386

11 ноября 2015 09:45

В Ил Тумэне состоялись публичные слушания по обсуждению государственного бюджета Якутии на 2016 год

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев 10 ноября 2015 года провёл в парламенте республики публичные слушания на тему «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год».

В публичных слушаниях, проводимых традиционно в целях информирования жителей республики об основных параметрах главного финансового документа республики, приняли участие председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, первый вице-спикер парламента Якутии Анатолий Добрянцев, народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Якутии, руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, аудиторы Счётной палаты республики, главы муниципальных образований, председатели районных Советов депутатов, общественность республики, представители средств массовой информации.

13_20151111034344_72216

Открывая публичные слушания, председатель парламента Якутии Александр Жирков отметил, что публичные слушания будут проводиться в режиме онлайн-видеоконференции с прямым включением трёх муниципальных районов – Нерюнгринского, Ленского и Среднеколымского районов. Спикер Ил Тумэна сообщил, что проект закона республики «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» поступил на рассмотрение якутского парламента 30 октября 2015 года. «Практически вторую неделю парламент республики, постоянные комитеты Ил Тумэна работают в полном режиме по рассмотрению законопроекта. Документ роздан всем муниципальным образованиям», — сказал он и выразил уверенность, что участники мероприятия подошли на публичные слушания подготовленными, так как для всех желающих проект закона о госбюджете Якутии на 2016 год размещён в сети Интернет, в том числе на официальном сайте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии.

О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016-2018 годы

С докладом «О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016-2018 годы» выступил министр экономики республики Валерий Максимов. Министр отметил, что прогноз учитывает существенные риски внешних шоков для макроэкономической стабильности как страны в целом, так и для Якутии. Показатели прогноза разработаны по двум вариантам (базовому и оптимистичному). «Варианты различаются степенью активности государственной политики, направленной на снижение негативных последствий сложной геополитической обстановки, и моделями поведения крупных компаний», — отметил он. По словам докладчика, в основу проекта госбюджета Якутии заложен базовый сценарий со среднегодовой ценой на нефть на уровне 50 долларов США за баррель. По базовому сценарию предполагается продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Оптимистичный сценарий базируется на предположении позитивной конъюнктуры рынка энергоносителей и отмене санкций после 2016 года, по нему предполагается среднегодовой рост цен на нефть Urals – c 60 долларов США за баррель в 2015 году до 70 долларов США к 2018 году.

13_20151111034421_14714

Далее Валерий Максимов охарактеризовал основные показатели прогноза и отметил положительную динамику основных макроэкономических показателей республики. Так, по его данным, в 2016 году прирост валового регионального продукта (ВРП) составит 2,8% к 2015 году. Такой рост будет обеспечен динамикой промышленного производства и инвестициям в основной капитал. «Индекс промышленного производства на 2016 год ожидается на уровне 101,2% за счёт роста добычи каменного угля, нефти, алмазов и достигнет к 2018 году 104,9%, а при оптимистичном варианте — 114,7% к 2015 году. В 2016 году ожидается рост объёма инвестиций до 459,7 млрд. рублей с дальнейшим сохранением уровня до 2018 года, что обусловлено реализацией проектов Восточной газовой программы, строительства газопровода «Якутия – Хабаровск – Владивосток» и обустройства Чаяндинского месторождения природного газа», — сообщил он. По налоговой политике докладчик сообщил, что планируется обеспечить меры по совершенствованию патентной системы налогообложения и снижению ставки по упрощённой системе налогообложения, расширение видов деятельности, подпадающих под действие двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Также планируется установление льгот по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

«Размер минимальной заработной платы в республике будет обеспечен в размере прожиточного минимума трудоспособного населения ежегодно с 1 июля», — сказал Валерий Максимов, при этом напомнил, что с 2015 года Правительством РФ введён новый показатель – среднемесячный доход от трудовой деятельности, который охватывает все сегменты рынка труда, включая неформальный сектор экономики, и все категории наёмных работников. «Этот показатель станет ориентиром при повышении заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы и планировании расходов на них. На 2015 год среднемесячный доход от трудовой деятельности по Якутии составит 49 979 рублей, прогноз на 2016 год – 54 778 рублей, на 2017 год – 61 319 рублей, на 2018 год – 66 915 рублей. По мере стабилизации экономической ситуации, индексация заработной платы повлияет на прирост реальных располагаемых доходов», — сообщил докладчик. Также Валерий Максимов заявил о снижении уровня безработицы с 7,5% экономически активного населения в 2015 году до 7,3% в 2018 году. При этом численность занятого населения увеличится и составит в 2018 году 484,9 тыс. человек.

Кроме того, по словам министра, продолжится работа по снижению территориальных диспропорций в социально–экономическом развитии между промышленными и сельскохозяйственными улусами. «В прогнозируемый период ключевое внимание будет уделено решению задач, связанных с обеспечением устойчивого экономического роста к 2018 году на уровне не менее 10,4% к 2014 году, роста производительности труда не менее 18,5%, роста реальных денежных доходов населения на 6,7% к 2014 году, реальной заработной платы – в 1,4 раза, снижения уровня общей безработицы до 7,3%, прироста высокопроизводительных рабочих мест – не менее 2,6% в среднем за год», — резюмировал Валерий Максимов.

О параметрах проекта государственного бюджета Якутии на 2016 год

С докладом о проекте республиканского закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» выступил министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Общий объем доходов государственного бюджета Якутии в 2016 году составит 162 млрд. 300 млн. рублей или с увеличением к ранее утверждённому закону на 23 млрд. 432 млн. рублей. Из них налоговые доходы в 2016 году составят 102 млрд. 425 млн. рублей, неналоговые доходы – 10 млрд. 478 млн. рублей, безвозмездные поступления – 49 млрд. 399 млн. рублей. Министр сообщил, что в структуре налоговых доходов из года в год основные удельные веса продолжают занимать такие налоги, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добычу полезных ископаемых. По данным докладчика, прогноз поступления налогов на прибыль от обособленных подразделений (от участников консолидированных групп налогоплательщиков), действующих на территории республики, прогнозируется в сумме 12 млрд. 782 млн. рублей. Поступление налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего зачислению в государственный бюджет республики на 2016 год, прогнозируется в сумме 22 млрд. 881 млн. рублей. Налог на доходы физических лиц на 2016 год прогнозируется в сумме 20 млрд. 601 млн. рублей. Расчётная сумма налога определена исходя из прогнозируемых темпов роста фонда оплаты труда работников и оценки поступления налога в 2015 году. Поступление налога на имущество организаций планируется в сумме 12 млрд. 442 млн. рублей.

Прогноз неналоговых доходов на 2016 год, по словам Валерия Жондорова, составит 10 млрд. 477 млн. рублей, безвозмездные поступления в 2016 году планируются в сумме 49 млрд. 398 млн. рублей, в том числе: 43 млрд. 189 млн. рублей дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 590 млн. рублей – дотаций на сбалансированность в целях сохранения уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, 481 млн. рублей – субсидий, 2 млрд. 766 млн. рублей – субвенций и 205 млн. рублей – иных межбюджетных трансфертов. «Данные объёмы взяты из проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и в течение финансового года будут подлежать корректировке в зависимости от перераспределения дополнительных объёмов субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации», — подчеркнул Валерий Жондоров и пояснил, что в текущем году Якутии к первоначально утверждённым параметрам поступило дополнительно 3 млрд.759 млн. рублей субсидий.

Общий объем расходов государственного бюджета на 2016 год определён на уровне 171 млрд. 175 млн. рублей, в том числе объём программных расходов составит 164 млрд. 963 млн. рублей и непрограммных расходов – 6 млрд. 212 млн. рублей. Валерий Жондоров отметил, что при формировании расходной части бюджета учтено, что в 2016 году уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы будет обеспечен в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году, с учётом достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных региональными «дорожными картами». При этом при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы будет использоваться показатель среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Кроме того, целью является доведение минимального размера оплаты труда до прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2016 году. Также учтена индексация с 1 сентября 2015 года фонда оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы на 5,5%.

Кроме того, учтена индексация публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате пособий, социальных выплат и стипендий, на прогнозный индекс потребительских цен за декабрь 2016 года к декабрю 2015 года в размере 5,8% и социальных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг на 11%. «К примеру, в 2016 году размер республиканского материнского капитала «Семья» в 2016 году составит 133 тыс. 190 рублей», — пояснил он. Также учтена индексация расходов на оплату коммунальных услуг государственных учреждений в 2016 году на 10% с учётом реализации мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению.

В целях полной реализации полномочий органов местного самоуправления, объём дотации увеличен дополнительно на сумму 2 млрд. 564 млн. рублей за счёт переноса средств субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования в части расходов на оплату труда обслуживающего и прочего персонала муниципальных общеобразовательных организаций. «Таким образом, фонд финансовой поддержки муниципальных образований составит в 2016 году 25 млрд. 173 млн. рублей», — сказал он.

«В целом, бюджет республики сохранит свою социальную направленность», — подчеркнул Валерий Жондоров. Дефицит государственного бюджета Якутии прогнозируется в сумме 8 млрд. 874 млн. рублей.

На прямую связь вышли представители трёх районов республики

В работе публичных слушаний в режиме онлайн приняли участие представители трёх – Нерюнгринского, Среднеколымского и Ленского – районов. Так, представители Нерюнгринского района предложили предусмотреть в бюджете республики средства на софинансирование строительства в Чульмане спортивно-досугового центра со спортивным и концертным залами с учётом 90-летия со дня образования посёлка, а также средства на софинансирование строительства спортивного зала в селе Иенгра. Первый вице-премьер Правительства Якутии Павел Маринычев предложил рассмотреть вопрос строительства многофункционального спортивно-досугового центра в Чульмане после 2018 года. По Иенгре сообщил, что в рамках Инвестиционной программы республики на 2012-2016 годы в эвенкийском национальном посёлке будет строиться культурно-спортивный комплекс на общую сумму 19,5 млн. рублей. Срок ввода объекта планируется в 2016 году.

Представители Среднеколымского улуса отметили, что в связи с внесёнными изменениями в налоговом законодательстве в 2016 году доходы по упрощённой системе налогообложения (УСН) уменьшены до 2%. «Соответственно, доходы Среднеколымского улуса уменьшились на 5 млн. 923 тыс. рублей», — сообщили они и предложили предусмотреть дотации на сбалансированность бюджетов муниципальных районов и профинансировать выпадающие доходы. Напомним, изменения в закон «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» были приняты на прошедшем пленарном заседании Ил Тумэна в октябре текущего года. Законом определены четыре категории налогоплательщиков, три из которых определены по территориальному принципу. Среднеколымский улус относится к третьей группе улусов со ставкой 2%. «Минфином республики произведён перерасчёт согласованных ранее с муниципальными образованиями прогнозных назначений по УСН «доходы» на 2016-2018 годы, а также расчёт прочих видов налогов. Данные изменения учтены при расчёте налогового потенциала, используемого в целях определения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов на 2016 год. При этом мы прогнозируем, что снижение составит 1 млн. 657 тыс. рублей»,- ответил на вопрос министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Кроме того, участники из Среднеколымского улуса задали вопросы о строительстве зданий школ в сёлах Аргахтах и Сылгы-Ытар. Районом озвучена ещё одна проблема: в связи с передачей расходов на оплату труда вспомогательного и прочего персонала общеобразовательных организаций на выполнение отдельных государственных полномочий на реализацию государственного стандарта общего образования необходимо в 2016 году предусмотреть 82 млн. 257 тыс. рублей.

Аналогичный вопрос об оплате труда вспомогательного и прочего персонала и об отсутствии в бюджете муниципального района средств на эти цели также заявили участники из Ленского района. Также ленчане предложили перевести доходы от налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты муниципальных образований, на территории которых эти полезные ископаемые добываются.

Обсуждение параметров государственного бюджета республики на 2016 год

На публичных слушаниях дали возможность высказаться представителям муниципальных районов и общественных организаций. Вопросы задали председатель районного Совета депутатов Хангаласского улуса Борис Протодьяконов, председатель Совета депутатов Мегино-Кангаласского улуса Андрей Находкин, председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Августа Марфусалова и другие.

Член Совета при Главе Республики Саха (Якутия) по делам коренных малочисленных народов Севера Мария Погодаева предложила увеличить финансирование мероприятий в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Депутат Якутской городской Думы Павел Петров уточнился об увеличении единого нормативного отчисления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 10%. Председатель Федерации профсоюзов республики Николай Дегтярёв задал уточняющие вопросы о повышении заработной платы по отдельным категориям работников, об оплате труда государственных гражданских служащих и органов местного самоуправления, о сроке доведения минимального размера оплаты труда до прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Депутат Якуткой городской Думы, председатель Молодёжного парламента при Госсобрании (Ил Тумэн) Руслан Михайлов поинтересовался софинансированием из государственного бюджета Якутии мероприятий по обеспечению молодых семой жильём, а также спросил о финансировании деятельности Молодёжного парламента. Заведующий кафедрой биолого-географического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Михаил Черосов поинтересовался, будет ли развиваться туристическая инфраструктура на территории природного парка «Ленские столбы». Также ряд вопросов задали народные депутаты республики Александр Уаров, Иван Шамаев, Евгения Михайлова.

На все вопросы получены подробные ответы. Кроме Павла Маринычева, Валерия Жондорова и Валерия Максимова на вопросы отвечали первый заместитель председателя Правительства Якутии Пётр Алексеев, вице-премьер Правительства республики Алексей Дьячковский, министр образования Якутии Феодосия Габышева, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Алексей Колодезников, первый заместитель министра здравоохранения Якутии Олег Припузов и другие.

Началась активная фаза работы над проектом закона о государственном бюджете Якутии на 2016 год

Подводя итоги мероприятия, председатель бюджетного комитета парламента Якутии Юрий Николаев отметил, что в целях обеспечения качественной подготовки к рассмотрению Государственным Собранием (Ил Тумэн) проекта закона, а также для конструктивной работы с исполнительным органом власти республики распоряжением спикера парламента Якутии Александра Жиркова создано пять согласительных комиссий по различным направлениям. В состав комиссий включены народные депутаты республики, члены Правительства Якутии, руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, аудиторы Счётной палаты Якутии. Комиссии приступят к работе после принятия проекта закона о бюджете Якутии на 2016 год в первом чтении. Таким образом, началась активная фаза работы над проектом закона о государственном бюджете Якутии.

Dog