123

21 декабря 2018 в 15:51

Утилизировать мусор по-новому

Насколько к этому готовы в Якутии?
Как известно, после Нового года мы переходим на новый порядок регулирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Как реформа будет проходить в Якутии, насколько региональные операторы готовы к этому – об этом шел разговор на «круглом столе» в Ил Тумэне.

Необходимо создать инфраструктуру
Конечно, проведена большая подготовительная работа по переходу на новую систему обращения с ТКО, которая начнет действовать с 1 января 2019 года. Об этом говорил и.о. министра ЖКХ и энергетики РС (Я) Вячеслав Емельянов. Так, подготовлена региональная нормативно-правовая база, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на 2017- 2026 годы, разработана региональная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на 2018 – 2022 годы», утверждены нормативы накопления ТКО на территории республики.
Территория Якутии поделена на 5 зон деятельности региональных операторов, они определены во всех 5 зонах: в Южной зоне – это МУП «Переработчик», Западной – ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства», Центральной – ООО «Якутск­экосети», Центрально-восточной – ООО «Экологические системы Якутии», Арктически-северной – ГУП «ЖКХ РС (Я)».
Для выполнения новых требований законодательства, которые направлены на приоритет утилизации над их захоронением, сегодня в Якутии необходимо создать определенную инфраструктуру по обработке, обезвреживанию, утилизации ТКО. По словам Вячеслава Емельянова, общая потребность финансирования на ее создание, по предварительным расчетам, составляет 6,2 млрд. руб., в т.ч. 1,6 млрд. руб. – из федерального бюджета, 2,5 млрд. руб. – из республиканского и 2,1 млрд. руб. – из внебюджетных источников.
Среди проблемных вопросов внедрения новой системы обращения с ТКО в республике Вячеслав Емельянов назвал отсутствие в Якутии зарегистрированных объектов размещения ТКО, отсутствие достаточных финансовых средств на создание инфраструктуры переработки твердых коммунальных отходов, расположение полигонов размещения ТКО вблизи аэропортов.
«Сегодня на территориях муниципальных образований Якутии насчитывается 471 объект размещения ТКО, из них только 17 включены в Госреестр объектов размещения отходов. В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, республике на 2017 – 2026 годы необходимо построить 399 объектов размещения ТКО. По предварительной оценке, на это требуется свыше 12 млрд. руб.», — отметил он.

Что мешает реформе?
О том, какие изменения ожидаются в тарифном законодательстве по обращению с ТКО, сообщила первый заместитель председателя Госкомцен РС (Я) Марина Лыкова. Согласно новым требованиям, региональный оператор будет заключать договора со всеми управляющими компаниями, юрлицами по тем тарифам, которые установит Госкомцен РС (Я). Сейчас обустройство, содержание, ремонт контейнерных площадок, сбор ТБО, транспортирование, утилизация отходов входит в «жилищные услуги» (из них Госкомцен регулирует только тарифы на утилизацию отходов) и оплата рассчитывается, исходя из занимаемой площади проживания. А в связи с переходом на новую модель появится новая коммунальная услуга по обращению с ТКО, платежи по которой будут начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении.
По словам Марины Лыковой, планируется, что обустройство мест, площадок накопления ТКО станет полномочием органов местного самоуправления, содержание контейнерных площадок останется «жилищной услугой», а сбор, транспортирование и захоронение будет «коммунальной услугой». С 2019 года появятся новые затраты в тарифах — экологические сборы, инвестиционные программы, затраты на содержание регоператора, сбытовые расходы. Сейчас Госкомцен РС (Я) ведет работу по установлению тарифов в области обращения с ТКО. Как было отмечено, крайний срок их установления – 20 декабря.
На «круглый стол» были приглашены и региональные операторы Якутии, которые не только говорили о проводимой работе, но озвучили проблемы, мешающие внедрению реформы. Так, по словам регоператора по Южной зоне, директора МУП «Переработчик» Алексея Моисеева, на территории Алданского района проблемным моментом является определение транспортировщика. Единственная организация, которая владеет мусорными полигонами, от заключения договоров отказывается ввиду низкой стоимости транспортных. Также трудно решается вопрос по определению новых участков под полигон. Регоператор по Центрально-восточной зоне, директор «Экологические системы Якутии» Петр Алексеев назвал основной проблемой неготовность сельских поселений к реформе, а также отсутствие объектов размещения отходов в Госреестре. Регоператор по Центральной зоне, зам. генерального директора «Якутскэкосети» Аян Кириллин, в ряду проблемных вопросов (отсутствия тарифов, единой информационной базы по накоплению ТКО в части юрлиц) назвал и то, что к ответственности региональных операторов отнесены образующиеся мерзлые бытовые отходы, расходы по которым не включены в тариф.
Как отметил регоператор по Арктически-северной зоны, главный инженер ГУП «ЖКХ РС (Я)» Юрий Сутемьев, свалки, которые находятся в муниципалитетах, не имеют ни паспортизации, ни сертификации. Поэтому, согласно закону, сегодня надо будет принимать решение о создании новых полигонов, а это большие затраты по проектированию. Также Юрий Сутемьев выразил обеспокоенность по поводу того, что в Арктической зоне нет мусорных полигонов, лицензионной спецтехники и в случае нарушений, Роспотребнадзор может налагать штрафы. А по мнению регоператора по Западной зоне, зам. начальника отдела ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» Галины Маризовой, общими, сдерживающими факторами по переходу на новый порядок являются отсутствие у эксплуатирующих организаций лицензии на сбор и транспортирование, отсутствие необходимого количества спецтехники в местных организациях, осуществляющих сбор ТКО, низкий уровень готовности населения и др. Некоторая часть населения Западной зоны проживает в труднодоступных местах, поэтому такие села невозможно будет обеспечить транспортными организациями, осуществляющими сбор и вывоз ТКО.

«Мусорит не квадрат, а человек»
В ходе «круглого стола» были высказаны разные точки зрения. Так, по мнению заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктора Губарева, органы госвласти еще не готовы к реформе в области обращения с отходами. «Можно было бы запустить в республике «пилотный проект», определив участниками 2-3 района. И на этом примере посмотреть, к чему мы готовы. Но это раньше надо было сделать», — заметил он.
Также парламентарий высказался против того, что с переходом на новую модель, платежи по вывозу мусора будут начисляться, исходя из количества проживающих в квартире. «Понятно, что многодетная семья из 5-6 человек будет платить намного больше, чем семья из двух человек. И это в то время, когда мы говорим о демографии, поддержке многодетных семей», — сказал вице-спикер парламента.
На что Марина Лыкова ответила, что многодетные семьи защищены, в соответствии с законодательством: если их совокупный доход составляет меньше определенного процента, то они могут подать на адресную субсидию. А на вопрос парламентария Дмитрия Семенова, который поинтересовался, почему плата за коммунальные услуги по обращению с ТКО будет взиматься не с квадратного метра, а с человека, первый заместитель председателя Госкомцен Якутии дала краткий и довольно убедительный ответ: «Мусорит не квадрат, а человек».
Народный депутат РС (Я) Виктор Федоров предложил признать неудовлетворительной работу Министерства ЖКХ по части обращения с отходами. «Очень затянули схему размещения, утверждение тарифов. Негативное воздействие на окружающую среду вообще упустили, как-то оно мимо прошло. Конкурсы проводили вообще без утверждения тарифа. Это, скорее всего, профанация, а не проведение конкурса», — сделал выводы парламентарий и внес предложения по г. Якутску. В частности, в 1 квартале уточнить тариф по г. Якутску в части инвестиционной составляющей, предусмотреть участие федеральных, республиканских, муниципальных средств в благоустройство полигонов, предложить МинЖКХ рассмотреть вопрос размещения на новом полигоне, на 26 км Вилюйского тракта, только отсортированного мусора, посмотреть, целевое ли использование средств негативного воздействия на окружающую среду и направлять их на обустройство полигонов. Кроме этого, Виктор Федоров предложил провести в 1 квартале 2019 г. в Якутске совещание по вопросу обращения с отходами, тарифам с участием депутатов Ил Тумэна.
В целом, состоялся заинтересованный разговор с участием парламентариев, региональных операторов, представителей муниципальных образований, частного бизнеса, работающего по обращению с отходами.
Как бы то ни было, с 1 января 2019 года федеральный закон вступает в силу и только время покажет, насколько региональные операторы справляются с поставленной задачей, и будет ли будущее у новой модели обращения с отходами.

Поделиться