56

16 ноября 2018 в 13:57

Транспортная доступность

Как обеспечить ее в арктических и северных районах?
Под председательством Елены Голомаревой состоялось расширенное заседание постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных и малочисленных народов Севера и делам Арктики.

Расширенное заседание началось с рассмотрения вопроса обеспечения транспортной доступности труднодоступных населенных пунктов арктических и северных районов. С докладом выступил первый заместитель председателя Правительства РС(Я) Алексей Колодезников. Он отметил, что одной из основных проблем экономического развития арктических районов является недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, однако сегодня развитие арктических и приравненных к ним территорий считаются приоритетным направлением государственной политики.
По его словам, региональной спецификой является большой удельный вес автозимиков — 9 тыс. км из 12,5 тыс. км. дорог общей протяженностью, как сухопутных, так и ледовых, которые занимают более 70% от общей протяженности дорог регионального значения.
Алексей Колодезников акцентировал особое внимание на аномальных погодных условиях в районах. Он сказал, что территории Арктической зоны на протяжении последних лет испытывают прямые и косвенные воздействия, обусловленные изменением климата. Данные мониторинга показывают, что в последние годы климат меняется в сторону потепления. Его изменения характеризуются повышением температуры атмосферного воздуха в период холодных сезонов года, увеличением годового стока рек, повышением температуры воды в период половодья, интенсивным таянием многолетнемерзлого грунта, объяснил докладчик.Продолжая тему, он отметил, что изменение климата формирует серьезную проблему, вызванную сокращением периода ледостава на реках и озерах, медленным нарастанием толщины льда. Это приводит к переносу сроков открытия автозимников.
Ежегодно из Дорожного фонда республики на содержание федеральных автодорог северных и арктических районов выделяются средства в пределах 900 млн рублей. В силу того, что есть потребность в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами в Эвено-Бытантайском районе, начата работа по заморозке участка автозимника р. Яна. В зимний период 2017-2018 гг. в отдельные арктических районах выпало аномальное количество осадков, где среднегодовая норма была превышена в 5 раз.
Докладчик напомнил, что в целях государственной поддержки, развития дорожной отрасли и обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния дорог в северных и арктических улусах республики создано казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики». За предприятием закреплено 6 129 километра автомобильных дорог, закуплено 150 единиц дорожной техники.
По словам Алексея Колодезникова, в 2019-2020 гг. предприятие планирует полностью обеспечить спецтехникой, оборудованием, инструментами дорожные участки колымской группы улусов и начать формировать участки Усть-Янского, Эвено-Бытантайского улусов. Также будет продолжена работа по закупке специализированной техники.
Кроме того, докладчик подчеркнул, что особое значение имеет развитие региональной сети аэропортов. Авиационный транспорт является единственным круглогодичным средством передвижения. При этом в республике из 32 аэропортов только девять имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос, что не позволяет обеспечивать на должном уровне транспортную доступность населения. Важным шагом модернизации аэропортовой структуры стало включение в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» строительство и реконструкцию 15 аэропортов РС(Я) с общим объемом 26,7 млрд рублей. Далее докладчик озвучил предложения по развитию сети аэропортов в республике, сообщил о субсидировании внутрирайонных и межрайонных авиаперевозках, приобретении вездеходной техники.
После завершения выступления, говоря об актуальной проблеме, народные депутаты Елена Голомарева, Владимир Членов, Иван Андреев, Владимир Черноградский, Виктор Губарев заметили, что ввиду высокой себестоимости авиаперевозок на Крайнем Севере, что связано с дорогим авиатопливом, высокими аэропортовыми ставками, малой ёмкостью воздушных судов республика не имеет возможности в полной мере удовлетворить фактический спрос населения в авиаперевозках на местных маршрутах.
Народные депутаты задавали уточняющие вопросы докладчику по части пунктов обогрева на автозимниках, обслуживания дорог предприятием «Дороги Арктики», строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов, нехватки квалифицированных кадров в сфере грузоперевозок, вариантов эффективного решения проблемы резервного топлива в арктических и северных районах и т.д.
Иван Андреев обратил внимание на качество приобретенных вездеходов «Ветлуга-Арктика». «Покупаем на выделенные республиканские средства некачественную технику, не изучив и не проверив, отправляем в арктические и северные районы, а там транспорт быстро ломается и не используется по назначению. Нет соответствующего обслуживающего персонала, запчасти тоже не найти», — сказал он.
Было отмечено, что нестандартность территории Якутии, масштабность расположения населённых пунктов, неразвитость транспортной инфраструктуры предполагают, чтобы в Якутии отрасль малой авиации, дорожного строительства были развиты больше, чем в других субъектах Российской Федерации. Участники расширенного заседания указали на необходимость продвижения вопроса на федеральном уровне от Якутии как от одного из субъектов Российской Федерации, наиболее нуждающегося в развитии транспортной доступности населения арктических и северных районов.
Решением постоянного комитета информация первого заместителя председателя Правительства Алексея Колодезникова принята к сведению. Правительству РС (Я) рекомендовано проработать вопрос о включении в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утверждаемый Правительством РФ, реконструкцию 6 региональных аэропортов ФКП «Аэропорты Севера» (Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Батагай, Оленек, Зырянка); инициировать разработку отдельной программы для субъектов ДФО в форме предоставления субсидии федерального бюджета региональным бюджетам в целях оказания поддержки организации внутри региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с субсидированием пассажирского тарифа без возрастных ограничений и независимо от плотности населения; рассмотреть вопрос о подготовке, переподготовке и повышении квалификации лётного состава воздушных судов местных воздушных линий и вертолётов на базе Якутского авиационного технического училища гражданской авиации и др.
Расширенное заседание комитета продолжилось рассмотрением республиканского законопроекта «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»». Информацию представил первый заместитель министра финансов Павел Багынанов.
Заслушав доклад, народные депутаты в выступлениях обратили внимание участников заседания на вопросы, касающиеся дальнейшего развития северного оленеводства, повышения эффективности проводимых мероприятий по реализации законов республики, в частности, законов «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)», «О кочевой семье». Говорили о расходах, заложенных на реализацию государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы».
Так, решением постоянного комитета Правительству РС(Я) рекомендовано реализовать принятые постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) и решения постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации по принятым поправкам народных депутатов РС(Я) в 2018 году. В частности, речь идет о предоставлении государственной поддержки для дальнейшего развития кочевой семьи, проживающей в экстремальных природно-климатических условиях и являющейся основой сохранения и развития оленеводства в рамках государственной программы РС (Я) «Реализация молодежной семейной политики и патриотического воспитания граждан в РС (Я) на 2018-2022 годы»; о сохранении целевых мест на подготовку магистров юриспруденции из числа представителей коренных малочисленных народов Севера и абитуриентов из арктических и северных районов на 2018-2019 учебный год; о предоставлении бюджетных ассигнований для внесения ставки за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений общинами коренных малочисленных народов Севера по подпрограмме «Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов» государственной программы «Охрана окружающей среды и природных ресурсов РС (Я) на 2019-2022 годы».
Вместе с тем, рекомендовано предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования по исполнению Комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС (Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: увеличить расходы на обеспечение транспортной доступности на социально значимых внутриулусных авиалиниях по 13 северным и арктическим районам; увеличить субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат, связанных с завозом расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров авиационным и автомобильным транспортом; оставить на уровне 2018 года финансирование предусмотренные на развитие телемедицины в арктических и северных районах РС (Я); восстановить финансирование мероприятий по подпрограмме «Развитие северного оленеводства» (строительство оленеводческих баз, материально-техническое обеспечение оленеводческих хозяйств).
После обсуждения данного законопроекта члены комитета пришли к заключению поддержать проект закона в первом чтении с учетом замечаний и предложений.
Кроме того, рассмотрен и одобрен проект республиканского закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Законопроект разработан в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
В целях устранения противоречий и разночтений республиканского законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера законопроектом предлагается внести изменения в части единообразного применения терминов «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера», «традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов» и др.
Принятие проекта закона исключит возможность некорректного толкования указанных норм в правоприменительной практике, будет способствовать снижению числа случаев неверного ее применения.


Общая протяженность автозимников в республике составляет 17,1 тыс. км., из них 256 км. приходится на автомобильные дороги общего пользования, регионального значения — 9 тыс., 7 800 км. на муниципальные дороги. Общая протяженность автозимников дорожной сети арктических улусов составляет – 13,3 тысяч км, в том числе на территории 13 арктических улусов – 5,3 тысяч км. Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун».