252

20 октября 2017 в 13:39

Разговор в Госдуме о сельской медицине и льготниках Якутии

Сельская медицина не только должна существовать, но и быть доступна каждому. На этом категорически настаивают тысячи россиян из самых разных регионов, которые живут вдалеке от столиц, и не слишком довольны тем, как реформа медицины обходилась в последние годы с их участковыми больницами.

Ситуация назрела настолько, что в Госдуме РФ решили обсудить это на парламентских слушаниях – туда традиционно выносятся самые важные вопросы внешней и внутренней политики. Дискуссия состоялась 12 октября. Ее участниками стали депутаты нижней палаты российского парламента, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Законодательных собраний субъектов РФ и т.д.
Позицию Якутии представил председатель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, социальной политике, труду и занятости Александр Корякин. Который, отстаивая законодательные инициативы парламента республики, весь свой депутатский срок занимается как раз тем, что пытается сохранить маленькие больнички в удаленных наслегах.

– Александр Иванович, о чем вы говорили со столь высокой трибуны?
– Если коротко, то о том, на чем мы настаивали всегда: разные регионы требуют разного подхода.
Вообще я очень рад, что эти парламентские слушания – «Доступность и качество оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности. Правовое обеспечение» -– наконец состоялись и мне удалось там выступить. Во-первых, потому, что эта тема очень волнует нашу республику. Якутия первой почувствовала, что результат реформ в здравоохранении, в том, что касается ее первичного звена, не столь однозначен, и забила тревогу. Сегодня это волнует и других. Во-вторых, дискуссия протекала бурно, выступить удалось лишь половине участников, и я рад, что все-таки озвучил точку зрения нашего парламента.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова дала развернутую картину нынешнего состояния здравоохранения, определив задачи и приоритеты, среди которых и оказание доступной медпомощи на селе. Сделано за эти годы действительно немало. Создана геоинформационная система, выросло число центров и отделений врачей общей практики, количество передвижных врачебных бригад, амбулаторий, ФАПов и т.д. Реализуется программа «Земский доктор», которая позволяет восполнить дефицит кадров на селе: ее участниками за 5 лет стали почти 24 тысячи человек.
И в то же время, как отмечалось во время дискуссии, реформа спровоцировала новые проблемы. В первую очередь, это как раз оптимизация ЛПУ -– приведение сети лечебных учреждений в соответствие с требованиями нормативов Минздрава России. Как показывает жизнь, очень часто эти нормативы входят в противоречие со здравым смыслом. Больницы закрываются там, где закрываться не должны: например, единственные в труднодоступных поселках. И это не разовые случаи. Как сказал председатель Комитета ГД РФ по охране здоровья Дмитрий Морозов, депутаты получают по этому поводу массу писем.

– О чем говорили представители регионов?
– О том, что в каких-то ситуациях реформа привела к негативным последствиям, что больницы нельзя «оптимизировать» бездумно. Звучали предложения не закрывать, а строить ФАПы – выяснилось, что они нужны всем. Говорили, что нужно продолжать программу «Земский доктор», о санитарной авиации, телемедицине. Звучали настойчивые пожелания сделать федеральной и программу «Земский фельдшер». Многие считают, что нынешние методики расчета различных коэффициентов не учитывают особенности регионов – их нужно корректировать. Мы об этом, к слову, начали говорить уже давно.
Была масса предложений и по полномочиям. Наша позиция такова: какую-то часть неплохо вернуть с регионального уровня на муниципальный. Например, главы муниципальных образований сегодня и хотели бы помочь со строительством жилья для молодых специалистов – медиков, педагогов и т.д., но на это у них нет прав.
Вообще дискуссия прошла очень бурно. Звучали острые замечания, Вероника Скворцова тут же давала подчиненным поручения взять их на контроль и т.д.
Однако только этим проблемы сельской медицины не исчерпываются. Не менее остро, к примеру, стоит и вопрос лекарственного обеспечения, о чем говорил я.

– Например?
– Во-первых, мы предложили включить жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и их доставку в перечень товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований в районах Крайнего Севера и приравненных к ним с ограниченными сроками завоза грузов. Этот перечень оговорен федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Сейчас в этом списке топливо, продовольствие, а вот лекарств нет. Хотя все знают, как сложно доставлять в эти районы самое необходимое, включая лекарства, как трудно выживать там аптекам. На это часто жалуются сельчане, а поправки в закон могли бы сгладить ситуацию.
Во-вторых, мы считаем, что химиотерапевтические препараты второго поколения – а они всегда дороги -– пора включать в перечень лекарств для льготников, которые обеспечиваются ими по программе «7 высокозатратных нозологий» («7ВЗН»). Дело в том, что у больных очень быстро развивается устойчивость к лекарствам. А покупать для них лекарства нового поколения, которые помогают справиться с болезнью или хотя бы остановить процесс, сейчас приходится республике, что огромным беременем ложится на ее бюджет.
Третье предложение касалось пациентов с орфанными, редкими заболеваниями. Покупка лекарств для них – также очень дорогих – опять-таки идет за счет регионального бюджета. Между тем каждый год таких пациентов все больше. За последние 4 года расходы республики в связи с этим выросли со 120 до 538 млн рублей. Мы считаем, что какую-то часть орфанных болезней – самых затратных – можно было бы внести в федеральную программу «7ВЗН».
Кроме того, мы озвучили свои предложения по федеральным льготникам, выбравшим денежную компенсацию, и т.д. Все эти ситуации требуют изменений федерального законодательства.

– Есть ли шанс, что они будут услышаны?
– Мы будем на этом настаивать. Радует уже то, что в проект резолюции слушаний вошли рекомендации Госдуме РФ принять изменения в федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которым ликвидация и реорганизация больниц должна идти только с учетом мнения местных жителей и по решению специальных комиссий. А правительству РФ, помимо прочего, предложено включить в программу «Земский доктор» и города с населением до 50 тысяч человек, и т.д.
Мы очень рады, что этот разговор состоялся, что нам удалось озвучить свою точку зрения. Градус внимания к сельской медицине в последние годы очень высок, и дискуссионная площадка парламентских слушаний в Госдуме лишь подтвердила это.