Просмотров - 154

10 марта 2017 11:38

Как организовать выборы на селе?

Считая себя гражданином Российской Федерации, и как избиратель с большим стажем, хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями. На примере выборов на местном уровне, а конкретно в п. Батамай Кобяйского улуса, который относится к «Кировскому эвенскому национальному наслегу».

Наслег разделен на два округа: по Сеген-Кюельскому округу числится 209 избирателей, а по Батамайскому – 132. Если не углубляясь в подробности сказать кратко — агитационно-пропагандистские мероприятия прошли на низком уровне. Это доказывают следующие факты. Рекламные плакаты были только от Единой партии, да и те поступили только 16 сентября в день окончания агитации. Конечно, информации о кандидатах в Госдуму можно было получить из телевидения или интернета, а вот информации по выборам в представительный орган наслега не было никакой. Никто из кандидатов не выступал перед населением,  не знакомил со своей программой или хотя бы просто встретился и поговорил. В итоге, основную часть населения выборы не заинтересовали.

В проведении избирательной кампании я вижу большие упущения в самой выборной системе на уровне наслега и улуса. Оказывается, изменились правила и законы по выборам местных депутатов, а народ-то о них не знает. Главные изменения нашли свое отражение только в отрицательном виде. В конечном результате,  такие понятия, как доверие, порядочность, профессиональные знания и жизненный опыт, ничего не значат. Да и сам процесс выдвижения кандидатов в депутаты прошел без особого энтузиазма. В основном выдвижение шло по принципу самовыдвижения, в том числе и на должность главы наслега. Вообще, проведение выборов по вышеназванным должностям, считаю неправильными, в итоге отрицательно влияющими на работу избранного кандидата. Если подумать серьезно, за самовыдвижением стоит родня, часть знакомых и люди анархического толкования. По новым правилам почему-то те, кто принимал эти законы, не подумал, что есть возможность проведения выборов до бесконечности. Например, избиратели могут проголосовать за одного или двух кандидатов, а в наслегах численность мандатов в представительном органе не меньше 10. Кроме того, в корне неправильна сама идея, что депутатом в наслеге может быть человек, не проживающий в данном наслеге и не работающий для благо населения. И после этого многие удивляются и возмущаются, что депутаты не работают. Какой же я депутат, если за меня проголосовали меньше 20% из числа избирателей? Безусловно, о необходимости избранного представительного органа на селе нет спора, но он должен избираться по цивилизованным понятиям, из числа всех слоев населения. Более того, чем меньше в составе депутатов, тем будет эффективнее работа депутатского корпуса, а руководителю и так дана большая честь быть организатором и вдохновителем целого коллектива.

А вот избрание главы в небольших селах, считаю необязательным. Его успешно может выдвинуть Администрация улуса, на утверждение депутатского корпуса наслега. И он работает по контракту с администрацией улуса. Со всеми вытекающими выводами. Ведь сейчас главы работают по принципу «что хочу, то и ворочу».

При этом исчезнут понятия кланы, родня и т.д. Далее главе дается право выдвигать на должности главных специалистов с последующим утверждением представительного органа, такой принцип даст подборку более компетентных работников. Сейчас представительным органам руководит глава наслега, такое положение не отвечает реальной жизни. Предлагаю следующий вариант. В начале необходимо поднять статус местного депутатского корпуса. На селе создаются общественные советы, на которых возлагаются большие задачи. Думаю, будет более востребовано и эффективно, если функции общественного совета будет выполнять депутатский корпус наслега, а руководителя депутаты избирают из своих рядов. При этом для стимулирования заинтересованности данного кандидата — эта должность должна быть на платной основе. Кроме того, руководителю можно закрепить координацию всех других общественных организаций, от которых во всех отношениях зависит проведение различных мероприятий общественно-информационной, спортивно-культурной жизни села и т.д. То, что будет положительный эффект, убежден. Кроме того, такой вариант дает оживление представительного органа наслега, потому что постоянно будет находиться  под контролем руководителя. Одновременно повысится ответственность аппарата администрации наслега в целом.

Вячеслав БУРНАШОВ, п. Батамай Кобяйского улуса