Просмотров - 56

11 сентября 2017 15:33

«Жду от фестиваля полных залов»

В Якутске стартовал V юбилейный Якутский международный кинофестиваль (ЯМКФ). В этом году гостями кинофестиваля стали колумбийский кинорежиссер, номинант премии «Оскар» Сиро Герра, швейцарский режиссер документального кино Антон Каттин, чешский кинопродюсер, теоретик и историк кино, журналист Джульетта Сишел, российский кинорежиссер Сергей Лобан, французский антрополог Эмили Май и другие. Нам же удалось поговорить с авторитетным российским киноэкспертом, кинокритиком Алексеем Медведевым, который является программным директором ЯМКФ-2017.

– Алексей Анатольевич, вы второй год подряд приезжаете к нам, в Якутск. Как давно у вас возник интерес к якутскому кино, чем оно вас зацепило?
– Вообще меня всегда привлекает сам феномен малобюджетного кино, которое снималось за копейки и прокатывается в местных кинотеатрах. О якутском кино, прежде всего, я услышал от своих друзей. Первым источником стал Антон Долин, известный журналист, кинокритик, который приезжал в Якутск на II фестиваль. По возвращении он поделился со мной своими впечатлениями, дал пару дисков и сказал, что это стоит внимания. Это были «Дорога» Михаила Лукачевского, «Покидая благоухающую гавань» Марианны Скрыбыкиной и «Тайна Чингисхана» Андрея Борисова, которые стали моим открытием якутского кино. Позже читал статьи, репортажи своих коллег Сергея Анашкина, Марии Кувшиновой. Меня все это заинтересовало, я понял, что действительно происходит как­ое-­то интересное явление.

– Что нам ждать от нынешнего фестиваля, что это даст якутскому кинематографу?
– Пусть якутский кинофестиваль небольшой, но он настоящий. Мы постарались сделать эту программу целостной и отражающей темы национальностей в местной и общемировой культуре. Про то, как народы ищут себя и находят свою идентичность в каких-то своих корнях и в том глобальном мире, в котором мы живем. Что касается внеконкурсной программы, то в этом году мы постарались установить рекорд – 60 фильмов за пять дней. У нас будет программа финского, немецкого, детского кино, российская анимация.
Все то, что мы сегодня делаем в рамках Якутского кинофестиваля, все это делается в помощь. Фильмы и гости, которых мы сюда привозим из Южной Кореи, Индии, Колумбии, Франции, Англии, множества европейских стран, Дании, Швеции, Чехии и т.д. помогут якутской культуре очень мощной, сильной, обладающей своей идентичностью, духом, как никогда ощутить себя частью мирового культурного процесса. Это даст возможность получить реакцию со стороны, обсудить свои впечатления с ведущими кинематографистами мира, а, может быть, и договориться о каком-то совместном проекте. Это помощь нашим кинематографистам, которые могут сравнить свои работы с работами коллег из других стран. Это нужно нашему зрителю, для того, чтобы наше сознание, глаза всегда были открыты и готовы к восприятию нового.

– Какой объем материалов приходится перелопатить, прежде чем составить программу фестиваля? Как много фильмов вы просмотрели?
– Не смотрю фильмы, которые представляют на отбор. Не бегаю по фестивалям в поисках интересного кино. Я просто смотрю кино и если фильм мне понравится, то приглашаю. Ищу и выбираю фильм, который произведет впечатление. Потом, если ты открыт новому опыту, то фильмы начинают складываться в пазлы, в какие-то случайные образования, потом понимаешь, что они вовсе не случайные, что один фильм отражается в другом и что-то их объединяет. Это интуитивная работа, более точного ответа нельзя дать.
Если с игровой программой я определился более или менее заранее, то для документального конкурса мне пришлось-таки посмотреть поданные материалы. За три дня я просмотрел 84 фильма (!). Это был такой нон-стоп с кофе. В какой-то момент я даже смотрел параллельно на двух мониторах, чтоб успеть. Из них отобрано всего три, все остальное моя подборка из других показов. «Гамлет и Даниэль» французского режиссера Эленор Лер, «Камчатские отцы» про священников, которые служат в труднодоступных районах Камчатки, замечательный шведский фильм «Тарфала» – эти фильмы являются открытием и следствием моих бессонных ночей.

– Что вы лично любите смотреть?
– Я вообще не смотрю много кино. Езжу на фестивали и там смотрю несколько десятков фильмов. Я не запойный киноман, но мне кажется, я знаю, где искать и мне часто везет. Люблю философские фильмы, не в том плане, что они говорят о каких-то заумных материях, нет, они могут говорить о жизни простых людей, но это фильмы, из которых я что-то новое понимаю про жизнь. Для меня такие фильмы — это новая волна румынского кино, фильмы Кристи Пую, Корнелиу Порумбою. В последнее время несколько очень интересных фильмов я видел из Грузии, фильмы Левана Когуашвили, фильм «Моя счастливая семья» Наны Эквтимишвили, которая работает уже на европейском уровне. Интересует творчество современных классиков, современного авторского кино. Понятно, что я не пропускаю новые фильмы Михаэла Ханеке, Ларса фон Триера или Абделя Кишиша. Все это я смотрю, мне это интересно.
Если говорить про якутское кино, мне реально нравятся почти все проекты Марианны Скрыбыкиной. В них есть точное понимание задачи, есть усилие для того, чтобы каждый раз выйти на новый уровень, каждый раз завоевать любовь зрителей, поднять качество и поэтому и «Посланник небес» и «Мой убийца» они были важны для меня. Очень жду «Глаза ночи», думаю, будет интересное кино, который выйдет на новый уровень.

– Ваше мнение по поводу «поднявшего бучу» законопроекта о прокатном удостоверении?
– Однозначно, надо бороться. В том виде, в котором нам его сегодня предлагают, он абсолютно абсурден и не отвечает своей цели. Цель Минкультуры – убрать низкопробные американские фильмы, которые вытесняют российское кино. Я не знаю, откуда они вообще взяли эту формулировку. Сейчас в российском прокате нет низкопробных американских фильмов, есть международные блокбастеры. Можно спорить по поводу того, нужны они или не нужны, кому-то они нравятся, кому-то нет. Но это не низкобюджетная продукция, это глобальные фильмы с бюджетами в сотни миллионов долларов и которым эти пять миллионов никак не повредят. «Трансформеры», «Форсаж» они даже в России собирают десятки миллионов долларов, поэтому заплатить пять миллионов рублей они смогут. Не смогут заплатить кинематографисты, снимающие авторское, малобюджетное кино, не смогут заплатить прокатчики, которые приглашают кино из других стран, Италии, Франции, Германии, Скандинавии. Одним ударом эти фильмы уничтожаются. Потому что они выходят, но не собирают много денег. У меня был опыт самостоятельного проката иранского фильма. Мы показывали его в трех кинотеатрах, показали в течение пары недель. Вся наша выручка, не учитывая издержки, составила около двухсот тысяч рублей. Как бы мы заплатили пять млн рублей? В случае принятия законопроекта, мы лишимся возможности такой инициативы, и мы не увидим иранских фильмов, французских, итальянских, немецких и якутских.

– Сколько фестивалей вы курируете и в чем их различие?
– Сейчас я веду три основных проекта. Это Сахалинский международный кинофестиваль, Якутский международный кинофестиваль и международный кинофестиваль «Послание к человеку», который проходит в Санкт-Петербурге. В «Послание к человеку» я курирую конкурсные программы, делаю акцент на документальных и короткометражных работах. Что касается Сахалинского кинофестиваля, то здесь отличие скорее в бюджете. Он на порядок выше, чем ЯМКФ, что позволяет как-бы развернуться, сделать больше, разнообразнее. Больше программ, фильмов и, главное, есть возможность пригласить как можно больше гостей. В Якутск, сами знаете, какие цены на авиабилеты, возможности в этом плане ограничены. С другой стороны, у ЯМКФ есть свой плюс – своя заинтересованная публика, которая знает и ждет этот фестиваль. Якутским кинематографистам интересно посмотреть, как их фильмы смотрятся в международном контексте.

– Что вы ждете от фестиваля?
– Полных залов. Это огромный подарок, уникальная, редкая возможность посмотреть работы великих кинематографистов. Билеты бесплатные, вход свободный. Мне кажется нельзя упускать такой шанс. Зрителям я желаю приятных просмотров. Приводите родных, друзей, детей, пусть приходит как можно больше людей.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА
Фото Ивана Баркова,
Якутия.Инфо