1428

10 апреля 2015 в 15:23

А. Жирков: «Якутия способна стать одним из главных узлов в транспортном коридоре между странами АТР и Европой»

8 апреля 2015 года Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков принял участие в работе VI Форума регионов России.

Спикер якутского парламента Александр Жирков принял участие в работе межотраслевой сессии «Восточный вектор России как источник роста экономики страны».
В своём стендовом докладе «Развитие транспортных коридоров и местных трудовых ресурсов – источники роста экономики» спикер якутского парламента Александр Жирков отметил, что Якутия занимает выгодное промежуточное положение между Тихоокеанским побережьем и Западной Сибирью, поэтому способна стать одним из главных узлов в транспортном коридоре между странами АТР и Европой. Ключевым элементом в развитии транспортной инфраструктуры он назвал рост пропускной способности основных транспортных магистралей – Транссиба и БАМа. Помимо них большие перспективы появляются у Северного морского пути. В этой связи он обратил внимание на необходимость увеличения пропускной способности транспортных артерий, в первую очередь, на дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали.
На уровне руководства страны принято решение о соединении Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и Северного морского пути. Образуется новая международная железнодорожная линия Китай – Благовещенск – Сковородино – Тында – Нерюнгри – Якутск. Появляется перспективная возможность направить грузопотоки от Якутска по реке Лене на север до Тикси и отсюда по Северному морскому пути в порты российского Севера и Западной Европы. Основным преимуществом данного варианта является значительное, почти в два раза, сокращение сроков транспортировки грузов. Плавание из Владивостока в Европу через Суэцкий канал занимает больше месяца, маршрут через Якутск – Тикси, как подсчитали учёные Сибирского отделения РАН, займёт всего 10 дней, так как отпадает необходимость делать гигантский крюк, огибая побережье Чукотки.
В стендовом докладе Александр Жирков остановился на вопросе строительства мостового перехода через Лену в районе города Якутска, который соединил бы три федеральные автодороги, речной, воздушный и железнодорожный транспорт. Кроме того, обратил внимание на тот факт, что Амуро-Якутская магистраль проложена в одну колею, при условии повышения объёмов перевозок необходимо будет построить двухпутные вставки, что позволит организовать безостановочное движение и обеспечить практически любую нагрузку.
По мнению Александра Жиркова, для создания этого транспортного коридора необходимо разработать и осуществить создание системы транспортных коридоров на территории Дальнего Востока с увязкой с международными транспортными коридорами и прогнозами товаро- и пассажиропотоков до 2030 года. Также необходимо создать транспортно-логистический комплекс БАМ – АЯМ – Северный морской путь, который должен быть частью интегрированной сети таких комплексов национального и территориального уровня. Этот комплекс станет важным узлом для грузопотоков из стран АТР в европейскую часть России и Европу. Кроме того, предложено разработать единую систему размещения логистических транспортных центров в транспортных коридорах. В частности, в Якутии необходимо развитие таких центров в городах Нерюнгри, Якутск, посёлках Тикси, Черский и ряде других, подключение к транспортной сети Западной Якутии с целью создания всесезонной единой опорной транспортной сети.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большинство компаний-инвесторов практикуют вахтовый метод работы. За последние три года число работников, привлекаемых на вахты, увеличилось в пять раз: если в 2010 году таким образом в регионе трудились три тысячи человек, то в 2014 – более 15 тысяч. Порядка 75 процентов вахтовиков заняты в сфере добычи полезных ископаемых. Спикер Ил Тумэна отметил, что упор на развитие подобной организации труда выгоден работодателям, поскольку заметно сокращает затраты на производство, но создаёт немало проблем для региона, в том числе с подготовкой кадров на местах. Компаниям проще пригласить на время квалифицированных специалистов, нежели вкладывать средства в подготовку технического персонала и создание для него социальной инфраструктуры.
По мнению Александра Жиркова, государственная политика должна быть направлена на создание условий не для временных работников, а для постоянного закрепления кадров на основе высокого качества жизни населения. «Село – источник рабочей силы. Во-первых, большая часть сельского населения в современном сельхозпроизводстве оказалась не востребована. Во-вторых, миллионы людей на селе остались без работы после закрытия предприятий, обслуживавших сельское хозяйство. Сельский рынок труда весьма неоднороден. В сёлах моноотраслевая (главным образом сельскохозяйственная) структура рабочих мест. Возможности внешнего трудоустройства во многом определяются уровнем развития транспортной сети, из-за слаборазвитой транспортной инфраструктуры сельский рынок труда лишён мобильности, поэтому необходимо развивать транспортную инфраструктуру», — говорится в докладе.
В последние годы на селе произошло массовое закрытие малокомплектных школ, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), других учреждений культуры и здравоохранения. В малых сёлах может быть развит малый бизнес, мелкотоварное производство и даже высокотехнологическое производство как часть крупного промышленного кластера, в котором мелкие формы хозяйствования (фирмы) занимаются производством необходимых комплектующих для более крупных производств. «Именно такой подход надо применить к развитию сельских поселений Дальнего Востока. Тогда село может стать частью инновационного несырьевого производства, своеобразной точкой роста. Комплексное развитие должно включать в себя разработку планов самодостаточного развития экономики поселений и территорий, сохранение и развитие культурных и социальных учреждений – возвращение на село школ, учреждений здравоохранения и культуры. В русле этого тренда лежит развитие всех форм кооперации и новой финансовой политики в отношении селян на основе доступных и дешёвых кредитов, которые должны быть гарантом устойчивости этой сложной системы и возможности её развития», — уверен Александр Жирков.
Александр Жирков указал на необходимость изменений, в том числе законодательных, которые устанавливают новые методы планирования развития территорий, городов, населённых пунктов, малых сёл с развитием транспортной инфраструктуры как основы для развития промышленных и агропоясов вдоль транспортных путей. Развитие Дальнего Востока опирается преимущественно на горнодобывающую промышленность, между тем стала очевидной необходимость ухода от сырьевой зависимости, переработки сырьевых ресурсов, желательно глубокой, что приведёт к росту добавленной стоимости, которая остаётся в стране и пополняет бюджеты. Нужно подумать о размещении таких обрабатывающих производств в малых городах и сёлах Дальнего Востока.