464

25 декабря 2015 в 17:07

На заседании Правления Совета муниципальных образований: под реализацию закона о «дальневосточном гектаре» может попасть 21% земель Якутии

24 декабря 2015 года в Ил Тумэне состоялось заседание Правления Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - ассоциации межмуниципального сотрудничества, в работе которого приняли участие председатели постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн)

– по вопросам местного самоуправления Василий Местников и по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Также в мероприятии участвовали главы и председатели районных Советов муниципальных районов и городских округов республики, главы городских и сельских поселений, руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств.

Открывая мероприятие, и.о. председателя Совета муниципальных образований Якутии — ассоциации межмуниципального сотрудничества Анатолий Кистенёв отметил, что на заседании Правления будут обсуждены актуальные вопросы. Мероприятие началось с обсуждения вопроса о мерах по защите прав местного населения республики в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С основным докладом по данному вопросу выступил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев.

Народный депутат республики рассказал, что на двадцатом пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) принято два постановления парламента Якутии: 17 декабря утверждён отзыв по концепции законопроекта, 18 декабря – утвердили десять поправок к законопроекту, который в тот же день, 18 декабря, был принят Государственной Думой в первом чтении. Федеральные законодатели дали 30-дневный срок для внесения поправок и предложений. «Хотя, в целом, проект закона поддержан, парламентарии Якутии указали на ряд недостатков законопроекта, так как народные депутаты посчитали, что в обсуждаемом законопроекте не в полной мере учтены интересы населения, проживающего на территории Дальневосточного федерального округа. В Отзыве мы указываем на концептуальные замечания, а в поправках предлагаем пути решения и устранения данных замечаний», — сказал он.

Владимир Прокопьев напомнил об основных поправках и предложения парламента Якутии. Прежде всего, отметил, что законопроект, изначально подававшийся как эффективный механизм для привлечения населения на дальневосточные территории, не содержит нормы, регламентирующие переезд граждан на территорию макрорегиона, таким образом, законопроект не достигает своей цели. Для достижения цели якутский парламент предлагаем внести «ценз осёдлости», согласно которому земельный участок через пять лет предлагают оформлять в собственность безвозмездно только тем гражданам, которые переехали на постоянное место жительство на дальневосточные территории. «Также мы обращаем внимание, что в проекте закона не учитываются интересы населения, уже проживающего на территории округа. Считаем, что в первую очередь бесплатные земельные участки должны предоставляться коренному населению, в связи с чем предлагаем поэтапное вступление в силу законопроекта. Это один из самых ключевых моментов. На первом этапе нужно апробировать его в отдельных муниципальных образованиях регионов округа, на втором этапе — распространить действие в целом на жителей округа, и только на третьем этапе – распространить на жителей всех других субъектов Российской Федерации. Также предлагается, чтобы земельный участок предоставлялся на конкретные цели: для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, осуществления крестьянского хозяйства и фермерской деятельности, сельскохозяйственного производства и иных целей, определённых законом субъекта РФ.

«Считаем, что законопроектом не учитываются природно-климатические особенности субъектов Российской Федерации, в том числе особенности эксплуатации земель в зоне расположения многолетней мерзлоты. Обращаем внимание на наличие в Якутии земель с особым статусом – особо охраняемых территорий, земель коренных малочисленных народов Севера. Законопроектом не учитывается возможность залегания в недрах испрашиваемых земельных участков полезных ископаемых, поэтому предлагаем отказывать гражданам в предоставлении земельных участков, расположенных в границах учтённых запасов полезных ископаемых, а также тем, кто испрашивают участки для добычи полезных ископаемых. Предлагаем не распределять земельные участки при наличии отрицательных решений сходов или референдумов при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Кроме того, предлагаем отказывать, если участок испрашивается в целях заготовки древесины для исключения сплошной рубки лесов», — сказал докладчик.

Владимир Прокопьев подчеркнул, что в данных поправках Ил Тумэна отражены предложения не только органов государственной власти, но и общественности. По отзыву, направленному 17 декабря в Государственную Думу, в том числе в адрес депутатов Госдумы от Якутии, депутат Федот Тумусов озвучил часть предложений Якутии на пленарном заседании Государственной Думы. «Считаю, что Якутия представила конкретные, чёткие и концептуально важные предложения, учитывающие интересы жителей не только нашей республики, но и всего федерального округа», — подчеркнул он и добавил, что работа над проектом закона будет продолжена. Для этого внутри Ил Тумэна создана своя рабочая группа, в которую кроме докладчика вошли народные депутаты Василий Власов, Виктор Губарев, Гаврил Парахин и Иван Шамаев. Руководителем группы будет Владимир Прокопьев. Парламентарии намерены отстаивать интересы Якутии, в том числе в стенах Государственной Думы. Владимир Прокопьев выразил надежду, что предложения парламентариев республики найдут поддержку у федеральных коллег, с учётом того, что часть предложений, направленных республикой в ходе разработки проекта закона о «дальневосточном гектаре», уже учтена. К примеру, согласно законопроекту, иностранцам и зарубежным компаниям, а также лицам без гражданства земля предоставляться не будет. Аналогичное предложение ранее Якутия уже направляла разработчикам законопроекта.

Выступая с содокладом, заместитель министра имущественных и земельных отношений республики Виктор Афанасьев добавил, что в Отзыве и поправках содержится ещё одна важная поправка – об однократности выделения земельного участка. Он отметил, что в данное время в Росреестр направляются сведения о границах муниципальных образований (поселений), о границах населённых пунктов, о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, данные об особо охраняемых природных территориях местного и регионального значения, о защитных лесах в пределах лесного фонда, о водных объектах, о местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, о землях, загрязнённых опасными отходами, о землях, занятых воинскими и гражданскими захоронениями и т.д. По его словам, направлены данные о 610 распределённых участках недр, на которых уже ведутся работы по разработке. «В основном, это те карьеры, которые предоставлены по лицензии Госкомгеологии республики и договоры заключены, в основном, с муниципалитетами, это песок, щебень, гравий», — пояснил он и добавил, что все сведения в Росреестр необходимо предоставить до 1 февраля 2016 года. Все направленные от регионов данные будут внесены в Базу данных электронного сервиса по предоставлению гражданам земельных участков на территории Дальневосточного федерального округа и при раздаче земельных участков, на них невозможно будет претендовать.

Виктор Афанасьев сообщил, что в Якутии под реализацию закона о «дальневосточном гектаре» может попасть 21% земель Якутии – это 65 млн. гектаров, в связи с чем Владимир Прокопьев и Виктор Афанасьев призвали глав районов и наслегов активизировать работу по оформлению земельных участков. Так, по данным заместителя министра имущественных и земельных отношений, в 12 территориях традиционного природопользования проведены работы по постановке на государственный кадастровый учёт, по пяти работы проводятся. По 125 особо охраняемым природным территориям республиканского значения (64 млн. гектаров земель ООПТ) осталось поставить на учёт 19 ООПТ. Из 93 муниципальных ООПТ (около 24 млн. гектаров) необходимо оформить 66 территорий. Однако постановки участка на государственный кадастровый учёт недостаточно, нужно оформлять его далее и получить документы о правообладании, иначе через пять лет участки просто снимутся с учёта. Кроме того, Владимир Прокопьев предложил главам оформлять договоры аренды на срок более одного года. Не секрет, что те же сенокосные участки даются в аренду на 3-4 летних месяца, при этом участок остаётся незакреплённым.

Участники заседания задали ряд вопросов докладчикам. Так, главы районов и наслегов интересовались, как за оставшееся время успеть оформить земельные участки. Между тем, Виктор Афанасьев сообщил, что работа по рациональному использованию территорий поселений была начата ещё в 2007 году. «Тогда мы делали кадастровые работы по земельным участкам, предоставленным крестьянским фермерским хозяйствам, сельхозорганизациям. На сегодняшний день Хангаласский улус зарегистрировал права на территории района 27% земельных участков, Кобяйский район оформил всего 4%, Усть-Алданский район – 51%, Амгинский район – 54%, Верхоянский район – 12%, Мегино-Кангаласский улус – 65%», — сообщил он. Абсолютными лидерами по оформлению участков являются Вилюйский и Верхневилюйский улусы, которые оформили 100% земель крестьянских хозяйств и сельхозназначения. Также среди лидеров – Сунтарский и Олёкминский улусы (99% земель), Горный улус – 90%, Томпонский и Верхнеколымский улусы – по 86%. Предложено активизировать работу по данному направлению.

Также участники мероприятия наводили справки об уполномоченном органе, который будет «раздавать» земельные участки для реализации данного законопроекта. В проекте закона он обозначен как орган, «уполномоченный на предоставление земельных участков орган исполнительной власти или орган местного самоуправления». По словам Виктора Афанасьева, на совещании, состоявшемся 2 декабря текущего года в Хабаровске, представители Минвостокразвития России пояснили, что «на неразграниченные земельные участки уполномоченным органом будет определён орган местного самоуправления на уровне района, по разграниченным земельным участкам, в зависимости от категории земель, – органы исполнительной власти регионов или сама Российская Федерация».

Отвечая на вопрос председателя Якутской городской Думы Александра Саввинова, председатель профильного Комитета Ил Тумэна Владимир Прокопьев заметил, что по официальным данным, в Якутске проживает 297 тыс. человек. Между тем, согласно проекту федерального закона, при численности населения более 300 тыс. человек – участки будут предоставляться на расстоянии более 20 км. от границ населённого пункта, а при условии, если численность населения составляет от 50 тысяч до 300 тыс. человек – то на расстоянии более 10 км. от границ населённого пункта.

В обсуждении проекта закона приняли участие глава Мирнинского района Ришат Юзмухаметов, глава Оленёкского эвенкийского национального района Александр Иванов, глава Момского района Пётр Черёмкин, глава Намского улуса Александр Атласов, глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов, председатели районных Советов депутатов: Амгинского улуса Алексей Карманов, Верхневилюйского улуса Семён Михалев, Нюрбинского района Сергей Евсеев и Якутской городской Думы Александр Саввинов. По итогам обсуждения принято решение органам местного самоуправления провести учёт лиц – пользователей земельных участков – не оформивших свои права на земельные участки, пригласить представителей Росреестра и кадастровых инженеров для оформления прав на земельные участке и постановки на кадастровый учёт, совместно с Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Якутии провести информационно-разъяснительную работу, принять меры по снятию административных барьеров при оформлении гражданами прав на земельные участки. Также рекомендовано обеспечить завершение оформления прав пользователей земельных участков особо охраняемых природных территорий местного значения и образование территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ