49

25 июня 2018 в 18:49

Бюджет-2017: ожидания и реальность

Несмотря на то, что по динамике роста основных макроэкономических показателей Якутия обгоняет среднероссийский уровень и продолжает показывать стабильные темпы развития, наращивая валовый региональный продукт, увеличивая объемы промышленного производства и привлекая все больше инвестиций в регион, нельзя сказать, что 2017 год стал прорывным для социально-экономического развития республики. Неисполнение прогнозных назначений, рост дефицита бюджета, увеличение госдолга, ставшие следствием существенного снижения объемов налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков, дают повод в этом засомневаться.

Такие выводы напрашивались в ходе публичных слушаний «О проекте закона РС(Я) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета РС(Я) за 2017 год», которые на прошлой неделе провел в Ил Тумэн в формате расширенного заседания постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике его председатель Юрий Николаев.

Макроэкономические показатели в плюсе
Исполняющая обязанности министра экономики Майя Данилова в начале своего доклада об итогах социально-экономического развития Якутии отметила, что в 2017 году темпы роста основных макроэкономических показателей Якутии превышают аналогичные им среднероссийские показатели. Так, валовый региональный продукт составил 102,2%, индекс промышленного производства также – 102,2%, инвестиции в основной капитал – 135,4%. «Значимым достижением является первое место, которое республика заняла в рейтинге социально-экономического развития среди регионов Российской Федерации по итогам 2016 года. Якутия улучшила результаты на 9 позиций по сравнению с 2015 годом», – подчеркнула она.
Также Майя Данилова затронула тему эффективности государственных программ. По ее словам, за 2017 год на реализацию 37 госпрограмм было направлено 181,7 млрд рублей, что составило 97,3% от общего объема расходов бюджета. Их реализация позволила привлечь более 100 млрд рублей, в том числе федеральных средств – 46,9 млрд рублей, внебюджетных – 59,3 млрд, из местных бюджетов – 1,9 млрд рублей. Эффективными признаны 22 программы, в том числе по таким приоритетным направлениям, как развитие здравоохранения, информационного общества, образования, сельского хозяйства, а также управление финансами и государственным долгом. Недостаточно эффективными оказались 11 программ, низкоэффективными – 2.
«В 2017 году в рамках формирования стратегии социально-экономического развития республики была проведена работа по пересмотру концепции и структуры госпрограмм, принят их новый перечень – в итоге, количество сокращено с 37 до 23. Логика укрупнения программных документов была подчинена целям и задачам стратегии. Действует новый порядок разработки и реализации государственных программ, в соответствии с которым в конце 2017 года были утверждены новые программы», – заключила она.
Исполнение Инвестиционной программы составило 15,8 млрд рублей. Всего введено 54 социальных объекта: 8 школ, 27 детсадов, 6 объектов здравоохранения, 7 объектов культуры, 4 объекта спорта, 2 объекта социального обеспечения. «В условиях бюджетных ограничений основными приоритетами при формировании Инвестпрограммы стали – завершение строительства начатых объектов, ликвидация второй смены общеобразовательных организаций, софинансирование объектов федеральных целевых программ, строительство объектов инфраструктуры в увязке с вводом объектов социальной сферы», – прокомментировала и.о. министра.
«Текущие макроэкономические индикаторы указывают на продолжение роста экономики Якутии в 2018 году, будет поддерживаться стабильная социальная ситуация. В целом на 2018 год прогнозируется рост ВРП до 3,5%, рост промышленного производства оценочно составит 2,7%, объем инвестиций в основной капитал – 11,3%. С учетом повышения заработной платы работников бюджетной сферы ожидается преломление тенденции сокращения реальных располагаемых денежных доходов и, соответственно, их рост на уровне 2% без учета инфляции», – резюмировала свое выступление и.о. министра экономики Якутии Майя Данилова.

Прогнозные значения не достигнуты
По состоянию на 1 января 2018 года в доходную часть бюджета поступило 177 млрд 224 млн рублей с отклонением от годовых прогнозных назначений на 10 млрд 308 млн рублей. Кассовое исполнение расходов государственного бюджета — 186 млрд 304 млн рублей, отклонение от прогнозных назначений составило 9 млрд 126 млн рублей. Дефицит по итогам года — 9 млрд 80 млн рублей.
«Исполнение доходной части государственного бюджета республики в 2017 году проходило в непростых условиях, вытекающих из особенностей структуры экономики республики. На исполнение прогнозных назначений по доходам существенное влияние оказали укрепление курса рубля по отношению к курсу доллара США, конъюнктурные колебания на сырьевых рынках, влияющие на поступления платежей от крупнейших налогоплательщиков. Эти факторы являются неконтролируемыми и неуправляемыми со стороны органов государственной власти республики», – прокомментировал министр финансов Якутии Валерий Жондоров в ходе своего отчета об исполнении государственного бюджета республики за 2017 год. По его словам, основное невыполнение прогнозных назначений произошло по налогу на прибыль организаций, на поступлении которого сказалось влияние курса рубля, а также возвраты по переплате в нефтедобыче.
«В целом поступления доходов государственного бюджета республики на протяжении последних лет характеризуются устойчивой динамикой роста. Так, за последние 5 лет, в 2013-2017 годах, поступление доходов возросло на 30%, при этом поступления собственных налоговых и неналоговых доходов возросли в 1,7 раза», – также добавил он. По его информации, на протяжении последних 5 лет прослеживается устойчивая тенденция роста налоговых поступлений в бюджет республики. Наращивание собственной налоговой базы, а также положительная динамика социально-экономического развития экономики Якутии позволили получить в 2017 году 87 млрд рублей налоговых доходов, что на 30,6 млрд рублей больше, чем в 2013 году.
Уточненный план по источникам покрытия дефицита государственного бюджета был предусмотрен в сумме 7 млрд 896 млн рублей. В ходе исполнения государственного бюджета дефицит составил 9 млрд 80 млн рублей. Основными источниками финансирования дефицита госбюджета в 2017 году явились: разница между средствами, поступившими от размещения и погашения государственных ценных бумаг в объеме 1 млрд 375 млн рублей; разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций на сумму 2 млрд 385 млн рублей; разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами из Минфина России в сумме 1 млрд 352 млн рублей; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных бюджетных кредитов юридическим лицам и предоставленным кредитам в 2017 отчетном году в сумме 2 млрд 267 млн рублей; также изменение остатков средств на счетах государственного бюджета в сумме 1 млрд 699 млн рублей.
По итогам 2017 года государственный долг республики составил 51 млрд 816 млн рублей, увеличившись на 6 млрд 919 млн рублей. «Объем госдолга вырос в связи с направлением в целях финансирования дефицита бюджета разницы средств между привлечением и погашением заимствований в виде облигационных займов, бюджетных кредитов, банковских кредитов на общую сумму 5 млрд 113 млн рублей, а также увеличением обязательств по госгарантиям на 1 млрд 805 млн рублей», – отметил Валерий Жондоров. Он также подчеркнул, что объем госдолга не превысил установленный законом «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» верхний предел госдолга — 52 млрд 494 млн рублей.
Кроме того, Якутия продолжает входить в группу регионов России с высокой долговой устойчивостью и по уровню долговой нагрузки занимает 30 место среди 81 субъекта РФ, имеющих государственный долг.