152

27 июля 2018 в 11:11

Мост через Лену: кто, сколько и когда?

Международная научно-практическая конференция «Переход через Лену: пути решения» собрала более 80 отечественных и зарубежных экспертов по мостостроительству. Комментируя итоги прошедшей конференции, и.о. первого заместителя председателя правительства Якутии Алексей Стручков заявил, что долгожданному в многочасовых очередях на переправе мосту – обязательно быть, да не простому, а совмещенному – автомобильно-железнодорожному.

В два этапа

«Основной вывод, который сделали наши эксперты и партнеры – это то, что мостовой переход должен быть. Проект планируется реализовать в два этапа: на первом этапе будет реализация в виде автомобильного моста, на втором – в виде железнодорожного перехода», – прокомментировал итоги Международной научно-практической конференции «Переход через Лену: пути решения» Алексей Стручков. Он также отметил, что конференция достигла своей основной цели – теперь задача строительства моста находится в фокусе внимания профессионалов мостостроительного сообщества.
В ходе конференции экспертами была высказана предположительная цена строительства мостового перехода через Лену – 70-80 млрд рублей. «Были рассмотрены различные финансовые механизмы реализации проекта. Эксперты склоняются к мнению, что основной вариант, который мог бы быть приемлемым – это реализация с использованием механизмов государственно-частного партнерства, либо в виде концессионного соглашения», – добавил Стручков. Он уточнил, что строительство моста должно быть профинансировано из федерального бюджета.
Первый вице-премьер, говоря о сроках строительства, отметил, что сперва необходимо актуализировать старый проект 2008 года, разработать финансово-экономическую модель строительства мостового перехода и также актуализировать технико-экономическое обоснование. «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы начать реализацию этого проекта в самое ближайшее время», – уточнил он. По его словам, эксперты считают, что полностью завершить строительство моста, начиная с проектирования, возможно за 5 лет. Также Алексей Александрович озвучил информацию о существующей принципиальной договоренности с АО «Железные дороги Якутии» о том, что компания в ближайшее время начнет разработку финансовой модели и технико-экономического обоснования моста.
«Коллеги из Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства автомобильного транспорта поддерживают реализацию данного проекта в рамках тех национальных приоритетов, которые определены указом президента Российской Федерации. Я думаю, что для нас – это сигнал к началу активных действий по работе с Министерством транспорта РФ, – сообщил первый зампред правительства республики Алексей Стручков. – Соответственно, наши коллеги высказывали мнение, что сейчас – самое удобное время, когда завершается строительство большого Крымского моста и когда на федеральном уровне принимаются решения по реализации национального плана по модернизации инфраструктуры, в том числе и на Дальнем Востоке. Мы этой ситуацией должны воспользоваться и провести соответствующую работу в федеральных органах исполнительной власти».

Пути решения

Конференция, организованная Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) по инициативе акционерной компании «Железные дороги Якутии», собрала более 80 представителей научно-исследовательских, проектных институтов и организаций, предприятий мостостроителей, эксплуатирующих организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Хабаровска, Японии и Китая.
«Данная научно-практическая конференция была проведена в целях выработки основных технических решений, в том числе возможных моделей реализации инвестиционного проекта, обсуждения достижений как российских, так и зарубежных мостостроителей для объединения усилий по строительству транспортного перехода через реку Лена, удешевления проектных решений за счет применения современных технологий», – сказал Алексей Стручков.
Актуальность проведения конференции обусловлена тем, что в до конца 2018 года планируется завершение и ввод в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии «Томмот-Нижний Бестях». «Соответственно, уже в настоящее время необходимо принимать решение –каким образом грузы и пассажиры будут попадать в город Якутск. Также достаточно длительное время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, которые выражают готовность инвестировать», – отметил он.
На конференции была заслушана информация от научных и образовательных учреждений, проектных институтов и компаний мостостроителей, был обсужден широкий круг вопросов по технологиям проведения изысканий, проектирования и строительства, мониторинга железнодорожных и автодорожных транспортных переходов, были рассмотрены различные конструктивные варианты, а также факторы риска на надежность и долговечность автодорожных и железнодорожных транспортных переходов. Эксперты высказались о необходимости учета на стадии основных проектных решений всех негативных факторов по самым неблагоприятным сценарием. Также было отмечено о применении при строительстве в максимальном объеме местных материалов.
Также в рамках «круглого стола», посвященного вопросам финансирования строительства и мультипликативного эффекта от реализации проекта для всех жителей республики, были рассмотрены задачи по подготовке местных кадров с высшим и средним специальным образованием в области проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных и железнодорожных мостов. «Была отмечена необходимость создания новых направлений подготовки специалистов в учебных заведениях Якутии, создания системы организации набора рабочих специальностей на период строительства с максимальным привлечением местных трудовых ресурсов», – сказал Алексей Стручков.

Инвесторы, ау!

Правительством республики проводится работа по поиску инвесторов. Есть иностранные партнеры, которые высказывают желание участвовать в реализации проекта по строительству моста. «Предполагается, что инвестор привлечет заемные кредитные средства, за счет которых он построит этот мостовой переход. И в последующем в рамках государственной программы РФ будет осуществлен возврат средств инвестору за строительство. Такие виды концессий также подразумеваются в соответствии с федеральным законом о концессионных соглашениях», – заметил Алексей Стручков.
«Японские инвесторы заинтересованы в реализации данного проекта. Для них это будет уникальный опыт реализации мостовых переходов в условиях вечной мерзлоты. Конечно, они предлагают свои технологии и, соответственно, свое оборудование», – поделился он, уточнив, что пока представители японских компаний, присутствовавшие на конференции, были лишь в роли интересантов.
Также ранее китайской компанией «PowerChina» была уже разработана финансовая модель строительства автомобильного мостового перехода, по которой стоимость моста составила порядка 110 млрд рублей. «Общее мнение таково, что есть смысл поработать над удешевлением стоимости данного проекта. Объективно, в представленной финансовой модели по мнению экспертов завышены стоимости материалов конструкций. Именно на этих направлениях с применением технологий и оборудований российского производства можно значительно удешевить строительство», – отметил Алексей Стручков и развеял опасения якутян о возможном коммерческом использовании моста: «Не предполагается, что проезд через мостовой переход будет платным. Мы понимаем, что строительство и реализация этого проекта носит в большей степени социальный характер».