112

26 апреля 2019 в 16:43

Содействовать, создавать, участвовать

Как выполняются полномочия по поддержке сельхозпроизводства?
В Ил Тумэне прошли парламентские слушания, на которых был рассмотрен вопрос реализации статьи 7 базового республиканского закона «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» - а именно, как органы местного самоуправления, на уровне муниципальных районов и сельских поселений, выполняют свои полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.

Содействовать развитию
Сегодня, согласно федеральному законодательству, поселения должны содействовать в развитии сельхозпроизводства и создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства, к числу которых относятся как фермеры, кооперативы, так и практически все сельхозорганизации республики. Кроме этого, муниципальные районы должны создавать условия для расширения рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Как отметил министр сельского хозяйства Александр Атласов, поскольку понятие «содействие в развитии сельхозпроизводства» трактуется по-разному, в статью 7 республиканского закона «О развитии сельского хозяйства в РС (Я)», была включена норма о реализации муниципальных программ по развитию сельского хозяйства, в том числе, с предоставлением субсидий из местных бюджетов. Причем, эта норма относится не только к муниципальным районам, но и к поселениям, и городским округам.
По словам министра, за 2012-2018 годы на развитие отрасли через Минсельхоз республики были перечислены субвенции в совокупном объеме 21,5 млрд. рублей. За 2015-2018 годы – 2 млрд. 300 млн. рублей через ГоскомАрктики. Это составляет 36 % от совокупного объема финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства. Порядка 65 % субвенций направляется на заготовку сырого молока, 18 % — на развитие оленеводства, 9,5 % — на содержание управлений департаментов сельского хозяйства.
Со своей стороны, органы местного самоуправления также осуществляют поддержку сельского хозяйства из собственных бюджетов. За последние два года объем финансирования возрос от 575 до 690 млн. рублей, что увеличило долю местных бюджетов в совокупном финансировании отрасли от 5,5 до 6 %.
Однако анализ динамики индекса физического объема продукции сельского хозяйства по районам показал, что переданными полномочиями по поддержке сельхозпроизводства с 2012 года эффективно воспользовались только 2 городских округа – «Жатай», «Город Якутск», и 6 муниципальных районов. «Снижение от 1 до 9 % допустили 10 муниципальных районов – эта практически все оставшиеся крупные сельхозрайоны, а также Алданский и Томпонский районы. Спад производства от 10 до 30 % допущен в 8 районах республики, в том числе и в Мирнинском районе, несмотря на наличие крупнейшего в Западной Якутии рынка сбыта продовольствия. Большая группа из 10 районов республики показывает максимальный спад производства после существенного роста за 2003 — 2012 годы», — констатировал Александр Атласов.

Лошадей – больше, оленей – меньше
Говоря о динамике поголовья оленей за 2012-2018 годы, министр подчеркнул, что из 11 улусов с поголовьем оленей более 6 тысяч голов только 2 улуса — Усть-Янский и Анабарский — смогли нарастить поголовье. Он отметил практическую ликвидацию оленеводства в Аллаиховском улусе. По мнению министра, относительно эффективной можно назвать предоставление субвенций на развитие табунного коневодства. За 2012 – 2018 годы поголовье лошадей нарастили почти все крупные коневодческие улусы, кроме Сунтарского и Верхоянского.
Как отметил Александр Атласов, из 18 муниципальных образований, где субвенции предоставляются по ставке на сырое молоко, только 13 сумели увеличить объем заготовки молока и лишь 5 районов смогли нарастить валовый надой молока по официальной статистике.
По мнению министра сельского хозяйства Якутии, подходы по совершенствованию механизмов предоставления субвенций должны быть учтены при разработке новой редакции госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2024 года. «Мы должны завершить разработку программы до 1 июля 2019 года. По поручению Председателя правительства республики уже в мае должны внести проект на рассмотрение. Сейчас собираем предложения от всех муниципальных образований Якутии, которые будут учтены в новой госпрограмме», — отметил Александр Атласов.
Также в ходе обсуждения были озвучены и другие проблемные моменты. В частности, вопрос обеспечения сельскохозяйственными угодьями. Данная проблема стоит остро в каждом наслеге и носит трудно решаемый характер. По причине ограниченности или отсутствия свободных сельскохозяйственных угодий многие сельхозтоваропроизводители испытывают трудности в расширении и развитии своей деятельности или не имеют возможности начать свою работу по созданию личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства.
Во многих муниципальных образованиях, кроме райцентров, труднорешаемым является вопрос содействия созданию сельскохозяйственных рынков, в т.ч. путем предоставления льгот при передаче в аренду муниципального имущества, ввиду отсутствия свободных помещений под сельскохозяйственные рынки, невысоким систематическим спросом на сельхозпродукцию, малочисленности населения во многих поселениях, самообеспеченности населения собственной сельхозпродукцией. В этом вопросе муниципальные районы ограничиваются проведением сезонных выставок, ярмарок по сбыту сельскохозяйственной продукции в период после сбора урожая, забоя скота.

Необходимо пересмотреть концепцию
Вопросы министру задали парламентарии Василий Местников, Феодосия Габышева, Михаил Гуляев, Виктор Губарев, Андрей Николаев, Елена Голомарева, Петр Аммосов, Иван Данилов. Так, председатель постоянного комитета по местному самоуправлению Василий Местников спросил, что необходимо предпринять, чтобы сельские поселения не содействовали, а участвовали в развитии сельского хозяйства. «Сельские поселения не имеют право выделять деньги из своего бюджета на развитие сельского хозяйства, они имеют право только содействовать», — заметил парламентарий. Однако министр не согласился с этим, отметив, что «законом это не запрещается».
Также народные депутаты задали вопросы по заготовке молока, госзаказу на рыбу, механизму оформления земель предков, господдержки агрошкол, увеличению поголовья крупного рогатого скота в северных районах и др.
Заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев поинтересовался, имеется ли возможность увеличения госзаказа на молоко. На что Александр Атласов ответил: «Валовый сбор составляет от 170 до 180 тысяч тонн ежегодно. В этом году будет заготовлено 77 тысяч 300 тонн, что в переводе на цену получается 2 млрд. 717 млн. руб. Это с госбюджета порядка 40 % только мы выделяем на заготовку молока. Возможность увеличения до 80 тыс. тонн у нас имеется — это сверх плана где-то 3 тыс. тонн можем заготавливать».
В ходе обсуждения народные депутаты, главы муниципальных образований внесли ряд предложений, среди которых — рассмотреть финансовую поддержку хозяйств, достигших высоких показателей в производстве, в первоочередном порядке поддержать местных сельхозтоваропроизводителей, которые намерены реализовать продукцию в столице республики. Председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев высказался за необходимость кардинального пересмотра концепции развития сельского хозяйства, разработки совершенно новой стратегии госполитики в аграрном секторе региона. По мнению парламентария, отправной точкой для расчёта объема финансовой поддержки представителей сельского хозяйства должна стать себестоимость молока.
Завершая парламентские слушания, председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Андрей Находкин призвал коллег-парламентариев, представителей исполнительных органов госвласти объединить усилия по дальнейшей реализации базового закона о сельском хозяйстве. С учетом поступивших предложений и замечаний проект рекомендаций парламентских слушаний был принят за основу.

Поделиться