118

05 октября 2018 в 15:54

Система на пороге перемен

4октября в малом зале парламента состоялась встреча депутата Государственной Думы РФ Галины Данчиковой с народными депутатами Госсобрания (Ил Тумэн) и представителями педагогической общественности по вопросам реализации Национального проекта «Образование» в Республике Саха (Якутия) при участии министра образования и науки Якутии Владимира Егорова.

Подчеркивая важность образования
Россия находится в преддверии глобального прорыва в социально-экономическом развитии, национальные цели и стратегические задачи для которого обозначены в «майских» указах президента страны Владимира Путина. Движущей силой прорыва должны стать высококвалифицированные кадры, которые необходимо качественно готовить с самого раннего возраста, для чего особенно выделен приоритетный национальный проект «Образование», в реализацию которого обязана включиться и наша республика.
Основной целью проекта является амбициозная задача по вхождению к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для чего всего будет выделено около 747 млрд рублей. В законопроекте о федеральном бюджете на 2019-2021 годы предусмотрено более 348 млрд рублей. Для субъектов Российской Федерации средства будут выделяться посредством конкурсного отбора через механизм субсидирования и присуждения грантов. Владимир Егоров заявил о том, что Министерство образования и науки Якутии уже начало плановую подготовку до объявления соответствующего конкурса, в том числе был создан ведомственный проектный офис, находящийся на ежедневной связи с Фондом новых форм развития образования, также планируется организация межведомственной комиссии.
«Мы будем формировать свои проекты уже на 2019 год, на который выделено 110 млрд рублей федеральных денег. При этом принято решение о том, что софинансирование для Республики Саха (Якутия) составит 2%. Мы должны быть готовы к тому, чтобы в очень сжатые сроки представить свои проекты для их реализации», – отметил Владимир Егоров.
Как сообщила Галина Данчикова, национальный проект «Образование» вбирает в себя 10 отдельных направлений: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты». Она подчеркнула, что Якутии необходимо подключиться в реализацию каждого из этих направлений. По ее словам, эти федеральные проекты серьезно меняют в целом все подходы к устоявшейся системе образования в России.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петр Гоголев 2 октября встретился с депутатом Государственной Думы ФС РФ Галиной Данчиковой. На встрече были обсуждены вопросы продвижения законодательных инициатив якутского парламента, внесенных в Государственную Думу РФ.  Кроме того, Петр Гоголев сообщил, что при Государственном Собрании (Ил Тумэн) будет создан совещательный орган с участием спикеров, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации предыдущих созывов. Он пригласил Галину Данчикову в рамках региональных недель принять активное участие и осветить актуальную федеральную повестку в работе данного совета.

Школы шагают в ногу со временем
Депутат Госдумы РФ Галина Данчикова выделила федеральный проект «Современная школа» в качестве одного из основных. По ее словам, по данному направлению планируется решить задачи по созданию новых мест в образовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирования условий для получения качественного образования.
«Основные задачи сориентированы на то, что мы должны будем заниматься строительством новых школ и, конечно же, реконструкцией старых школ, то есть созданием дополнительных мест. Также должна быть внедрена современная образовательная безбарьерная среда», – сказала она. Не менее 70% обучающихся в образовательных организациях будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Особое внимание будет уделяться совершенствованию методов обучения по предмету «Технология» на базе высокооснащенных организаций, в том числе детских технопарков.
Основой реализации проекта «Цифровая образовательная среда» станет создание и внедрение федеральной информационной сервисной платформы, цифровой образовательной среды, набора цифровых информационных решений. Финансовые ресурсы предусматриваются в размере 36,5 млрд рублей на 2019-2021 годы. Как добавил Владимир Егоров, стоит серьезная задача по увеличению скорости интернета до 100 Мбит/c в городах и 50 Мбит/с для образовательных организаций в сельской местности.

Внимание к дополнительному образованию
По проекту «Успех каждого ребенка» стоит задача по охвату 80% детей дополнительным образованием к 2024 году. Не менее 25% детей должны обучаться по дополнительным образовательным программам естественнонаучной и технической направленности. Стоит вопрос создания технопарков, центров поддержки и выявления одаренных детей, а также создания в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физкультурой и спортом. Общий объем ресурсов в федеральном бюджете на 2019-2021 годы составляет 36,9 млрд рублей.
Министр образования республики Владимир Егоров отметил, что шаг в направлении создания регионального центра для выявления и поддержки талантливых детей уже сделан – заключено соглашением с фондом «Талант и успех», центр практически уже создан на базе Малой академии наук. Также он подчеркнул о необходимости мобильных технопарков, как более подходящей для условий республики формы подобных организаций.

Поддержка института семьи
Существует отдельный федеральный проект, касающийся поддержки семей, имеющих детей, в рамках которого во всех субъектах будет создана система информирования родителей по вопросам образования детей, в том числе на площадках объектов социальной инфраструктуры.
К 2024 году планируется, что во всех субъектах будут функционировать центры помощи родителям. Родители будут получать психологическую, педагогическую, методическую, консультативную помощь, в том числе будет создан федеральный портал», – сказала Галина Данчикова.

Учитель будущего
По проекту «Учитель будущего» с 2020 года будет внедряться национальная системы профессионального роста педагогических работников, охватывающая не менее 50% учителей и образовательных организаций. Будет организована системная работа по непрерывному развитию профессионального мастерства работников системы образования и существенно обновлено содержание программ по повышению квалификации педагогов.
Особое внимание будет уделяться молодым учителям. Не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые 3 года работы. Также должна быть создана модель единых оценочных требований и стандартов для оценки компетенций педагогических работников общего и дополнительного профессионального образования.

Повысить готовность выпускников
Федеральный проект «Молодые профессионалы» больше касается именно высшего образования. «Здесь необходимо включиться главному учебному заведению республики, чтобы попасть в число 30 ведущих университетов страны и получить финансовую поддержку. Для того, чтобы попасть в это число, нужно не менее 2 лет подряд быть в топ-1000 международных рейтингов вузов», – отметил Владимир Егоров.
«Мы также должны приблизить компетенции выпускников к потребностям рядового производства. У нас для этого существуют механизмы WorldSkills, по стандартам которых мы должны стремиться готовить наших выпускников», – добавил он.
В рамках федерального проекта планируется создать по всей стране 100 центров опережающей профессиональный подготовке, в которой должны быть сконцентрированы материальные и кадровые ресурсы.