В школе должна быть создана особая среда. Учебники родного языка и литературы должны издаваться постоянно. Региональные, национальные и этнокультурные особенности должны изучаться и в составе остальных предметов», — обозначил Рустам Каженкин.

Директор 2-й школы г.Якутска Алексей Семенов предложил развить мультимедиа, снимать школам свои мультфильмы, короткометражные кино, передачи, которые каждая школа могла бы транслировать на местном телеканале, занять нишу в ютуб канале. «Сейчас растет поколение интернет детей. Все мультфильмы, видео идут на русском языке. Наши дети растут, осваивая русский и английский языки. Они быстрее учатся говорить на этих языках, нежели на своем родном языке. Поэтому нужно занимать эту нишу», — сказал он.

Учитель якутского языка и литературы школы «Айыы кыһата» Александра Попова предложила в рамках съезда создать общественную организацию учителей якутского языка республики для решения специфичных проблем, повышения статуса учителя якутского языка и литературы.

Участники «круглого стола» понимают, что ответ на вопрос «Будут ли наши правнуки говорить на родном языке, читать и понимать литературу, знать свою культуру лет через 50-100?» зависит от принятых мер.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Справка:

Первый съезд, направленный на повышение статуса родного якутского языка, его дальнейшее сохранение и развитие намерен обсудить существующие на сегодня актуальные вопросы в образовании, книгоиздательстве, пробелы в законодательстве, развитие якутоязычной мультимедийной виртуальной ниши.