66

08 июня 2018 в 16:15

От паводка до кочевых школ

6 июня в парламенте республики Елена Голомарева провела расширенное заседание постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики.

Заседание началось с рассмотрения вопроса о развитии кочевых школ: проблемы и перспективы. С основным докладом выступил министр образования и науки Владимир Егоров. Он сообщил, что в республике кочевые школы действуют в 11 улусах (районах), в них обучается 103 (2017 г. -147) детей, в том числе 21 (2017 г.- 45) детей дошкольного возраста. По сведениям кочевых школ, численность обучающихся за последние 3 года меняется. Так, сокращение количества школьников за 2017-2018 учебные годы обусловлено временным переездом обучающихся «Утаинской кочевой начальной общеобразовательной школы» Верхнеколымского района в поселок Зырянка и село Верхнеколымск в связи с приостановлением лицензии о не соответствии требованиям ФГОС, также из-за сокращения оленьих стад, вследствие увольнения и переезда родителей в Томпонском районе.
«Обучение в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и в базовых школах ведется по индивидуальным учебным графикам и учебным планам. Министерством образования приняты меры поддержки кочевого образования, такие как закон «О кочевых школах», повышающие коэффициенты к нормативам на обеспечение обязательного и бесплатного обучения в кочевых школах. С 2018 года предусмотрена отдельная подпрограмма в Государственной программе «Развитие образования на 2018-2022 годы и на плановый период до 2026 года». Ежегодно издается учебная литература», — проинформировал Владимир Егоров.
По словам докладчика, в 2015 году Министерство образования и науки PС(Я) запустило пилотный проект изготовления передвижного мобильного модульного блока для кочевых школ республики. Новое строение имеет полное благоустройство, включающее полный комплект школьной мебели и оборудования, а также автономное отопление и электричество, теплый санузел и биотуалет. За три года 3 кочевые школы получили передвижные мобильные модульные блоки. Это школы: Куонэлэкээн с. Харыйалаах Оленекского эвенкийского национального района, Улахан-Чистайская СОШ им. Н.С.Тарабукина Момского района, Утаинская кочевая начальная общеобразовательная школа Верхнеколымского района.
Министр образования и науки сообщил о том, что в 2016 году Министерством начата реализация проекта «Мобильное электронное образование в кочевых общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)». В рамках данного проекта для кочевых школ приобретены комплекты оборудования. В 2017 году Республика Саха (Якутия) включена в число участников реализации федерального проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», целью которого является исследование кочевых образовательных организаций, обмен опытом лучших практик в России. В марте 2017 года, в рамках проведения Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», подписано Соглашение об утверждении Дорожной карты реализации первого этапа проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование» с участниками проекта: Федеральным агентством по делам национальностей, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Республикой Саха (Якутия), Республикой Коми, Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-Мансийским автономным округом — Югра, Архангельской областью.
«В последние два года образовательными организациями ряда арктических и северных районов поднимается вопрос создания кочевых образовательных организаций, деятельность которых ведется на местах (в виде кочевых школ, детских садов, ухода и присмотра детей и т.д.). Также, необходимо восстановление интернатов для детей оленеводов, многие дети во время учебного периода живут у родственников, решить вопрос перевозки детей в стада после учебного года и обратно осенью авиарейсом (вертолет). Финансирование перевозки детей было передано в муниципальные образования, но вопрос в некоторых районах остается нерешенным. У кочевых школ основной проблемой является оснащение материально-технической базы: требуется дизельное горючее, транспортные средства (снегоходы, бураны), специализированный автотранспорт для перевозки детей (вездеходы, тягач, вахтовка), снабжение в обеспечении питанием и мягким инвентарем для детей, выезжающих в оленстада во время летних каникул. Для решения данных проблем Министерством начата работа по модернизации и приведению в соответствие нормативно­ правовой базы по направлению «Арктическое образование»», — подытожил Владимир Егоров.
Заслушав информацию министра, участники расширенного заседания задали уточняющие вопросы. Член Общественной Палаты Августа Марфусалова отметила, что в законе «Об образовании Российской Федерации» нет соответствия типологии школы, этот вопрос стоит уже 30 лет. Она предложила внести изменения в данный закон. Народный депутат Иван Андреев заострил внимание участников на недостаток кадров в арктических улусах, а также на проблемы доступа к интернету.
Заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Лена Иванова проинформировала о том, что в прошлом году рабочая группа в рамках международного проекта «Дети Арктики» посетила Ямал. «В Ханты-Мансийском автономном округе хорошо развито дошкольное образование: в каждом оленеводческом стаде, в стойбище имеется отдельное помещение, оснащенное полным комплектом дидактических материалов для учебы. Радует то, что все говорят на своем родном языке. Мы изучили этот опыт, и по нему готовится специальная образовательная программа. Также по ней стационарно и дистанционно будем обучать чумработниц. В будущем они будут получать заработную плату как педагогические работники», — сказала Лена Иванова.
Председатель постоянного комитета парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева отметила, что открытие кочевых школ зависит от желания родителей, хозяйств и поддержки со стороны глав районов.
Далее участники расширенного заседания рассмотрели вопрос о ходе реализации программы «Дети Арктики». С 1 января 2018 года в Государственной программе «Развитие образования на 2016-2022 годы и плановый период до 2026 года» предусмотрена подпрограмма «Дети Арктики и Севера», соисполнителем которой является Министерство по развитию институтов гражданского общества PС(Я). Государственная программа распространяется на образовательные организации, ведущие кочевой образ жизни в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера РС(Я), а также на образовательные организации, расположенные в 70 населенных пунктах в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера республики и образовательные организации, расположенные в 13 арктических и северных районах Якутии.
Председатель профильного комитета Елена Голомарева отметила, что в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования Pеспублики Cаха (Якутия)», Министерством образования и науки PС(Я) проведена работа по организации Первого Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в г. Санкт Петербурге в ноябре 2017 года. В рамках мероприятий съезда для педагогов образовательных организаций проведены фундаментальные курсы повышения квалификации педагогов родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Pеспублики Cаха (Якутия) «Модернизация содержания и технологии обучения родным языкам, литературе и культуре народов Севера Pеспублики Cаха (Якутия) в условиях реализации федеральных государственных стандартов». В 2017 году наша республика включена в число участников реализации федерального проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», поддержанного постоянными членами стран-участниц Международного Арктического Совета по устойчивому развитию.
Третьим вопросом участники заседания рассмотрели план организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, проживающих в арктических и северных районах в 2018 году. Министерством образования РС(Я) подготовлены три базовых площадки, готовые в течение трех сезонов размещать по 100 детей. Из трех районов поступило более 300 заявок. В настоящее время в «Сосновом бору» размещено 39 детей из с. Березовка и г. Среднеколымска.
Подводя итоги расширенного заседания, Елена Голомарева отметила то, что Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) проводится системная, целенаправленная работа. Депутат заострила внимание участников на то, что в данное время жители северных улусов находятся в стрессовом, экстремальном состоянии из-за последствий паводка. В связи с этим, Елена Христофоровна призвала всех оказывать содействие пострадавшим в этой трудной ситуации.