685

16 октября 2015 в 14:23

Образование – это будущее республики

Съезды должны содействовать принятию упреждающих решений. Это отметил спикер Ил Тумэна Александр Жирков, выступая на пленарном заседании XIII съезда учителей и педобщественности Якутии 9 октября 2015 г. «Если съезд станет только констататором фактов, то не выполнит полностью свою функцию», - отметил спикер. Так, с оглядкой назад участники съезда ставили ориентиры на будущую пятилетку.

В предыдущем номере газеты мы писали, что в работе съезда приняли участие не только учителя средних общеобразовательных школ, но и педагоги дошкольного образования, допобразования, СВФУ им. М.К. Аммосова, средних специальных учебных заведений, представители министерств и ведомств, органов госвласти, народные депутаты Якутии, главы наслегов и улусов. Сегодня мы представляем вашему вниманию наиболее яркие, запомнившиеся выступления участников, которые легли в основу резолюции XIII съезда учителей «Образование и общество: интеграция во имя ребенка».

Музыка, иностранный язык и спорт — базисные основы воспитания

Такую мысль озвучил депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, первый президент Якутии Михаил Николаев. «Раннее воспитание и образование, начатое с трех лет и до окончания начальных классов, должно вестись параллельно с изучением музыки, дополнительного языка и спорта. Только в этом случае в старших классах мы получим умственно способных, подготовленных принимать математику, геометрию, физику и другие сложные предметы, учеников. Во-вторых, необходимо обеспечить лидерство в математическом образовании», — отметил он. М. Николаев предложил решить финансовую сторону достижения поставленных целей путем перехода от одиночных меценатов ко всеобщему меценатству жителей республики: «Потребность — это не прихоть.
13_20151019065726_97834
Дополнительное образование подразумевает приглашение специалистов высокого класса, проведение различных мероприятий, выпуск печатной продукции и т.д., которые требуют больших вложений. Поэтому важно, чтобы каждый житель республики в той или иной форме вкладывался в развитие образования».

Строить жизнь не там, где удобно, а где интересно трудиться
13_20151019065724_76663

Всеобщий интерес делегатов съезда вызвало выступление молодого педагога, учителя информатики Солянской средней школы Олекминского района Василия Лазарева: «Жизнь современного ученика такая же динамичная, как жизнь общества. Новые классы с высокотехнологичным оборудованием, интерактивной доской, микроскопами, новейшими датчиками, медийными пособиями, разработанными учителями, Интернетом – это сегодняшняя реальность. Школы будущего находятся в наших руках — в руках молодых педагогов. В малых селах альтернативой оптоволоконному Интернету может стать спутниковый Интернет. Нужны поправки в закон, адаптированные к нашей республике. Школа или ИП должны получить возможность оказывать услуги по поставке Интернета на корпоративной основе, чтобы обеспечить устойчивую недорогую связь школе и всему селу. Необходимо уравнять тарифы для юридических и физических лиц. Кто знает, возможно, в перспективе у нашей республики появится собственный спутниковый провайдер, который даст нам больше возможностей».

Вместе с тем молодой педагог добавил: «Мы сможем сделать большее для будущего поколения Якутии. Не бежать туда, где хорошо, а делать хорошо там, где мы есть здесь и сейчас. Во времена широких возможностей, огромного выбора мы выбрали именно педагогическую деятельность не от безысходности, а по желанию. И хотелось бы не только надеяться и ждать поддержки, но и реально получать ее в таких моментах, как жилье, методическое сопровождение, открытость и прозрачность всех путей самореализации. У нас много идей в разных областях сферы образования. Нам жить и работать в ближайшие 20-30 лет. Мы уверены, что жить молодым в сельской местности очень интересно. Я, например, после Сахапедакадемии пятый год работаю в малокомплектной школе с.Солянка, здесь создал семью. Работаю в школе не вопреки, а во имя».

Развивая силу и выносливость

Учитель физической культуры и ОБЖ, отличник образования РС(Я), «Учитель ученических признаний», «Учитель учителей», обладатель премии Главы РС(Я) «Лучшему учителю» Иван Голиков: «Вот уже более 20 лет я занимаюсь физическим воспитанием детей. Много лет занимаюсь организацией лыжных переходов по разным маршрутам. В этом году к 70-летию Победы в ВОВ, 85-летию образования Булунского района, Году литературы в России, 280-летию Второй Камчатской экспедиции под командованием Василия Прончищева и его жены, первой русской женщины-полярницы Марии (Татьяны) я организовал лыжный переход от Таймылыра до Усть-Оленька, это 95 км, в котором приняли участие старшеклассники таймылырской школы. Это не только испытание на силу и выносливость, а патриотическое воспитание, приобщение к истории, физическая закалка. По пути дети устанавливали Красное знамя Победы на участках, где в годы войны трудились наши деды и бабушки, а также переселенцы из Чурапчи, депортированные эстонцы, литовцы, финны и немцы. Посетили памятник Прончищевым. Далее поднялись на маяк Софрона, как его называют местные жители. Этот маяк поставил сам Анемподист Иванович Софронов-Алампа, на его столб установили памятный знак о лыжном переходе участников группы, знамя Победы и георгиевскую ленту. Первый в истории школы лыжный переход удался. Дети остались очень довольны. Их собранность и ответственность обрадовали меня. Как видите, мой труд оценил и глава республики, присудив грант. На средства гранта хотим приобрести новые тренажеры, чтобы и дальше продолжать заниматься любимым увлечением. В следующем году хотим пройти уже 150 км до Тикси. Это серьезный переход, рассчитанный на неделю, он потребует от нас хорошей подготовки».

Деньги – это выражение энергии человека

13_20151019065734_18503

«Без четкого понимания и природы денег нам не построить рыночную экономику и бизнес, — отметил в своем выступлении глава Верхневилюйского улуса Владимир Поскачин. — Деньги — это не только эквивалент товара и услуг, а в первую очередь это выражение энергии человека. Если человек с самого начала усвоит, что деньги — это оценка его труда, у него возникнет чувство реальной самооценки. В школах обязательно нужно развивать начальное дуальное образование и вести системную профориентационную работу».
«Во-вторых, школа как носитель современной городской культуры должна нести в народ не только материальную культуру в виде каменных и благоустроенных зданий, но и новую городскую якутоязычную духовную культуру. Здесь роль учителей, сельской интеллигенции будет громадной. Нужно решить проблему социализации сельских школьников.
Социализация – это, прежде всего, умение общаться с людьми, культура межнационального общения, знание основных правил межличностных отношений. Нужно расширять круг общения школьника. В своем улусе мы организовали шефство между школами райцентра и наслегов. Например, Верхневилюйская республиканская гимназия им. М.А. Алексеева шефствует над тосунской, сургулукской, далырской школами, а Верхневилюйская средняя школа №1 им. И. Барахова — над харбалахской, балаганнахской, эйикской школами. В этом году впервые в истории улуса учащиеся верхневилюйских школ отдохнули в городе-побратиме в Китае. Наша задача — дать нашим детям возможность увидеть мир. С 2009 года все школы улуса, где есть параллельные классы, перешли на гендерное раздельное параллельное обучение. Нельзя такой метод обучения понимать буквально. В этом деле главное — дух, суть гендерного воспитания и обучения. Целью всех этих направлений является использование не требующих больших материальных затрат, но действенных механизмов для воспитания современного, грамотного, ответственного человека», — сказал В. Поскачин. Вместе с этим он обратил внимание делегатов на низкую доплату учителям за классное руководство. «Классное руководство — очень ответственная должность, 500 рублей, выделяемые сегодня, это ничтожно мало», — заметил он.

Задача японцев — воспитать счастливого человека
13_20151019065728_11140

Гость съезда, исполнительный директор детского сада Фуиджи (Япония) Като Сикиичи рассказал, что дошкольное образование — это сила, которая может построить целое будущее, страну. «Главная задача дошкольного образования Японии — воспитать счастливого человека. Научить ребенка замечать, действовать, не просто дать знания, а дать возможность получить эти знания самостоятельно», — отметил он.

Слово – Ил Дархану

13_20151019070140_65373
«Все направления деятельности педагогов, так называемые маяки, установлены в новых законах и стандартах. В республике приняты более 20 законов, регулирующих образовательные системы. Мы видим республиканскую систему образования как неотъемлемую часть единого российского образовательного пространства, но со своими национальными и этнокультурными особенностями. Несомненно, большая ответственность лежит на нас самих. Например, никто кроме нас не разработает ресурсы для дистанционного образования на родных языках. Точно так же мы сами должны разработать собственную систему оценки качества образования. Поэтому Министерство образования совместно с СВФУ должны разработать все необходимые методические материалы, не в целях аттестации или критики воспитателей и учителей, а для того, чтобы педагоги сами могли обсудить проблемы ребенка и помочь ему», — подчеркнул Глава Якутии Егор Борисов.

Малая академия наук
13_20151019065732_35530
Замдиректора по научно-методической работе Физико-математического форума «Ленский край» Юрий Семенов: «Съезд четко определил стратегию развития образования до 2030 г. Ведущими учеными мира доказано, что наибольший эффект дают инвестиции в дошкольное образование. Ранняя диагностика и развитие одаренности детей, развитие системы дополнительного образования в области интеллектуального развития детей должно быть приоритетом всего общества. Отрадно, что новым законом республики «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» дошкольное образование включено в общую систему образования. Надеемся, что наряду с основной деятельностью мы будем содействовать развитию дополнительного образования в дошкольном звене».

Поделиться