198

10 июля 2015 в 17:55

«Мы завершаем седьмую сессию нашего созыва»

«Уважаемые коллеги! Непростая международная повестка подчеркивает важность эффективного решения наших внутринациональных проблем и задач в экономике, политике и в социальной сфере.

Снижение цен на нефть, общие кризисные явления в мировой экономике и так называемые санкции заставляют нас задуматься не только о выборе более надежных партнеров, но и о качестве нашей собственной бюджетной и налоговой политики.
И здесь одной из принципиальных задач считаю повышение роли законодательной власти. Это предопределено как самой Конституцией России, так и принципами народовластия. И парламент обязан делать все, чтобы за цифрами бюджета министерства и ведомства не забывали о жизни граждан, об экономической и социальной реальности.
К примеру, если в Послании главы государства прямо говорится о снижении неэффективных затрат ежегодно не менее чем на 5%, то это не должно приводить к бездумному сокращению всех позиций подряд, что называется, «под гребенку».
И еще. Чем сложнее ситуация и чем труднее бюджетные задачи, тем строже и эффективнее должен быть парламентский контроль. Все его инструменты, а в ходе нашего созыва мы создали их немало и еще сформируем, должны быть задействованы.

Одним из важнейших результатов сессии считаю реализацию Послания президента в части деофшоризации экономики и амнистии капиталов. Причем мы приняли соответствующие законопроекты синхронно, давая четкий сигнал бизнесу: российская экономика открыта для инвестиций, и Российское государство обеспечит все условия для предпринимательской деятельности. Добавлю, что, по мнению экспертов, наш закон «Об амнистии капиталов» заслуживает высокой оценки по уровню прозрачности и простоты применения. Показательно, что такая профильная по отношению к этой проблеме международная организация, как FATF, выразила полную поддержку предложенному нами механизму, хотя скептики полагали, что шансов получить одобрение этой организации просто нет.
Мы также поставили вопрос об уровне финансирования полномочий, переданных в регионы и муниципалитеты. И особое внимание уделили российским территориям стратегического значения. Это и Дальний Восток, и, конечно, Крым. Переходный период там завершился, но задач еще довольно много, и в эту сессию мы приняли законы о дополнительной защите там вкладчиков, о госрегулировании цен на морские перевозки, поддержали культуру и туризм в Крыму. Но еще не все вопросы закрыты, мы, конечно, будем продолжать работать в этом направлении.

Известно, что региональная и муниципальная политика наиболее тесно связана с задачами социальными. И в эту сессию мы продлили сроки приватизации российскими гражданами жилых помещений, упрощенной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, обновили правила использования средств материнского капитала, усилили контроль над ценами на жизненно важные лекарства, поддержали пригородное железнодорожное сообщение и многое другое.

Все социально значимые законопроекты упомянуть, конечно, не могу. Но еще раз напомню: выполнение взятых обязательств важнее, чем любые новые обещания их увеличить. И просил бы в столь непростые времена не идти по пути популизма. И не нужно превращать все предвыборные лозунги в законопроекты.

Уважаемые коллеги!

В этом созыве мы вновь и не раз обращали внимание на фундаментальные каноны законотворчества и правотворчества. Причина проста: знание правил законодательной работы, системное отношение к праву прямо определяют его эффективность.
Приведу лишь один пример. В эту сессию наше законодательство дополнилось новым Кодексом – об административном судопроизводстве. Такой кодекс в истории страны принимается впервые, и уже осенью его нормы начнут вступать в силу. Наша задача — внимательно следить за практикой применения. И при необходимости корректировать в строгом соответствии с Основным законом страны.

О соответствии духу и букве Конституции надо помнить всегда. А принимая новые акты или поправляя прежние, действовать тщательно и профессионально. Напоминать об этом и другим субъектам права законодательной инициативы. Ведь значительная часть законодательных инициатив приходит к нам от исполнительной власти, региональных парламентов. Между тем региональные инициативы в большинстве своем все еще недостаточно проработаны. И в этой связи мы предприняли определенные шаги, чтобы на площадке Совета законодателей повысить качество этой работы. Вы об этих шагах знаете.
Мы с вами уже три года посвящаем часть нашего времени законопроектам, доставшимся в наследство от прошлых созывов. В эту сессию рассмотрели более 170 таких проектов. Результат очевиден: если в начале нашего созыва их было свыше 1200, то сейчас таковых осталось около 300. И я благодарю комитеты за вклад в эту работу.

При этом в ходе нынешней сессии Госдумой принято около 280 законов. Беспредметно говорить, много это или мало. При этом очевидно одно — наши следующие сессии должны стать сессиями систематизации и кодификации правовой базы. И законопроект о том, чтобы поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, подготовленные нашими коллегами во главе с Павлом Крашенинниковым, вносились только отдельными законами, безусловно, шаг в правильном направлении.

Обязан сказать и о самых ближайших задачах. Мы инициировали и приняли решение о сроках выборов следующего созыва. Это тоже заставляет работать с максимальной отдачей и выполнить все ранее заявленные задачи. В частности, не сняты с повестки вопрос о законе «О Федеральном Собрании», а также дальнейшая оптимизация Регламента нашей работы. Он все еще перегружен положениями, которые достойны их законодательного закрепления.

Надо прислушаться и к настойчивым рекомендациям экспертов о законодательном установлении иерархии нормативно-правовых актов. Просил бы комитеты по конституционному законодательству и по Регламенту проработать эти вопросы уже к началу осени.

Необходимо продолжить и анализ реализации ратифицированных нами же международных соглашений России с другими странами, уделив этому особое внимание в очередном отчете о состоянии российского законодательства. Поручение на этот счет я подпишу уже совсем скоро.

И последнее. В Год литературы вступили в силу антипиратские нормы, защищающие интеллектуальные права литераторов и книгоиздателей. А недавно началась работа над концепциями преподавания литературы и русского языка в школах. Прошу всех коллег, кто в нее включен, вести постоянный и прямой диалог с профессиональным сообществом, понимая, что речь идет и о качестве образования будущих поколений, и о влиянии России в современном мире.

Уважаемые коллеги!

Нашему созыву выпало доказать, что потенциал парламентаризма в России достаточно высок, но еще не используется в полной мере. Ценности парламентской демократии набирают вес, и уровень доверия общества к Государственной Думе растет. Об этом говорят цифры опроса общественного мнения. По данным ВЦИОМ, одобрение Госдумы устойчиво держится на уровне около 50%. Например, в июне этого года эта цифра составляет 49,5%. Это значит, при всей и объективной, и субъективной критике общий вектор наших действий правильный. Он в интересах наших избирателей, в интересах россиян.
Завершая, уважаемые коллеги, я хотел поблагодарить всех вас за дружную и напряженную работу за истекшие полгода. Большое спасибо».

Из выступления Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина
на заключительном пленарном заседании весенней сессии,
3 июля 2015 года