26

13 апреля 2018 в 14:50

Одними из первых…

Свое Послание Федеральному Собранию РФ в 2018 году Президент России Владимир Путин начал с изложения проблем демографической политики в России. Едва ли не впервые в истории таких выступлений Глава государства не просто обозначил проблему, а дал развернутый анализ существующей демографической ситуации и того, какие меры предстоит предпринять, чтоб еще глубже не провалиться в так называемую «демографическую яму».

Особую озабоченность вызывает тот факт, что согласно прогнозам специалистов к 2020 году россиян трудоспособного возраста окажется почти на 10 млн меньше (!), чем в 2005 году. Причина известна: падает рождаемость. А значит, только принятие упреждающих мер поддержки семей с детьми и стимулирование деторождения в семье может способствовать сохранению развивающегося, здорового общества.
Вот почему, заявил Президент России Владимир Путин, на охрану материнства и детства в 2019-2024 годах будет направлено 3,4 трлн рублей – на 40% больше, чем было выделено в 2012-2017 годах. Параллельно планируется принять и другие меры поддержки семей с детьми. Резюмируя сказанное, глава государства подчеркнул приоритетность, важность данного вопроса в дальнейшем развитии и укреплении страны.

В марте 1991-го
…Слушая Президента России, я вспоминала далекий март 1991 года. Тогда, на пятой сессии Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва председатель Верховного Совета М.Е.Николаев, подчеркивая, что «нельзя без чувства волнения, без серьезной озабоченности говорить о проблемах охраны материнства и детства, которые еще более усугубятся в связи с переходом на рыночные отношения», представил доклад «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охране материнства и детства на селе».
Он отметил, что «государственная система управления народным хозяйством должна работать во имя жизнеутверждения и опережающими темпами удовлетворять потребности в первую очередь детей, подрастающего поколения и женщин. Мы должны заботиться не только о количественном сохранении населения, что выражается в стимулировании рождения детей, но также о сохранении здорового потомства. Поэтому важнейшей задачей становится обеспечение всех семей благоприятными условиями для рождения здорового ребенка, получения детьми качественного образования, воспитания, умственного и физического развития, лечебной помощи, отдыха». Он заявил, что это первый этап комплексной программы социальной защиты семьи в республике, реализация которой начинается с села. На следующем этапе планируется разработка мер по оказанию помощи и социальной защиты малообеспеченным семьям в городах.
Это тоже было первое подобное выступление одного из первых руководителей республики тех лет. До того такие темы считались как бы второстепенными. На республиканских совещаниях предпочитали говорить о промышленности, строительстве, добыче золота и алмазов. На худой конец, обсуждать вопросы сельского хозяйства. После выступления Михаила Ефимовича, едва ли не впервые заговорившего о тревожной демографической ситуации в республике, депутаты приняли развернутое постановление, предусматривавшее массу нововведений. Аналогов им в России тогда еще не было. Речь шла о выплате единовременного пособия при рождении ребенка (прообраз нынешнего материнского капитала), значительном увеличении продолжительности отпуска по родам, выдаче комплекта новорожденному при выписке из роддома, повышении размера пособий в зависимости от количества детей в семье (в России такая мера начнет действовать с 2018г.). При этом наибольший размер пособий выплачивался на четвертого ребенка, что должно было стимулировать многодетность, а значит, и увеличивать численность населения республики.
Отдельный блок представляли новации пенсионного законодательства. Так, отмечая тяжелые условия труда женщин в сельском хозяйстве, им было предоставлено право раннего выхода на пенсию независимо от возраста, если женщина проработала дояркой, оленеводом, охотником не менее 20 лет. Также право выходить на пенсию в 45 лет было предоставлено матерям, имеющим 4 детей. Это решение было встречено с большой радостью и тысячи женщин в свое время воспользовались им.
Как показала жизнь, все эти меры себя полностью оправдали. Ведь это была не просто дань уважения многодетным мамам, но и решение сложнейшей демографической задачи. Многие якутянки, родив третьего ребенка, решались на четвертого даже в непростых условиях 90-ых годов.

В поддержку семьи
Следующие постановления Верховного Совета, а затем и первые Указы Президента РС(Я) в марте 1992 года утвердили ряд дополнительных мер в этом направлении, и многие из них также были принципиально новыми для своего времени.
Во-первых, мотивируя официальную регистрацию молодых семей и поддерживая начало их совместной жизни была предусмотрена выдача им кредит-пособия на приобретение стиральной машины, телевизора, холодильника, мебели. Если молодые разводились, кредит они должны были вернуть. Это рождало у молодоженов чувство ответственности: не только перед друг другом, но и государством.
Во-вторых, еще одной значимой мерой с далеко идущими целями стала выдача молодым семьям беспроцентного кредита на строительство индивидуального жилого дома на селе. При этом с рождением каждого ребенка часть кредита погашалась. А когда на свет появлялся третий малыш, он считался погашенным полностью. С одной стороны, это позволяло решать демографические задачи, с другой, закрепляло молодых на селе. При этом ни о каких кредитах на жилье в масштабах России разговор в то время даже не шел. Сегодня, с высоты прожитых лет, удивляюсь и восхищаюсь смелостью добрых побуждений и инициативой тех, с кем мне довелось работать над подготовкой этих документов.

«Голь на выдумки хитра»
Между тем, практическая реализация принимаемых мер требовала огромных средств. Те, кому довелось жить в 90-ые годы, наверняка запомнили их, прежде всего, повсеместным дефицитом денежной массы, и именно в это время мы отважились на столь финансово нагруженные меры поддержки.
Мало было сгенерировать новаторскую идею – ее еще требовалось защитить! Все документы проходили обязательное согласование на предмет финансовой обеспеченности. И как же сложно было бегать по различным ведомствам и получать «добро»: не каждый понимал, что все делается во имя будущего республики!
Но, думаю, что было бы куда сложнее, если бы не то единодушие, сплоченность, желание каждого внести свою лепту в обеспечение будущего республики, которое в этом процессе сыграло огромную роль. По принципу «голь на выдумки хитра» депутаты ХII созыва законодательно учредили семейный налог, средства от которого поступали в специально созданный Фонд поддержки семей с детьми (его руководителем была назначена С.Е. Николаева). А уже оттуда направлялись на реализацию мер, принятых в поддержку семьи и детства.

Эффективно и результативно
Одной из причин заметно осложнившейся демографической ситуации в Якутии в 1990-ых годах был и спровоцированный распадом СССР массовый выезд на историческую родину людей, которые когда-то приехали сюда работать. Наметившаяся тенденция уменьшения численности населения, снижение рождаемости и естественного прироста, — вот приметы тех лет. Между тем, численность самого народа саха едва достигала 365 тысяч человек.
В суверенной республике необходимо было воспитать новое поколение: высокообразованное, грамотное, здоровое. Вот почему вопросы государственной демографической политики республики находились на постоянном контроле у Президента, депутатов и правительства. Принималось все больше новых мер социальной поддержки семей с детьми, нацеленных на их воспитание и образование. Однако со временем пришло понимание: для того, чтобы можно было оперативно и эффективно их реализовывать, нужна единая исполнительная структура в правительстве, администрациях улусов и городов. Так был создан Комитет по делам семьи и демографической политике при Президенте РС(Я), первым председателем которого в 1993 году была назначена А.Н.Божедонова. Трудно переоценить его вклад в обеспечение стабильности и поддержки семей с детьми в условиях перехода на рыночные отношения, а также в духовном развитии юных якутян и решении вопросов демографии.
Ну, а основы внедрения новых механизмов демографической политики и разработку республиканских мер социальной поддержки семей с детьми заложил Отдел по делам женщин, семей с детьми и демографической политике при Секретариате Верховного Совета Якутской ССР, созданный осенью 1990 года по прямому указанию Председателя Верховного Совета Михаила Николаева. Мне посчастливилось стать его первой заведующей, координируя очень интересную работу. И сегодня, когда я вспоминаю те годы, меня переполняет чувство глубокого удовлетворения, потому что то, что мы делали, было действительно нужно людям и с благодарностью ими оценено.
Вот так, 27 лет назад, одними из первых в стране, мы решились на меры, которые потом станут основой демографической политики нашей республики. Этот опыт оказался неплохой «учебной базой» и для других регионов. Ну, а нам он помог удержать демографический баланс, на годы вперед сохранив его на позитиве.

Альбина ПОИСЕЕВА,
заведующая отделом по делам женщин, семей с детьми и демографической политике Верховного Совета Якутской ССР
в 1990-1993 гг.