69

08 июля 2019 в 13:25

Доступное качественное образование для Арктики

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 2 июля провела пресс-конференцию по вопросам современной образовательной модели арктических регионов.

Проводится системная работа
Народный депутат Якутии Феодосия Габышева напомнила, что на сегодняшний день одним из приоритетов федеральной повестки стало развитие Дальнего Востока и Арктики. Так, находится на стадии обсуждений документ стратегического значения арктической направленности – новая Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года, внесена на рассмотрение правительства страны Национальная программа развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Феодосия Васильевна добавила, что эти документы предусматривают целостное видение и комплексный подход к развитию арктических территорий и дальневосточных регионов.
Парламентарий отметила, что недавнее назначение Главы республики Айсена Николаева руководителем рабочей группы Государственного совета РФ по развитию Дальнего Востока дает новые возможности для республики. По ее мнению, признание всех 13 северных районов Якутии арктическими территориями, что значительно расширило российскую Арктику, является значимым достижением.
Феодосия Габышева подчеркнула, что в Якутии проводится системная работа в области современной образовательной модели арктических регионов. «Осенью от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) мы инициировали участие представителей республиканской системы образования на совещании по вопросам образовательной модели арктических регионов у Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Валентины Матвиенко, где представитель Верхневилюйской республиканской гимназии ставила вопрос о компенсации расходов на коммунальные услуги работникам системы образования, в частности, о компенсации руководителям – директорам и завучам образовательных организаций, которые на каком-то этапе ранее были отменены», – сказала Феодосия Васильевна, добавив, что многие предложения со стороны республики оказались услышаны на федеральном уровне.
Якутия продолжает будировать вопрос по малокомплектным школам, который, по словам Габышевой, уже поднимается на уровне Государственной Думы РФ как самостоятельная проблема. Председатель профильного комитета Ил Тумэн сообщила, что в скором времени будут вноситься изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые определят критерии для присвоения статуса малокомплектной школы. Среди критериев по аналогии с республиканским законодательством будут закреплены численность учащихся, отдаленность, а также труднодоступность образовательных учреждений, включая естественные природные барьеры.
Как отметила Феодосия Габышева, для научного сопровождения всех вносимых изменений в республике продолжает плодотворно работать Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я), который был открыт в 1961 году на базе Якутского филиала ИНШ МП РСФСР. Вопрос сохранения института в качестве самостоятельного учреждения поднимался на встрече с министром просвещения России Ольгой Васильевой.
Парламентарий рассказала о Международной конференции «Сохранение языков народов мира и развитие языкового разнообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика», собравшей представителей 63 стран. Также для участия в конференции прибыли советник министра просвещения РФ Андрей Петров, заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства Федерального агентства по делам национальностей Тимур Цыбиков. «В первую очередь, мы будем ставить вопрос о кочевом образовании коренных малочисленных народов в условиях Арктики. Подобный эксперимент проводился у нас в 2005-2006 годах под эгидой ЮНЕСКО, который получил одобрение как российских экспертов, так и международных. Свое непосредственную заинтересованность проявили Норвегия, Финляндия, Канада, Монголия, Румыния, Молдавия, Казахстан и другие страны», – сказала Феодосия Габышева. Она также отметила, что все кочевые народы, вне зависимости от мест проживания, заинтересованы в обеспечении доступного качественного образования, что заставляет их проявлять интерес к разработанным в республике 7 моделям, чья научная основа была создана заслуженным деятелем науки РФ и РС(Я), академиком АН РС(Я) Василием Роббеком. В 2008 году был принят закон «О кочевых школах РС(Я)», в республике на сегодня работают 11 кочевых школ, где учатся 112 детей.
«Есть достаточно трудный вопрос, касающийся лицензирования образовательных организаций в кочевых условиях. Это вызывает сегодня множество вопросов из-за требований надзорных органов. Например, пожарный надзор требует выведения на единую диспетчерскую связь, что невозможно в условиях обширных территорий и отсутствия постоянного адреса», – поделилась Феодосия Васильевна. В свою очередь, обеспечение школ модульными объектами вызывает вопросы у экологов, что требует дальнейшей проработки необходимых мер по защите окружающей среды.

Вопрос обеспечения кадрами
С 2020 года запускается проект «Земский учитель». «Мною внесено предложение о необходимости рассмотрения вопроса по квотированию, потому что в наших труднодоступных малокомплектных школах мы не сможем открывать сегодня вакансии», – сообщила Феодосия Габышева.
Парламентарий также рассказала о новых проектах – Международной Арктической школе, Международном Арктическом Центре культуры и искусств, разработке федеральной целевой программы «Дети Арктики»: «Мы инициировали на федеральном уровне создание комплексной программы «Дети Арктики». Желаем, чтобы все проблемы были рассмотрены в целом, будь это кадровые вопросы, меры по поддержке детей или вопросы обеспечения инфраструктуры для дистанционного образования. Мы вносим предложение о принятии соответствующей государственной программы, но сейчас обсуждается вопрос источников финансирования. Пока есть возможность рассмотреть этот вопрос в рамках национальной программы развития Дальнего Востока, в котором, в принципе, существует отдельное направление по Арктике – это один из возможных механизмов. Второй вариант – разработка отдельной программы, что достаточно сложно, но, тем не менее, если Министерство просвещения РФ, Совет Федерации и Государственная Дума будут заниматься этим вопросом вплотную, то возможно какое-то решение может быть принято».
«В целом у нас есть налаженная система подготовки кадров – это наши образовательные учреждения, в том числе, учреждения среднего профессионального образования. Это Арктический колледж народов Севера, также Арктический институт культуры и искусств и Северо-Восточный федеральный университет, который готовит кадры и обеспечивает непрерывность образования. Но, тем не менее, существуют сложности – в первую очередь, по оплате проезда, по целевому приему из отдаленных территорий. Этими вопросами мы должны заниматься системно», – подытожила председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева.
Отвечая на вопрос журналистов о заработной плате учителей, работающих в арктических районах, Феодосия Васильевна отметила, что на сегодня обеспечивается оплата вне зависимости от численности детей в школах. По ее словам, существует предложение о том, чтобы на федеральном уровне предусмотреть компенсационные меры для учителей, которые работают на отдаленных территориях. Она подчеркнула, что этот вопрос крайне актуален и будет обсуждаться в ближайшие дни вместе с профильными министерствами республики.
Сегодня появилась возможность получать дистанционное образование электронным способом, развивается тьюторство при непосредственном участии в обучении самих родителей. «Мы хотим, чтобы член семьи мог получить документ по присмотру или лицензию на воспитательную деятельность в кочевых условиях детского сада. Жены, имеющие педагогическое образование, могут работать в кочевых условиях, тем самым, обеспечивая себе трудовую занятость – это было бы значительной поддержкой семей, которые работают в таких сложных условиях», – отметила по этому вопросу народный депутат республики.
Феодосия Габышева также анонсировала, что в ноябре будет проводиться ІІ Всероссийский съезд учителей родных языков, культуры и литературы и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Дьулус БОРОЧКОВ

Поделиться