531

16 октября 2015 в 18:11

Учитель является основной культурной силой в улусе

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков и народные депутаты республики 9 октября приняли участие в пленарном заседании XIII съезда учителей и педагогической общественности РС(Я) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка».

В своей речи спикер парламента Якутии напомнил, что на августовском совещании учителей республики, посвященном 95-летию системы дошкольного образования Якутии, он выступил с анализом основных проблем дошкольного образования республики — обеспеченности детскими садами, бюджетного финансирования системы дошкольного образования, заработной платы работников, данных о строительстве детских дошкольных образовательных организаций республики в динамике с конца 80-х годов прошлого века до сего дня. Анализ ситуации, сложившейся на протяжении четверти века, вызвал интерес работников дошкольного образования. Спикер Ил Тумэна сообщил, что подготовил аналогичную аналитику и для сектора общего образования республики и передал документы в секретариат съезда.

А. Жирков отметил: «В июле 1925 года 49 делегатов со всей республики собрались и провели первый съезд учительства республики» и зачитал тезисы из резолюции 90-летней давности: «Основной культурной силой в улусе является учитель, и это обязывает его, не бросая школы, через нее стать активным общественником. Национальный учитель ответствен за создание национальной школы». «Написано так, что все это можно включить в резолюцию сегодняшнего XIII съезда учителей», — резюмировал спикер.

Он подчеркнул, что каждый из проведенных ранее съездов учителей Якутии имел «конкретную направленность»: «I съезд – ликвидация безграмотности, II съезд – переход от пятилетнего на семилетнее образование, далее прошел съезд создания специализированных педагогических учебных заведений, IV съезд – открытие Якутского государственного университета, V съезд – введение кабинетной системы образования, VI съезд – открытие политехнических школ, VII съезд – открытие физико-математического направления, далее – трудовое обучение школьников. Вот основные вехи съездов, которые проведены в республике».

А. Жирков сказал, что в 1996 году на Х съезде учителей Якутии, когда субъекты Федерации были предоставлены сами себе, Якутия объявила приоритетом сферу образования. «В этом была главная основная объединяющая сила съезда. Это решение консолидировало общество, государство, педагогов. Была принята программа строительства объектов образования», — сказал он и добавил, что приоритеты, объявленные тогда, актуальны по сей день.

В доказательство своих слов спикер парламента представил данные за последние 15 лет: «Если в 2005 году на одного воспитанника в детских дошкольных учреждениях приходилось 43 тыс. руб. бюджетных ассигнований, то в 2015 году направляется 257 тыс. руб. из бюджета республики; на одного ученика в дневных общеобразовательных учреждениях в 2005 году приходилось 53 тыс. руб., в 2015 году тратим 270 тыс. руб.».
Спикер сообщил, что в 2005 году в республике было 495 школ, требующих капитального ремонта, и 165 аварийных школ. «За последние 15 лет в республике построены 119 школ, в основном в сельской местности. Это солидная материальная база. Сегодня в республике 73 аварийные общеобразовательные организации. За выполнение задачи по ликвидации аварийных школ к 2022 году, поставленной главой республики, мы должны уже взять из бюджета республики этого года», — подчеркнул председатель Ил Тумэна.

Далее докладчик остановился на системе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). «Вся система начального образования Якутии уже вошла в эту систему. Но требованиям ФГОС в республике идеально не отвечает практически ни одна школа, не говоря уже о сельских, малокомплектных образовательных организациях», — выразил он свое мнение. И добавил, что в республике сегодня работают 248 малокомплектных школ, включая начальные общеобразовательные организации — детские сады. «В Федеральном законе «Об образовании в РФ» есть только понятие малокомплектных школ. Расшифровка понятия «передана» на решение самих регионов, но в то же время в федеральном государственном образовательном стандарте требования к малокомплектным школам не изменены. Они стандартны. Как быть регионам? Какими финансами выравнять ситуацию?» — спросил он и добавил, что парламентом республики совместно с Правительством Якутии и Министерством образования республики готовятся новые изменения в федеральное и региональное законодательство. Цель поправок – чтобы «система образования республики не испытывала трудностей, некоторые из которых являются хроническими не только для нашей республики, но и для других регионов».

«Если какая-нибудь школа не отвечает критериям доступности, то задача власти – довести эту образовательную организацию, чтобы доступность стала основным содержанием этой школы. У нас иногда получается наоборот. Если образовательное учреждение не отвечает критериям доступности, то это ставится ему в вину. Так не должно быть. Если государство взяло на себя обязательство обеспечить доступность образования для детей, то государство и должно создать условия для доступности образовательных организаций. Нельзя допускать, чтобы малокомплектные школы, имеющие недостаточную материально-техническую базу, находящиеся в отдаленных местностях, стали виноватыми за то, что они не обеспечивают доступность образования. Это задачи государства, руководства и власти республики», — подчеркнул он, завершая свое выступление.

За многолетнюю плодотворную работу в социальной сфере республики Александр Жирков объявил Благодарность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) с вручением серебряного знака учителю русского языка и литературы средней школы № 1 города Ленска Татьяне Харченко. Также за заслуги в области социального развития Якутии вручил почетные грамоты парламента Якутии с вручением золотых часов учителю физики Тюнгюлюнской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса Альбине Находкиной и директору Урасалахской средней школы Абыйского улуса Изольде Стручковой.

Поделиться