Просмотров - 95

23 июня 2017 14:36

«Дальневосточный гектар» – особенности реализации

Врамках Гражданского форума – 2017 «От диалога к сотрудничеству» работала дискуссионная площадка «Дальневосточный гектар – особенности реализации закона», в которой приняла участие заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) Ольга Балабкина.

Новые поправки в закон
Главной темой разговора стали вопросы реализации Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Министр имущественных и земельных отношений РС (Я) Евгения Григорьева ознакомила участников дискуссионной площадки с ходом реализации закона, а также с основными положениями законопроекта, теми новыми поправками в закон о «дальневосточном гектаре», которые в настоящее время разрабатываются в Госдуме.
К примеру, новыми поправками предлагается законами субъектов РФ устанавливать максимальные цены (тарифы, ставки) на выполнение работ по выносу границ земельного участка на местности. Также предлагается в случае, если при выносе границ земельного участка на местности выявлены пересечения или совпадение с границами других земельных участков, либо пересечение с границами муниципального образования или с границами территорий, земель, зон, которые не могут быть предоставлены гражданам, гражданин может отказаться от предоставленного ему земельного участка. При этом сохраняется право гражданина на повторное получение земельного участка.
В случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, и которые являются смежными или компактно расположенными и при этом доступ к таким земельным участкам возможен только через земельные участки, предоставленные гражданам, то может устанавливаться публичный сервитут без платы. При этом гражданин, через земельный участок которого обеспечивается проезд на другие земельные участки, может отказаться с сохранением права на повторное предоставление земельного участка.
Кроме этого, среди положений разрабатываемого законопроекта есть и такой пункт: «Уполномоченный орган при наличии оснований отказа в предоставлении земельного участка до принятия такого решения будет обязан предложить гражданину новые варианты схем размещения испрашиваемого земельного участка и перечень других земельных участков. Гражданину будет дан 30-дневный срок для дачи согласия на один из предложенных вариантов. В случае несогласия гражданина уполномоченный орган отказывает в предоставлении данного земельного участка».

Проблемы реализации
Надо отметить, что эти поправки, которые разрабатываются сейчас в Госдуме, как раз и призваны устранить пробелы в законе о «дальневосточном гектаре». Формат дискуссионной площадки позволил выявить наиболее проблемные моменты в реализации закона о «дальневосточном гектаре». Наиболее актуальными были названы четыре проблемы — смещение границ земельных участков и границ населенных пунктов на публичной кадастровой карте федеральной информационной системы, отсутствие границ земельных участков с правами третьих лиц в государственном кадастре недвижимости, хаотичное расположение испрашиваемых гражданами земельных участков, долгое согласование гражданином новой схемы размещения земельного участка, вследствие чего происходит нарушение сроков рассмотрения заявлений.
Принятие закона о «дальневосточном гектаре» послужило толчком для активизации завершения оформления прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки. В ходе обсуждения Евгения Григорьева отметила, что реализация закона в жизнь показала, что наибольший процент отказов в предоставлении гражданам земельных участков связан с наличием прав третьих лиц на испрашиваемые земельные участки.
В своем выступлении вице-спикер парламента республики Ольга Балабкина обратила внимание участников дискуссионной площадки на то, что «закон о «дальневосточном гектаре» — это всего лишь закон, который устанавливает упрощенную процедуру предоставления земельных участков гражданам на территории Дальнего Востока».
Основная же проблема, по мнению заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн), заключается в двух базовых позициях. «Закон принимался в условиях, рассчитанных на идеальные условия исполнительской дисциплины органов государственной власти по оформлению своих земельных участков, т.е. на момент принятия закона все органы государственной власти и органы местного самоуправления должны были быть готовы и все земли должны были быть правильно определены, карты должны были соответствовать друг другу. Либо же закон должен был быть рассчитан на территорию Луны, где ничьих прав нет. А так как непосредственно на территории, которая у нас сегодня есть по всему Дальнему Востоку были, есть и остаются права третьих лиц, то, соответственно, наложение на него этой упрощенной процедуры «дальневосточного гектара» и повлечет за собой массовое нарушение прав и ссор между теми, кто живет на территориях этих земель и кто решил получить земельные участки по упрощенной системе», — отметила вице-спикер.
По мнению Ольги Балабкиной, с момента принятия Земельного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления должны были принять все меры для того, чтобы земельные участки были соответственным образом оформлены. Разъяснительную же работу среди населения по оформлению земельных участков органам исполнительной власти надо было начинать проводить не сегодня, а намного раньше. «А сейчас, безусловно, будем догонять», — заметила вице-спикер.
Второй момент, на который Ольга Балабкина обратила внимание участников дискуссионной площадки – это вопрос обеспечения инфраструктурой территорий, полученных по закону о «дальневосточном гектаре». Данный вопрос, надо отметить, был и остается одним из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Однако, по мнению заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн), в ближайшие 5-10 лет Якутия станет одним из тех субъектов, которая не сможет обеспечить инфраструктурой «дальневосточные гектары», и именно из-за своей огромной территории.

Объединяться в инициативные группы
В обсуждении актуальной темы приняли участие представители Вилюйского, Кобяйского, Таттинского, Намского, Мегино-Кангаласского, Амгинского улусов. Вопросов, которые волновали общественность, было много. В частности, касались они ведомственных земель Минобороны, расположенных в приграничных территориях РФ, невозможности постановки на учет земель, взятых по коллективной заявке, сохранения территорий традиционного природопользования местного значения, освоения «дальневосточных гектаров», выделенных на отдаленных территориях, трудностей освоения земель сельхозкооперативами, необходимости разъяснительной работы среди населения по освещению положений и хода реализации Федерального закона и др.
По итогам обсуждения докладов и выступлений, обмена мнениями была принята резолюция. В частности, участники дискуссионной площадки «Дальневосточный гектар – особенности реализации закона» рекомендуют гражданам в местах компактного и смежного размещения 100 и более земельных участков, которые расположены за пределами 20 км от границ населенных пунктов, объединяться и образовывать инициативные группы для решения вопросов территориального планирования использования земельных участков, взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органам местного самоуправления совместно с исполнительными органами госвласти рекомендовано оказывать помощь гражданам при проектировании территорий и планировании использования земельных участков, а также содействие в обеспечении необходимой инфраструктурой.
Кроме этого, гражданам, общественным объединениям и негосударственным некоммерческим организациям участники дискуссионной площадки рекомендуют проводить общественный контроль за целевым использованием земельных участков, предоставленных в рамках закона о «дальневосточном гектаре».

Ирина РОМАНОВА